Файл: I. Управление в сфере информационных технологий и информационных систем Глава ii.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одна и та же информация может быть оформлена и представлена с помощью информационных технологий таким образом, что она может вызвать как позитивную, так и негативную эмоциональную реакцию, вследствие чего возможны нарушения нормального психологического состояния человека, группы, сообщества.
Сложно требовать правовой защиты от «направленных» информационных воздействий средств массовой информации и коммуникации, однако существует реальная угроза «психологического инфицирования» не только для отдельного человека, но и для всего человечества. Таким образом, проблемы защиты и безопасности личности, общества, государства от некачественной, фальшивой информации и дезинформации, защиты данных о личности и личных данных очень актуальны.
В информационном обществе возникает проблема обеспечения защиты от нового вида «оружия массового поражения» - информационного оружия, которое может использоваться для поражения информационных ресурсов и инфраструктуры, общественного сознания и системы его формирования, личности и индивидуального сознания.
Сегодня, как информационное оружие, разрабатывается широкий класс средств и способов информационного воздействия на возможного противника. К таким средствам относятся специфические информационные технологии, которые позволяют целенаправленно изменять, уничтожать, копировать, блокировать, модифицировать, искажать информацию; преодолевать системы защиты; изменять права доступа законных пользователей; организовывать процессы дезинформации; нарушать функционирование носителей информации; дезорганизовывать работу технических средств, компьютерных систем и сетей. Учитывая то, что в информационном обществе многие функции принятия решений поддерживаются техническими системами, проблема уязвимости этих систем к непреднамеренным ошибкам персонала и преднамеренным специальным воздействиям извне становится проблемой безопасности общества и государства.
Мировой опыт показывает, что к решению проблем безопасности в информационной сфере каждая страна должна привлекать своих ученых и производителей. Национальные специалисты должны гарантировать высокое качество информационных услуг, безопасность информационных технологий, современную систему сертификации и стандартизации, создание системы национальных информационных ресурсов, динамичное развитие информационной инфраструктуры, безопасность работы в мировом информационном пространстве. Ими должны быть разработаны национальные стратегии повышения правовой культуры и компьютерной грамотности населения, развития инфраструктуры информационного пространства страны, комплексного противодействия «информационному оружию», создания безопасных информационных технологий для жизненно важных, пресечения компьютерной преступности, разработки программ использования информационных технологий (ИТ) в
сфере образования, культуры, медицины, экологии, которые способствовали бы технологическому и экономическому росту.
Начиная с 60-х годов, когда большие фирмы начали устанавливать компьютеры в отделы бухгалтерского учета, ИТ играли значительную роль в предоставлении возможности фирмам, чтобы конкурировать на низкой цене. Компьютеры использовались, чтобы автоматизировать диалоговую обработку запросов, уменьшая цикл времени и обеспечивали операционные данные для принятия решения. Всплеск новых технологий в 80-х годах открыл дополнительные возможности, такие, как уменьшение времени для создания новых изделий посредством инструментальных средств автоматизированного проектирования; оптимизация процессов компьютеризированными системами управления, в которые внесены человеческие экспертные правила решения; быстрое изменение поточной линии планирующими системами, которые интегрируют научные исследования в производство, и коммерческая информация.
К 90-м годам приложения ИТ были широко распространены и достаточно совершенны, чтобы позволить фирмам конкурировать новаторскими способами. Если в прошлом фирмы должны были выбрать между стратегиями стоимости или дифференцирования, сегодня ИТ позволяют фирмам в некоторых отраслях промышленности конкурировать с низкими ценами и дифференцированием изделий одновременно. Некоторые фирмы пытаются конкурировать не только с низкими ценами и высоким качеством, но также и на способности делать высоковарьируемые под пользователя изделия. Названные как «массовые настройки» ИТ используются, чтобы быстро увязать процессы и рабочие группы, произвести настроенные изделия, которые являются именно такими, в которых клиент нуждается.
Использование информационных технологий для управления предприятием делает любую компанию более конкурентоспособной за счет повышения ее управляемости и адаптируемости к изменениям рыночной конъюнктуры. Подобная автоматизация позволяет: повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единого банка данных; улучшить делопроизводство при помощи оптимизации и стандартизации документооборота, автоматизации наиболее трудоемких его процедур; снизить расходы на ведение дел за счет автоматизации процессов обработки информации, регламентации и упрощения доступа сотрудников компании к нужной информации. Изменить характер труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях; обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования денежных средств на всех уровнях управления; руководителям среднего и нижнего звеньев анализировать деятельность своих подразделений и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов; повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратом; гарантировать полную безопасность и целостность данных на всех этапах обработки информации и др.
3
Автоматизация дает значительно больший эффект при комплексном подходе. Частичная автоматизация отдельных рабочих мест или функций способна решить лишь очередную «горящую» проблему. Однако при этом возникают и отрицательные эффекты: не снижаются, а порой даже увеличиваются трудоемкость и затраты на содержание персонала; не устраняется несогласованность работы подразделений.
Совершенно очевидно, что информационные технологии при всей своей революционности не отменили производственного процесса, не ликвидировали конкурентов и не отняли у человека право принимать решения. Объект управления – фирма не перестала существовать, даже если она стала виртуальной, внешнее окружение продолжает существовать и даже возросло, необходимость находить решения слабоструктурированных задач осталось. Скорее можно говорить об интенсификации всех процессов в информационном веке. Изменился инструментарий в управлении фирмой, но зато настолько сильно изменился, что повлиял на все процессы, к которым имеют отношение менеджеры: планирование, организацию, руководство и контроль.
информация информатизация правовой
Заключение
Основные выводы по вопросам правового регулирования информационных систем в управлении можно сделать следующие:
1. Информационная технология в управлении - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов. На выбор того или иного способа обработки данных влияет очень большое количество факторов, связанных как с самим объектом управления, так и управляющей системой. Количество возможных вариантов построения технологического процесса обработки данных оказывается довольно значительным.
2. Понятия информации, информационных процессов и информатизации даны в Федеральном законе от 27 июля 2006 г «Об информации, информатизации и защите информации». Информация — это сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
В совокупности с информационными технологиями рассматриваются и вопросы связи, так как информация распространяется с помощью средств связи всех ее видов — электрической, почтовой, электронной, фельдъегерской и специальной связи. Это означает, что соответствующими нормативными правовыми актами регулируются отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся под ее юрисдикцией территориях, а также отношения, связанные с функционированием фельдъегерской и специальной связи.
Без нормального функционирования органов управления информационными технологиями и связью невозможны решение государственных, политических и общественных задач, эффективный обмен данными в бюджетных и коммерческих структурах, работа промышленности, учреждений образования, науки, культуры, удовлетворение потребностей населения в услугах связи.
Поэтому приоритетными задачами государства в этой сфере являются: повышение уровня информатизации общества, создание возможности для полноценной интеграции России в мировое информационное сообщество путем совершенствования существующих информационных технологий и техники связи, а также освоения новых с учетом требований информационной безопасности. Необходимо расширить инфраструктуру сети Интернет на территории России, демонополизировать телекоммуникационный и информационный рынки, создать соответствующую конкурентную среду.
Список использованной литературы
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2007 – 512 с. -
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» //СПС Гарант -
Административное право /под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ – 703 с. -
Гаврилов Э.П. Коммерческая тайна и результаты интеллектуальной деятельности // Патенты и лицензии. 2002. N 4. С.19-23 -
Городов О.А. Информация как объект гражданского права Правоведение. 2001. N 5. С.80 – 82 -
Гражданское право /под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004 – 734 с. -
Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М.: НОРМА, 2003. – 400 с. -
Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Юридический мир. 2000. N 3. С.4-11; N 6. С.25-35. -
Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав //Право и экономика. 2003. N 9. С.28-33. -
Копылов В. А. Информационное право Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2006 – 400 с.
1 Административное право /под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ – С.534-535
2 Копылов В. А. Информационное право Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2006 – С.233
3 Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М.: НОРМА, 2003. – С.156