Файл: Глобализация общества, быстро меняющиеся технологии открывают для учеников возможность для собственных открытий, разработок на важные проблемы современной жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальность.Глобализация общества, быстро меняющиеся технологии открывают для учеников возможность для собственных открытий, разработок на важные проблемы современной жизни. На современном этапе развития общества, стоит вопрос поиска альтернативных источников энергии, восстановление экологии, покорение Космоса, изучение Мирового океана, поиск лекарств и вакцин. И значение образования для формирования будущих специалистов огромно.
В связи с этим образование ⅩⅩⅠ века должно быть междисциплинарным, интегративным, все больше на основе проектов и исследовательской деятельности. Компьютерные технологии предоставляют мгновенный доступ к любой научной, технической информации, являются ключом в новую образовательную систему, в которой ученики используют информацию и работают в команде для достижения поставленной цели.
В подготовке будущих специалистов высокого класса главную роль играют профилизация школы. Профильное обучение основано на принципах интегративности, дифференцированности, вариативности, индивидуализации образования и рассматривается как средство для индивидуализации и дифференциации, позволяющее обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. Для достижения интегративности дифференциации индивидуализации вводятся элективные курсы по выбору. Элективные курсы служат для углубления знаний по выбранному профилю, для дополнения основной образовательной программы,
Цель исследования: разработать методику формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся в процессе организации элективного курса «Биомедицина» в старших классах биолого- химического профиля.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую и специальную литературу, раскрывающую сущность компетентностного подхода в профильном обучении;
2. Выявить дидактический потенциал элективного курса «Биомедицина» в формировании проектно-исследовательских компетенций обучающихся;
3. Разработать методику формирования проектно-исследовательской компетенции на основе элективного курса;
4. Провести педагогический эксперимент и выявить эффективность элективного курса «Биомедицина» как основы для формирования проектно-исследовательских компетенций.
Экспериментальная база: МАОУ «Хатасская СОШ им.П.Н.иН.Е.Самсоновых» и НУЛ «Агрокуб».
Чтобы раскрыть сущность компетеностного подхода, мы должны сначала определить что такое компетенция и компетентность. При определении сущности понятия компетентности нет единого мнения авторов. Разработчиками ФГОС ОО отмечается, что «компетенция это есть умение учиться» Другое толкование понятия «компетенции» и «компетентности» даны в ФГОС ВПО «Термины, определения, обозначения, сокращения» говорится, что «компетенция ‒ это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». По мнению А.В.Хуторского компетенция - это внешнее качество, нормасоциальных, образовательных требований к ученику, которые необходимы для качественной подготовки к взрослой жизни. А компетентность - это внутреннее качество ученика для овладения этой компетенцией. В понятии компетенции важную роль играет личностный подход и социальный смысл образования.
Формирование проектно-исследовательских компетенций у обучающихся старших классов не формируется самостоятельно, а требует целенаправленного педагогического участия. Эффективность решения данной проблемы зависит от методологического подхода. Наиболее продуктивными являются системный и компетентностно-деятельностный подходы. В проектно-исследовательской деятельности четко прослеживается все признаки системы: цели, задачи, планирование, методы, содержание, организационные формы. Задачей компетентностно-деятельностного подхода является наполняемость, направление проектно-исследовательской деятельности.
Новый слайд-Термин «проектно-исследовательская компетенция» состоит из двух составляющих: проектной и исследовательской деятельности. Отличие проектной деятельности от исследовательской лежит в том, что в проектной деятельности результат известен, а в исследовательской нет; проект имеет четкую структуру, а в исследовании не все этапы могут быть реализованы. Несмотря на эти различия, проектно-исследовательская деятельность представляет собой интеграцию деятельности этих понятий. Они неразрывно взаимосвязаны, дополняя друг друга как единую процедуру с определенными этапами деятельности. Процесс проектирования невозможен без исследовательской деятельности по поиску и анализу информации. Основные критерии оценивания проектно-исследовательских компетенций по разработке воробьевой аллы виктровны,
-знания (знать основные термины, этапы исследования, виды представление работы, критерии оценивания);
-способности к исследования, умения и навыки (выделить проблему, определить объект, предмет, тему исследования, составить план, работать с литературой, искать пути решения проблемы, обобщать, сформулировать выводы);
Таким образом, проектно-исследовательская компетенция–это способность и готовность учащегося самостоятельно выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения социально значимой проблемы,
работы с различными информационными источниками,
выполнение исследования (изучения) научной проблемы в рамках проекта, проведения эксперимента, предложение путей решения проблемы и поиска
наиболее рациональных вариантов решения исследуемой проблемы.
Проектно-исследовательская компетенция выражается в умении:
- формулировать цель;
- выдвигать и обосновать гипотезу;
- планировать деятельность;
- осознавать и анализировать информацию;
- выполнять эксперимент;
- представлять результаты;
- осуществлять рефлексию.
Новый слайд задача 2.Элективные курсы – это краткосрочные обязательные курсы по выбору обучающихся. Курсы делятся на предпрофильные для обучающихся основной школы и профильные‒ для обучающихся старшей школы.
Элективные курсы позволяют строить индивидуальные образовательные программы, так как в наибольшей степени связаны с выбором стратегии школьного образования обучающегося в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов.
Данный курс расширяет, дополняет главу «Биологически активные соединения» программы углубленного курса органической химии авторов О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, С.Ю.Пономарева.
В последнее время в медицине активно развивается направление, связанное с биологически активными веществами, их комплексов, производство биологически активных веществ как добавки к пище. Химия биологически активных веществ изучает строение и их влияние на живые организмы, является химическим фундаментом биологической науки и медицины.
Целями элективного курса «Биомедицина» для 10-11 класса (профильный уровень) являются:
- интеграция предметов (биологии, химии) с основами медицинских знаний;
- профессиональная ориентация школьников на будущую профессию;
- развитие личности обучающегося средствами предметного содержания;
-овладение проектно-исследовательскими компетенциями (умениями самостоятельно проводить химические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент);
- грамотно оформлять полученные результаты;
- анализировать и использовать информацию;
- пользоваться химической и медицинской терминологией и символикой;
- пользоваться современным учебно-лабораторным комплексом
Содержанием элективного курса предусмотрены различные виды самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, применение активных форм, методов обучения химии.
Содержательная часть программы элективного курса «Биомедицина»:
-
Введение в проектно-исследовательскую деятельность - 1 час; -
Витамины, роль витаминов- 3 часа (витамины С и Е, обнаружение растворомKMnO4, HNO3); -
Ферменты, функции ферментов - 3 часа(амилаза, каталаза, уреаза); -
Гормоны, роль в обмене веществ - 3 часа (йодомарин, адреналин); -
Местные лекарственные растения - 3 часа (ива, шиповник, вероника седая, полынь); -
Завершение проектно-исследовательской работы - 1 час; -
Оформление проектно-исследовательской работы -2 час; -
Защита проектно- исследовательской работы - 1 часа;
По завершению элективного курса проводится защита исследовательских проектов, разработанные обучающимися. Защита подразумевает под собой не просто публичное выступление школьников в форме доклада или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненного проекта.
Школьниками выполнены следующие проектно-исследовательские работы: «Определение содержания витаминов в натуральных соках, лимоне и шиповнике», «Действие амилазы слюны на крахмал, на специфичность», «Роль каталазы в живых организмах», «Использование уреазы для определения нитратов в овощах», «Определение лекарственных свойств в местных растениях». Проекты все включали экспериментальную часть. Школьники проводили опыты на качественные реакции с витаминами, адреналином, ферментами, лекарственными растениями, определяли с помощью оборудований и приборов «Точки роста», а также лабораторным рН-метром определяли рН слюны, вытяжки лекарственных растений, витаминов; определяли нитраты нитратомером в фруктах и овощах.
Новый сла йд темати планирование
В начале работы над проектами было проведено вводное занятие в виде беседы (на сформированность проектно-исследовательских компетенций). Далее с целью выявления начального уровня готовности к проектно-исследовательской деятельности был предложен мини- проект по теме: «Природный аспирин». Для получения аспирина из коры ивы составили план выполнения группового проекта: целеполагание, задачи, планирование своей работы, поиск информации по биологической характеристике белой ивы, выполнения опыта (получение салициловой кислоты из коры ивы), формулирование выводов и рекомендации. Школьникам было интересно освоение процедуры разработки проектно-исследовательского проекта, так как много ивы растет вдоль протоки села Хатассы. Всем стало интересно, что обычный тальник, который знаком им с детства, является источником лекарственного препарата. В ходе исследования было выяснено, что аспирин был впервые получен именно из коры ивы, можно получить лекарство и в домашних условиях, но при этом употреблять как и любое лекарственное средство по показаниям и знать противопоказания по приему аспирина.
На обучающем этапе эксперимента были предложены несколько проектов по теме: «Биологически активные вещества». Далее распределились по группам и выполняли проекты в течение проведения элективного курса на 17 часов.
Педагогический эксперимент проводился на 2022-2023 учебный год в три этапа: констатирующий, обучающий, контролирующий.
Основной экспериментальной базой является МАОУ «Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е.Самсоновых», приняли участие 8 учащихся 10-11 биолого-химического класса.
По полученным данным составлена гистограмма, показывающая уровень сформированности проектно-исследовательских компетенций
На oснoве представленных данных мoжнo сделать следующий вывoдoтoм, чтo итoги кoнтрoльнoго проекта пoказали вoзрастания кoэффициентаусвoения по критериям проектно-исследовательским компетенций: знание.
Числo степеней свoбoды: k=8-1=7 и пo таблице нахoдим tкрит =2,36(в прилoжении), экспериментальнoе t=3,1; 2,6; 2,8, oткуда следует вoзмoжнoсть принятия альтернативнoй гипoтезы (H1) o дoстoверных различиях средних арифметических, т. е. делается вывoдoв эффективнoсти экспериментальнoгo вoздействия. В терминах статистических гипoтез пoлученный результат будет звучать так: на 5% урoвне гипoтеза Н