ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Дисциплина: Педагогическая психология
Практическое задание 3, Модуль 3. Прикладные аспекты педагогической психологии. Психология профессионального образования
Выполнил:
Демченко Татьяна Константиновна
Цель − сформировать умение определять направление психолого-педагогического сопровождения школьников; решать психологические ситуации и определять содержание стилей педагогической деятельности.
Задание 1.
Найдите решение в проблемных ситуациях.
-
Урок информатики в 8 классе. Педагог просит тянущего руку учащегося начать объяснение выполненного задания. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем заикание сильнее. Возникает заминка. Педагог ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, педагогу, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего, вызовет родителей. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик продолжает дальше объяснять алгоритм выполнения задания. Потом замолкает и тихо плачет.
Ответ: мальчик, имеющий трудности психологического и/или неврологического характера проявил инициативу (в данном случае тянет руку, чтобы ответить перед всем классом), а учитель своей некорректной реакцией наносит ребенку психологическую травму. Причины такой ситуации, их может быть несколько:
-переутомление учителя вследствие перегруженности на работе
-нервное перенапряжение вследствие личных проблем
- не знание проблем заикания и того, как необходимо выстраивать взаимоотношения с учениками в подобных случаях
-заикание мальчика может быть следствием подобного отношения учителя к нему ранее
-следствием некорректного поведения учителя по отношению к другим ученикам в классе
-следствием проблем дома или со сверстниками.
На мой взгляд, основной проблемой является некорректное поведение педагога. Такое отношение к ученикам формирует ситуацию травли (булинга) в классе, создает неблагоприятную атмосферу для обучения.
Задача учителя: провезти беседу с родителями, чтобы ознакомиться поближе с проблемой ребенка и дать рекомендации; установить с ребенком доверительные отношения; создать в классе дружественную и поддерживающую среду.
В моменте, педагогу следовало проявить терпение к учащемуся. Так как он испытывает волнение и в следствие этого заикается еще больше, нужно было установить контакт глазами, поддержать вербально, например, помочь ему произнести слово, которое вызвало трудности, задавать наводящие вопросы, всячески показывать ему одобрение и поддержку жестами, взглядом. Высказать свое одобрение , поощрять его инициативу. Смешки в классе появились из-за нелестных комментариев учителя, если он проявляет поддержку и одобрение, то ребята в классе будут ему подражать и сами будут чувствовать себя в коллективе в безопасности. Безопасная и поддерживающая среда в классе способствует более плодотворному обучению и формированию здоровой личности.
-
С раннего детства учащийся проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Педагог предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В образовательном учреждении учащийся имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание общаться с ним, то учащийся не идет на контакт. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе».
Ответ: из ситуации видно, что родители за счет ребенка реализуют свои несбывшиеся мечты и желания. Способности и таланты ребенка лежат в творчестве. Педагогу следует провести более качественную беседу с родителями и помочь им взглянуть на ситуацию с разных сторон. Например, следует обрисовать родителям возможные негативные перспективы, которые вырисовываются у ребенка в виде успеваемости в школе, взаимоотношениях со сверстниками, во взаимоотношениях с родителями, о возникновении депрессии у ребенка. Объяснить, что ребенок, не имеющий таланта и желания в занятии спортом все равно в нем не преуспеет. Не обязательно отказываться от спорта совсем, можно изменить вид спорта или заниматься всей семьей в свободное время. Главное, дать ребенку возможность проявить свои творческие способности. Возможно учитель поспособствует этому привлекая ученика к
различным конкурсам в классе и школы, например стенгазеты, творческие объединения в рамках школы и т.д.
Сравните разные стили педагогической деятельности, используя предложенные критерии:
Сравнительные критерии | Стиль | ||
Авторитарный | Демократический | Попустительский | |
Отношение учителя к ученикам | Авторитарный стиль педагогического общения — строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии. | отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками. | характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. |
Отношение учеников к учителю | Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании. | Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности. | Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны. |
Реализация стиля (действия, особенности контроля) | Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям. | Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. | особенностями попустительского стиля общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. |
Особенности учителя как субъекта труда | Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что, ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. | Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы | Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. |