Файл: Теоретические основы изучения психологии подросткового возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В работе рассмотрим следующие методики:

  1. Диагностика межличностных отношений Т. Лири

  2. Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева)

  3. Методика «Сематический дифференциал»

  4. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

2.2. Обобщение психолого-педагогического опыта работы педагогов-психологов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по психологии детей подросткового возраста в процессе общения

Формирование коммуникативных умений у детей подросткового возраста - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет на развитие личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». Результативное, удовлетворяющее интересы коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, составляющей которой и являются коммуникативные умения. Особенности развития коммуникативной сферы детей подросткового возраста изучали такие отечественные психологи как С. А. Левашова, Б. Я Гальперин, Л. П. Буева, А. В. Батаршев, М. С. Каган, М. И. Лисина, В. М. Зубова, В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин и др. На современном этапе изучением психики подростка занимались Ю. А. Волкова, Ю. А. Иванова, О. В. Пастернак, И. М. Попенкова, Г. В. Рудакова, М. М. Читоркина, М. И. Цветова, Л. П. Радюк, О. А. Васильева и др. Опыт современных педагогов-психологов показал, что для развития коммуникативных умений детей подросткового возраста эффективно использовать следующие методы и формы:

1) диалоговые и дискуссионные методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм) используют в своей работе: И. М. Попенкова (г. Красноярск), Г. В. Рудакова (г. Москва), Ю. А. Волкова (г. Москва), О. А. Васильева (п. Высокий), О. В. Пастернак (г. Новый Уренгой), Л. П. Радюк (Омская область, р. п. Черлак), П. В. Шахматова (г. Нижневартовск);

2) развивающие упражнения и обучающие игры для развития коммуникативных умений используют: И. М. Попенкова (г. Красноярск), Ю. А. Иванова (г. Москва), М. М. Читоркина (г. Новокузнецк), О. В. Пастернак (г. Новый Уренгой), Л. П. Радюк (Омская область, р. п. Черлак);


3) психогимнастику используют в своей работе: И. М. Попенкова (г.Красноярск), Г. В. Рудакова (г. Москва);

4) рефлексивные методы используют в своей работе: И. М. Попенкова (г. Красноярск), Л. П. Радюк (Омская область, р. п. Черлак);

5) ролевые игры для развития коммуникативных умений выделяют: Г. В. Рудакова (г. Москва), Ю. А. Волкова (г. Москва), О. А. Васильева (п. Высокий), М. М. Читоркина (г. Новокузнецк), О. В. Пастернак (г. Новый Уренгой), Л. П. Радюк (Омская область, р. п. Черлак), П. В. Шахматова (г. Нижневартовск); 6) дыхательные и двигательные упражнения используют: Г. В. Рудакова (г. Москва), Ю. А. Иванова (г. Москва), О. В. Пастернак (г. Новый Уренгой), П. В. Шахматова (г. Нижневартовск). На современном этапе проблемой развития общения подростков занимались: О.А. Черепанова, М.В. Губин, С.Н. Ярошенко, М.Н. Крылова, А.С. Зелко, Н.С. Банщикова, Г.А., Корнилова, Е.В. Кофанова, Плаксина А.В. и др.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач.

Исходя из вышеизложенного в тексте курсовой работы приходим к выводу, что все поставленные задачи рассмотрены. Выявлены особенности психологии детей в период подросткового возраста.

В качестве условий, которые будут способствовать оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками в сфере образования, выявлены следующие условия:

- современная школа должна дать возможность каждому учащемуся проявить свои интеллектуальные, творческие, спортивные и другие способности;

- детский коллектив призван удовлетворять потребность подростков в дружбе, общении и т.д.;

- педагогическому коллективу необходимо создать коммуникативные условия для поддержки самоценной активности подростков и перенести акцент воспитания на самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование.

Кроме того, в работе рассмотрела вопрос обобщения психолого-педагогического опыта психологии детей подросткового возраста анализируя практику учреждений Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Таким образом, о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Стоит помнить, что психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и даже если рассматривать ребёнка в рамках периодизации стоит учитывать всевозможные особенности.