Файл: Учебное пособие по курсу Окружающий мир для учащихся 12 кл нач шк.Л. П. Анастасова, П. И. Ижевский, Н. В. Иванова. М. Просвещение, 2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету ОБЖ:

Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется в 1-11 классах.

В 1-4 классах - в рамках предмета « Окружающий мир» ( Человек, природа, общество) по 2 часа в неделю, Федеральный компонент.

В 5 -9 классах:

5- 7 класс - по1часу в неделю, Региональный компонент.

8 класс - 1 час в неделю, Федеральный компонент.

10- 11 класс- по 1часу в неделю, Федеральный компонент.

10- 11 класс- профильный уровень, по 2 часа в неделю.

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ведётся по учебникам, внесённым в федеральные перечни, имеющими гриф «Рекомендовано» или «Допущено» к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях. Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080 утверждён федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» .

Преподавание ОБЖ в начальной школе рекомендуется осуществлять в учебном процессе по образовательной программе, составленной творческой группой авторов: Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, А.Т. Смирнов, М.В. Маслов (программы общеобразовательных учреждений ОБЖ под общей редакцией А.Т. Смирнова - М.: «Просвещение», 2007г.).

В связи с отсутствием в федеральном перечне учебников по ОБЖ для начальной школы рекомендуется использование учебных пособий входящих в УМК Л.П. Анастасова, П.В.Ижевского, Н.В.Иванова:

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие по курсу «Окружающий мир» для учащихся 1-2 кл. нач. шк./Л.П. Анастасова, П.И. Ижевский, Н.В. Иванова.-М.: Просвещение, 2008.

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие по курсу «Окружающий мир» для учащихся 3-4 кл. нач.шк./Л.П.Анастасова, П.И. Ижевский, Н.В.Иванова.-М.: Просвещение, 2008.

Использование данных учебных пособий рекомендуется согласно письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе», так как издательство «Просвещение»
входит в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

Использование учебных пособий в преподавании учебного предмета обусловлено также определением термина «учебное пособие», установленного ГОСТ 7.60-2003: учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

В основной школе рекомендуется использовать в учебном процессе авторские образовательные программы:

1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010.

2. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, - М.: Дрофа, 2010г.

Анализ УМК, используемых на территории Липецкой области в 2010-2011 учебном году по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» показывает, что преподаватели-организаторы ОБЖ в основной и старшей школе отдают предпочтение учебникам издательства «Просвещение» - 80%, остальные 20% - учебникам издательства «Дрофа».

В основной школе представлены два направления учебно-методических комплектов (УМК), включённых в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год:

1. Учебно-методический комплект под редакцией А.Т. Смирнова (Изд-во «Просвещение») представлен следующими учебниками:

Учебно-методический комплект

Класс

Издательство

Смирнов А.Т.. Хренников Б.О., под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

5

Просвещение

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ,под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

6

Просвещение

Смирнов А.Т. ,Хренников Б.О. ,под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

7

Просвещение

Смирнов А.Т. ,Хренников Б.О. ,под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

8

Просвещение

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ,под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

9

Просвещение




УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение».

2. Учебно-методический комплект авторов В.Н. Латчука С.Н., Вангородского, М.И. Кузнецова, В.В. Маркова, С.К. Миронова, В.В. Полякова (Изд-во «Дрофа) представлен следующими учебниками:

Учебно-методический комплект


Класс

Издательство

Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности»

5

Дрофа

Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности»

6

Дрофа

Вангородский С.Н., Кузнецов М.И, Латчук В.Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности»

7

Дрофа

Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности»

8

Дрофа

Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности»

9

Дрофа


УМК под редакцией В.Н. Латчука дополняют методические и справочные издания издательства «Дрофа».

На базовом и профильном уровне в 2011-2012 учебном году рекомендуется реализовывать в учебном процессеследующие авторские образовательные программы:

1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы программы - А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов, В.А., Васнев– М.: Просвещение, 2010 ,

2. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (10- 11 классы, профильный уровень). Авторы программы - А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов, В.А., Васнев– М.: Просвещение, 2010 ,

3. Программа «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек» (10-11 классы). Авторы программы - А.Т. Смирнов, П.П. Ижевский, Б.О. Хренников, М.В. Маслов – М.: Просвещение, 2010.

4. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, - М.: Дрофа 2010.

5. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа курса для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Профильный уровень/ А.Т. Смирнов, Р.А.Дурнев, С.К. Миронов, - М.: Дрофа, 2009.


Для преподавания учебного предмета ОБЖ на базовом и профильном уровне в старшей школе допускается использование учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова (издательство «Просвещение») и В.Н. Латчука (издательство «Дрофа»).

Учебно-методический комплект


Класс

Издательство

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.; Ижевский П.В. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень)

10

Просвещение

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень)

11

Просвещение

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень)

10

Дрофа

Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень)

11

Дрофа



Преподавателям- организаторам, учителям ОБЖ, следует иметь в виду, что на базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы» (осуществляется в добровольном порядке для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (по программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек» - авторы А.Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, М.В. Маслов).

Преподаватель-организатор, учитель ОБЖ в образовательном процессе может использовать и иные учебно-методические комплекты, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, включённые в федеральный перечень учебников на 2011/2012 учебный год.

Профильное обучение позволяет раскрывать учащимся те стороны предметной области,
которые им наиболее полезны, интересны, понятны или оцениваются ими как достаточные.

Современный учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» не в состоянии иметь в своём содержании научные дисциплины, составляющие образовательную область ОБЖ. Проблема развития ОБЖ решается обновлением содержания предмета, приближением его к личностным интересам учащихся, что обеспечивает профильное обучение.

Элективные курсы являются компонентами вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся (Письмо Минобрнауки РФ от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»).

Элективные учебные курсы профильного обучения обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования  из компонента образовательного учреждения.

Выбор элективных курсов должен быть ориентирован на подготовку старшеклассников к выбору профессии. При этом следует иметь в виду, что выбранные элективные курсы должны быть обеспечены в полном объёме УМК.