Файл: Бизнеспланирование Группа Ту17М561 Студент Н. А. Ковалёв.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мобильность и гибкость перехода к новациям и другим видам деятельности;
узкую специализацию по видам бизнеса;
использование сфер деятельности, которые невыгодны для крупных предприятий;
высокую приспособленность бизнеса к местным условиям;
высокую восприимчивость к принципиальным нововведениям.
К недостаткам относят:
ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, трудовых);
слабые кредитные возможности;
подчинение целям крупного производства;
большую перегрузку персонала (загрузка в неделю - 50-60 рабочих часов);
относительно невысокую оплату труда.
Бизнес-план предприятия малого и среднего бизнеса позволяет показать выгодность предлагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что предприниматель нашел привлекательные возможности развития производства, позволяющие эффективно осуществлять намеченное и, предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления предприятия малого и среднего бизнеса выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
1. инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
2. прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
3. оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
4. координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
5. безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
6. упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
7. контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
8. воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
9. документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
Побудительными причинами планирования предприятия малого и среднего бизнеса своей деятельности можно считать следующие:
Сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очерёдность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;
Бизнес- план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет предпринимателю оперативно контролировать и управлять фирмой;
Законченный бизнес - план является средством предпринимателя для сообщения идей своего бизнеса всем заинтересованным лицам (банковскому менеджеру, другим финансовым инвесторам, государственным учреждениям, профессиональным консультантам и др.), включая работников фирмы.
Далее необходима детальная проработка всех вопросов, связанных с конкретными мерами, которые предстоит реализовать в сфере производства, маркетинга и организационных структур управления. Это нужно и авторам проекта для оценки реальных возможностей воплощения их идей, и инвесторам, которые вряд ли рискнут своими средствами, не имея надежных гарантий осуществимости проекта.
Очевидно, что предприятию малого и среднего бизнеса важно с самого начала точно оценить общую стоимость проекта, долю участия в нем своими средствами и соответственно величину привлекаемых финансовых ресурсов. При этом следует заранее выбрать наиболее предпочтительную форму привлечения средств. Кроме того, желательно в начале разработки проекта иметь представление о конкретном круге инвесторов, которых может заинтересовать участие в проекте. Очевидно, что на этом этапе, как и на предыдущем, составление бизнес-плана позволит предпринимателям трезво оценить возможности отобранных проектов и сократить их число за счет малореальных и нерентабельных.
Разработка бизнес-плана предприятия малого и среднего бизнеса позволяет решить еще одну задачу - прогнозировать различные сценарии развития событий и выявить препятствия, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. С одной стороны, это позволяет подготовить варианты действий по их реализации, а с другой, - убедить инвестора в том, что разработчики проекта мыслят реальными категориями и готовы к преодолению трудностей.
Не менее важна еще одна возможность, связанная с разработкой бизнес-плана предприятия малого и среднего бизнеса. Речь идет о системе контроля за ходом реализации проекта. Система включает: набор конкретных показателей; периодичность их оценки; величины предельно допустимых отклонений или пороговых значений, после превышения, которых необходимо внесение корректировок; ответственных исполнителей. Традиционными направлениями контроля являются: контроль запасов; контроль производственных процессов; контроль качества продукции; контроль за долей рынка и уровнем продаж; контроль совокупных издержек; контроль денежной наличности; контроль сравнительного уровня рентабельности отдельных ассортиментных позиций; контроль уровня сервисного обслуживания.
Для того чтобы бизнес-план предприятия малого и среднего бизнеса мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований: быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок; носить всеобъемлющий характер, то есть включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора; опираться на реальные факты и обоснованные предложения;иметь завершенный характер, то есть содержать стратегию достижения поставленных целей; обладать комплексностью, то есть содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение; иметь перспективный характер, то есть обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития; обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы; иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.
Целый ряд выгод от бизнес-планирования в малом бизнесе приводит Н.Д. Стрекалова:
1.Обеспечивается фокус на потребителя и гибкость в его обслуживании.
2.Повышается общая эффективность управления в силу ориентации на достижение результата и эффективное использование ресурсов.
3.Улучшается интеграция и координация взаимодействия между отдельными звеньями и работниками, так как обеспечивает перевод стратегических целей в тактические цели и мероприятия по их достижению.
4.Улучшается контроль, так как сравнение фактических результатов с плановыми позволяет оценить степень приближения к заданным целям.
5.Обеспечивает эффективное распределение и использование времени, что позволяет не упустить момент для решения проблем долгосрочного характера.
Подводя итоги данного параграфа, можно сказать, что выполнение всех требований возможно лишь при определенной структуре и логике построения бизнес-плана предприятия малого и среднего бизнеса. Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес-планированием. Не следует пренебрегать разработкой бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана - адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т.д.
Таким образом, бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой формы предприятия. В любом случае решаются как внутренние, связанные с управлением предприятием, так и внешние вопросы, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими предприятиями и организациями.