Файл: Рабочая программа дисциплины прогнозирование и планирование в муниципальном управлении (наименование дисциплины).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное образовательное учреждение высшего образования
«Институт правоведения и предпринимательства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Прогнозирование и планирование в муниципальном управлении
(наименование дисциплины)
Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Квалификация выпускника Бакалавр
Направленность (профиль) Муниципальное управление
Форма обучения очная
2021 г.
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Янкевич Константин Артурович
Должность: Ректор
Дата подписания: 14.10.2021 12:36:01
Уникальный программный ключ:
801e71f4ddefdb4a1a4ece9f63e48c9b8e02acdc

Рабочая программа учебной дисциплины «Прогнозирование и планирование в
муниципальном управлении» разработана на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04
Г осударственное
и
муниципальное
управление
(уровень
бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2020 г. № 1016, учебного плана по основной профессиональной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
2

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общие положения....................................................................................................................
4 1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.........................................................................
4 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы......................................................................................................
4 1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.....................................................................................................................................
4 2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работу обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося................................................
7 3. Содержание учебной дисциплины........................................................................................
8 3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения....................................
8 3.2.Учебно-тематический план по очно-заочной форме обучения............................
3.3..Учебно-тематический план по заочной форме обучения......................................
8 4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине....................................................................................................................
9 5. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине......................................................................
11 5.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине....
11 5.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.....................................................................................
12 5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.........................................................
14 5.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы..
15 5.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций..................................................................................................................................
22 6. Перечень основной и дополнительной литературы для освоения учебной дисциплины...................................................................................................................................
22 6.1. Основная литература...................................................................................................
22 6.2. Дополнительная литература.......................................................................................
22 7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», современные профессиональные базы данных и информационные системы, необходимые для освоения учебной дисциплины.................................................................
23 8. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины.........
24 9. Программное обеспечение информационно- коммуникационных технологий...........
25 9.1. Информационные технологии....................................................................................
25 9.2. Программное обеспечение..........................................................................................
25 9.3. Информационно-справочные системы.....................................................................
25 10. Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы по учебной дисциплине........................................................................................
26 11. Образовательные технологии..............................................................................................
26 3


1.
Общие положения
1.1. Цель и задачи дисциплины
Цель учебной дисциплины заключается в формировании у студентов теоретических и практических основ прогнозирования и планирования .
Задачи учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
- изучить действующую систему прогнозирования и планирования;
- овладеть методологией анализа основных направлений и этапов прогнозирования и планирования;
- приобрести практические навыки в прогнозировании и планировании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы.
Дисциплина является элементом вариативной части Блока 1 дисциплин по выбору ОПОП.
1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках
планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной
программы.
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующей компетенции: ПК-1
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:________________ ____________________________________________
Код компетенции
Содержание компетенции
Индикаторы достижения профессиональных компетенций
ПК-1.
Способен мыслить системно, разрабатывать стратегии на основе количественного и качественного анализа статистических и экспертных данных и научно-обоснованных прогнозов социально- экономического развития с учетом рисков и новых возможностей
ПК-1.1. Обладает системным мышлением.
ПК-1.2. Владеет навыками анализа статистических и экспертных данных и научно­
обоснованных прогнозов социально- экономического развития с учетом рисков и новых возможностей
ПК-1.3. Владеет навыками стратегического планирования
2.
Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с
преподавателем и самостоятельную работу обучающегося
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
6 7
Аудиторные учебные занятия, всего
104
52
52
В том числе:
Учебные занятия лекционного типа
48 24 24
Практические занятия
56 28 28
Самостоятельная работа обучающихся, всего
99
52
47
В том числе:
4


Самоподготовка
67 37 30
Доклады/ре фераты
16
8
8
Тестирование
16
8
8
Контроль: вид промежуточной аттестации
Зачет
Экзамен
(зачет, экзамен)
13
4
9
Общая трудоемкость учебной дисциплины
216
108
108
Очно-заочная форма обучения
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
6 7
Аудиторные учебные занятия, всего
72
36
36
В том числе:
Учебные занятия лекционного типа
32 16 16
Практические занятия
40 20 20
Самостоятельная работа обучающихся, всего
131
68
63
В том числе:
Самоподготовка
99 50 49
Доклады/ре фераты
16
8
8
Тестирование
16
8
8
Контроль: вид промежуточной аттестации
(зачет, экзамен)
13
Зачет
4
Экзамен
9
Общая трудоемкость учебной дисциплины
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
6 7
Аудиторные учебные занятия, всего
28
14
14
В том числе:
Учебные занятия лекционного типа
12 6
6
Практические занятия
16
8
8
Самостоятельная работа обучающихся, всего
175
90
85
В том числе:
Самоподготовка
143 73 70
Доклады/ре фераты
16
8
8
Тестирование
16
8
8
Контроль: вид промежуточной аттестации
(зачет, экзамен)
13
Зачет
4
Экзамен
9
Общая трудоемкость учебной дисциплины
5

3. Содержание учебной дисциплины
3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения
Объем аудиторных занятий составляет 104 ч.
Объем самостоятельной работы - 99 ч._____
№ п/ п
Модуль, раздел (тема)
Виды учебной работы, академических часов
Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины
В
се го
Са м
о ст оя те ль на я ра б
от а о
б у
ч а
ю щ
е го с
я
Контактная работа преподавателя с обучающимися
Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины
Промежуточная аттестация обучающихся
В
с ег о
Л
ек ц
и о
н н
о го т
и п
а
П
ра кти че ск ие за н
я т
и я
Т
е с
т и
р о
в а
н и
е
Р
е ф
е р
а т
ы
/д о
к л
а д
ы
З
а ч
е т
Э
к за м
е н
6 семестр
Тема
1
Методологические
1
основы планирования и
36 18 18 8
10
+
+
прогнозирования
Тема 2. Модели и методы
2
планирования и
36 17 16 8
8
+
+
прогнозирования
Тема 3. Бюджетное планирование и
3
прогнозирование и его роль
36 17 16 8
10
+
+
в реализации государственных планов.
Итого по 6 семестру
108 52 52 24 28 4
7 семестр
Тема 4. Предмет и методология
7
внутрифирменного
54 50 26 12 14
+
+
планирования и прогнозирования
8
Тема 5. Планирование на
54 49 76 12 14
+
+
предприятии
Итого по 7 семестру
108 47 52 24 28
+
+
9
ВСЕГО ЧАСОВ
216
99
104
48
56
4
9
6


3.2. Учебно-тематический план по очно-заочной форме обучения
Объем аудиторных занятий составляет 72 ч.
Объем самостоятельной работы - 131 ч.
Очно-заочная форма обучения
№ п/ п
Модуль, раздел (тема)
Виды учебной работы, академических часов
Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины
В
се го
Са м
о ст оя те ль на я ра б
от а о
б у
ч а
ю щ
е го с
я
Контактная работа преподавателя с обучающимися
Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины
Промежуточная аттестация обучающихся
В
с ег о
Л
ек ц
и о
н н
о го т
и п
а
П
ра кти че ск ие за н
я т
и я
Т
е с
т и
р о
в а
н и
е
Р
е ф
е р
а т
ы
/д о
к л
а д
ы
З
а ч
е т
Э
к за м
е н
6 семестр
Тема
1
Методологические
1
основы планирования и
36 23 13 6
7
+
+
прогнозирования
Тема 2. Модели и методы
2
планирования и
36 22 12 5
7
+
+
прогнозирования
Тема 3. Бюджетное планирование и
3
прогнозирование и его роль
36 23 11 5
6
+
+
в реализации государственных планов.
Итого по 6 семестру
108 68 36 16 20 4
7 семестр
Тема 4. Предмет и методология
4
внутрифирменного
54 32 18 8
10
+
+
планирования и прогнозирования
5
Тема 5. Планирование на
54 31 18 8
10
+
+
предприятии
Итого по 7 семестру
108 63 36 16 20
+
+
9
ВСЕГО ЧАСОВ
216
131
72
32
40
4
9
1

3.3. Учебно-тематический план по заочной форме обучения
Объем аудиторных занятий составляет 28 ч.
Объем самостоятельной работы - 175 ч.
Заочная форма обучения
№ п/ п
Модуль, раздел (тема)
Виды учебной работы, академических часов
Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины
В
се го
Са м
о ст оя те ль на я ра б
от а о
б у
ч а
ю щ
е го с
я
Контактная работа преподавателя с обучающимися
Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины
Промежуточная аттестация обучающихся
В
с ег о
Л
ек ц
и о
н н
о го т
и п
а
П
ра кти че ск ие за н
я т
и я
Т
е с
т и
р о
в а
н и
е
Р
е ф
е р
а т
ы
/д о
к л
а д
ы
З
а ч
е т
Э
к за м
е н
6 семестр
Тема 1 Методологические
1
основы планирования и
36 30 5
2 3
+
+
прогнозирования
Тема 2. Модели и методы
2
планирования и
36 30 5
2 3
+
+
прогнозирования
Тема 3. Бюджетное планирование и
3
прогнозирование и его роль
36 30 4
2 2
+
+
в реализации государственных планов.
Итого по 6 семестру
108 90 14 6
8 4
7 семестр
Тема 4. Предмет и методология
4
внутрифирменного
54 43 7
3 4
+
+
планирования и прогнозирования
5
Тема 5. Планирование на
54 47 7
3 4
+
+
предприятии
Итого по 7 семестру
108 85 14 6
8
+
+
9
ВСЕГО ЧАСОВ
216
175
28
12
16
4
9
4.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по
учебной дисциплине
Тема 1 Методологические основы планирования и прогнозирования
Перечень изучаемых элементов содержания учебной дисциплины


Характеристика прогностики как науки. Сущность прогнозирования. Гипотеза и прогнозирование как формы научного предвидения.
Функции прогнозирования.
Прогнозирование и научный анализ социально- экономических и научно-технических, процессов и тенденций, характерных для общества в определенные периоды развития.
Место прогнозирования для оценки возможных альтернатив экономического развития общества в перспективе. Функция прогнозирования по разработке прогноза социально- экономического развития страны и отдельного региона на основе выбора оптимальной стратегии. Понятие прогноза вообще и прогноза социально-экономического развития в частности.
Технология разработки прогноза социально-экономического развития.
Основные методологические принципы и задачи прогноза социально-экономического развития. Принцип системности. Принцип адекватности. Принцип альтернативности.
Принцип экстраполяции (историзма). Принцип детерминации. Принцип согласованности.
Принцип верифицируемости. Принцип эффективности.
Классификация (типизация) планов и прогнозов. Классификация (типизация) прогнозов. Классификация прогнозов по характеру объекта прогноза (социально- экономические, экономические, социальные, научно- технические, экологические и др.).
Классификация прогнозов по особенностям методологического подхода (генетические, нормативные). Классификации прогнозов по уровню (масштабности) прогнозирования
(частные, комплексные). Классификация прогнозов по продолжительности периода прогнозирования
(оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, сверхд олгосрочные).
Вопросы для самоподготовки
1. Сущность и функции прогнозирования
2. Прогнозирование и научный анализ социально- экономических и научно- технических, процессов и тенденций,
3. Технология разработки прогноза социально-экономического развития
4. Классификация (типизация) планов и прогнозов.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: проверка ответов на вопросы самоподготовки.
Тема 2. Модели и методы планирования и прогнозирования
Перечень изучаемых элементов содержания учебной дисциплины
Понятие метода прогнозирования.
Система методов прогнозирования.
Классификация методов прогнозирования.
Основные элементы моделей, разрабатываемых при использовании в прогнозировании методов математического моделирования (детерминированные элементы, вероятностные элементы, случайные элементы). Сущность нормативных методов прогнозирования. Наиболее эффективные сферы применения нормативных методов. Понятие математической модели.
Макроэкономическое планирование и прогнозирование
Информационное обеспечение макроэкономического планирования.
Система макроэкономических показателей, характеризующих экономический рост: содержание, особенности расчета.
Факторы, существенно влияющие на динамику показателей: сущность; особенности учета и ранжирования. Характеристика основных макроэкономических показателей экономики страны: валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный продукт (ВНП); валовой национальный доход (ВНД); валовой национальный располагаемый доход
9