Файл: 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с покупателями и.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3 Оценка предлагаемых мероприятий
В рамках кредитной политики, как основной формы реализации системы управления дебиторской задолженностью, существуют различные способы ускорения оборачиваемости данного актива: дифференциация кредитных условий, использование системы скидок, заключение договоров страхования, факторинг.
Статья 824 ГК РФ определяет факторинговые операции следующим образом: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
За свои услуги фактор-посредник получает вознаграждение, которое в Западных странах обычно составляет 0,75—3% стоимости сделки. Также фактор-посредник взимает с клиента процент по факторинговому кредиту.
Применение факторинга обусловлено тем, что ООО «Агроторг» 90% своих услуг предоставляет по предоплате. Рассмотрим какую выгоду получит предприятие в результате применения операции факторинга (уступки дебиторской задолженности кредиторам и третьим лицам) и как данная операция повлияла бы на денежные потоки ООО «Агроторг» (табл. 6)
В результате реализации факторинговых операций период инкассации долгов снизился на 423 дней, что значительно повлияет на ускорение привлечения финансовых средств в краткосрочном периоде. Сумма, вырученная от продажи долгов факторинговой компании составит 3919,35 тыс. руб. которую предприятие может использовать на погашение кредиторской задолженности.
Таблица 6 – Эффект от организации факторинга
Показатели | 2021 год | |
Всего | Дебиторская задолженность при факторинге, тыс. руб. | |
Остатки по счетам дебиторов, тыс. руб. | 4611 | 4611 |
Сумма погашенной задолженности, тыс. руб | 470 | - |
Сумма, погашенная факторинговой компанией с комиссией 15% | - | 4611- 691,65(15%)= 3919,35 |
Период инкассации долгов, дни | 4611/470*360 = 3532 | 4611/3919,35*360 = 423 |
При внедрении предложенных мероприятий снизится дебиторская задолженность. В результате погашения дебиторами задолженности, у предприятия увеличится выручка от продажи. Рассчитаем финансовые показатели до внедрения мероприятий и после внедрения мероприятий таблица.
Таким образом, по данным расчетов, видно, что выручка от продажи поднимется и составит 3 920 тыс. руб. Прибыль предприятия увеличится на 3 228 тыс. руб.
Таблица 7 – Расчет изменений финансовых показателей
До внедрения мероприятия | После внедрения мероприятия | Изменения | |||||
Показатель | Сумма, тыс. руб. | Показатель | Сумма, тыс. руб. | Тыс. руб. | % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Выручка от продажи | 8 338 | Выручка от продажи | 12 258 | 3 920 | 147,01 | ||
Себестоимость продаж | 8 280 | Себестоимость продаж | 8 280 | 0 | | ||
Прочие доходы | - | Прочие доходы | - | | | ||
Прочие расходы | - | Прочие расходы | - | | | ||
Затраты от внедрения мероприятия | - | Затраты от внедрения мероприятия | 692 | 692 | | ||
Прибыль | 58 | Прибыль | 3 286 | 3 228 | 5666 |
Предоставление контрагентам отсрочки платежей (дебиторской задолженности) в рамках политики по повышению лояльности клиентов и увеличению объемов продаж ведут к сокращению рабочего капитала компании и увеличению рисков, связанных с возможностью возникновения просроченных и безнадежных долгов клиентов.
Одним из наиболее действенных способов оптимизации кредиторской задолженности является ее реструктуризация. Под реструктуризацией понимается возможность получения от кредитора различных уступок, которые направлены на снижение размера задолженности.
Реструктуризация задолженности предполагает получение организацией различного рода уступок со стороны кредиторов за счет предложения взамен либо активов, либо всевозможных соглашений, которые приводят к увеличению вероятности погашения платежей по задолженности.
Уступки кредиторов могут заключаться в сокращении общей суммы задолженности, освобождении от уплаты процентов, сокращении процентной ставки, в виде отсрочки платежа и т.п.
Общий план (очередность) погашения кредиторской задолженности выглядит следующим образом:
-
Просроченная задолженность > 3 мес. и суммой > 150 тыс. руб.,
Расчеты по налогам и сборам.
2) Просроченная задолженность > 3 мес. постоянным партнёрам суммой < 150 тыс. руб.;
Просроченная задолженность со штрафами и пенями.
3) Просроченная задолженность < 3 мес. по степени значимости;
Задолженность по заработной плате.
4) Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами.
Исследуемое предприятие имеет значительный размер задолженности перед бюджетом, которая должна быть погашена в первую очередь. Разработаем план ее реструктуризации, который имеет следующие этапы:
-
проведение взаиморасчетов. Данный метод в случае ООО «Агроторг» можно использовать, так как у предприятия существует дебиторская задолженность в сумме более 4 тыс. руб. Таким образом, предприятие может зачесть обе суммы. -
взаимозачет может быть осуществлен в одностороннем порядке путем уведомления второй стороны (желательно в письменном виде и с подтверждением доставки письма). -
переоформление кредиторской задолженности. Для реструктуризации необеспеченного кредита можно предложить кредитору обеспечение в виде гарантии или поручительства третьей стороны, в соответствии с которыми третья сторона обязуется погасить задолженность предприятия в случае, если оно не сможет сделать этого самостоятельно. -
погашение кредиторской задолженности за счет предоставления векселей. Вексель как средство реструктуризации долгов является новым обязательством, которое должно быть исполнено в соответствии с вновь установленными сроками и зачастую с меньшими процентными ставками. Это освобождает предприятие от уплаты долга в данном периоде, способствуя улучшению показателей деятельности предприятия. -
товарный кредит, отсрочка платежа. Предлагается возможность либо заключения с поставщиками соглашения о том, что УЗМ «Магнит» будет погашать задолженность по мере приобретения новых партий товаров, а также возможно заключить соглашение о переносе оплат задолженности на будущее, либо погашается за счет краткосрочного банковского кредита, выданного на пополнение оборотных средств с учетом реальной оборачиваемости «зависших» запасов, полученных от данного поставщика. -
переуступка прав требования к одному или нескольким дебиторам. ООО «Агроторг» может переуступить права требования к одному или нескольким дебиторам. -
произведение взаиморасчетов со всеми контрагентами. Также необходимо вернуть задолженность ООО «Санти» перед компанией. -
реструктуризация задолженности по налогам в сумме 89 тыс. руб. Для этого в текущем году руководство ООО «Агроторг» должно подать заявление о реструктуризации образовавшейся задолженности. В налоговую инспекцию необходимо предоставить финансовые планы на год и на шесть лет.
Вывод по 3 главе:
По результатам исследования сделан ряд предложений по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агроторг», основным из которых является создание резерва по сомнительным долгам. Данный способ позволит прогнозировать убытки по сомнительным долгам и списывать безнадежные к взысканию долги.
Заключение
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно следующим образом резюмировать ее содержание.
В ходе исследования подробно представлен учет расчетов с покупателями и заказчиком за выполненные работы и оказанные услуги. Изучена законодательная и нормативная база учета расчетов с покупателями и заказчиками, выявлены сущность, виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками, рассмотрена документация расчетов с покупателями и заказчиками, раскрыта информация по учету расчетов с покупателями и клиентами в организации.
Своевременный контроль учета расчетов с покупателями и заказчиками является одним из важных условий обеспечения прочного финансового состояния предприятия. Неформально можно разбить контроль дебиторской задолженности на несколько этапов.
На первом этапе стоит уделить внимание выбору контрагентов, чтобы обезопасить себя от сотрудничества с ненадежными компаниями. Для этого желательно провести процедуры выбора контрагентов и проверки их благонадежности. Второй уровень управления дебиторской задолженностью заключается в правильно заключенном договоре. Следующий этап включает в себя контроль и проверку оплаты счетов покупателей и заказчиков. Он заключается в подтверждении погашения задолженности соответствующими платежными документами (квитанции о поступлении денежных средств, банковские выписки и платежные поручения, акты зачета взаимных требований и др.).
Для компании важно, когда такой показатель, как «дебиторская задолженность компании», стремится к нулю. Это отвлекает оборотные средства, снижает ликвидность компании, плюс всегда есть риск неуплаты долга.
ООО «Агроторг» – общество с ограниченной ответственностью представляет собой сеть магазинов розничной торговли «Пятёрочка».
Регистрация организации произошла в 2002 году. Сейчас она принадлежит группе X5 Retail Group, штаб которой располагается в Нидерландах. До 2013 года в разных областях Российской Федерации компания действовала самостоятельно и владела магазинами Пятерочка во многих городах страны.
В 2013 году большую часть акций ООО «Агроторг» выкупил ТД Перекресток. Перекресток также принадлежит X5 Retail Group, 47% акций которой входят в CTF Holding («Альфа- Групп»). Была объявлена реструктуризация, которая никак не повлияла на работу ООО «Агроторг».
Проведенный анализ свидетельствует о неудовлетворительном финансовом состоянии организации, при котором финансовые показатели, как правило, не укладываются в норму. Причины такого состояния могут быть как объективные (мобилизации ресурсов на реализацию масштабных проектов, крупные сделки, общий спад или кризис в экономике страны или отрасли и т.п.), так и вызванные неэффективным управлением. На получение кредитных ресурсов ООО «Агроторг» может претендовать лишь при надежных гарантиях возврата денежных средств, не зависящих от результатов деятельности организации в будущем (неудовлетворительная кредитоспособность).
Слабыми сторонами в организации учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агроторг» можно отметить следующие:
1) недостаточность контроля со стороны, как главного бухгалтера предприятия, так и руководителя;
2) не вовремя проводится инвентаризация расчетов, что не способствует своевременному выявлению просроченной задолженности и принятию мер к ее погашению;
3) невыполнение правила проверки документов (сводных, платежных, отчетности), подготавливаемых бухгалтерией, самими работниками бухгалтерии, т. е. после составления документа одним работником бухгалтерии другой проверяет полностью этот документ;
4) несвоевременно предоставляется в бухгалтерию документация со стороны отдела продаж, что способствует росту числа ошибок в учете.
В сложившихся сложных материальных условиях, нашей компании необходимо в кратчайшие сроки пересмотреть политику учета расчетов с покупателями и заказчиками, ведь с началом кризиса количество заказчиков транспортных услуг резко снизилось, к тому же срок погашения задолженности со стороны заказчиков резко возрос в несколько раз.
К основным способам в борьбе за клиентов можно отнести: увеличение количества и качества предоставляемых услуг