Файл: Решение проблемы первоосновы мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Волков Артём Александрович

Античная философия.

1.Постоновка и решение проблемы первоосновы мира.

Первоначало мира есть причина всего существующего, т.е. то, из чего все произошло.Уже в самой ранней древнегреческой философии появились сторонники материализма и идеализма. Основной спор между ними шел о проблеме первоначала мира.Его особенности (характеристики):

1. Стихийный– объективное, т.е. ни от кого независимое стихийное существование природы само собой подразумевалось.2. Наивный– из-за крайне слабой научной базы. О многом приходилось высказывать лишь догадки без их практической проверки. Отсюда – многочисленные ошибки (Земля – диск, цилиндр).

В центре внимания материалистов – космологизм (гр. космос – мир, вселенная) – изучение происхождения природы, мира в целом, а не его создания (как в религии).

Новизна в том, что материалисты искали первопричину (первоначало) природы не вне ее (как в религии и в мифологии, где первопричина всего - Бог), а в самой природе.

2.Философия софистов и Сократа.

Огромное влияние на античную и мировую философию оказал Сократ (469 — 399 гг. до н. э.).Его учение знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму, поставив в центр философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Видел мудрость в служении Богу, началу, живущему в душе в виде разума. По Софисту строение мира, физическая природа вещей непознаваема. Знать мы можем только самого себя. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить.Этика Сократа рационалистична: дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле.
Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились так называемые софисты. В условиях античной демократии умение говорить, убеждать и переубеждать на народных собраниях и судах становится жизненно важным. Появляются учителя искусства красноречия – софисты.Софисты сместили акцент философского исследования с проблематики космоса на изучение человека, его жизни в обществе. Основные темы софистов – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание. Софисты выдвинули идею о том, что добродетель не дается человеку от рождения, не зависит от благородства крови, но основывается на знании.


3. Объективный идеализм Платона.

Платон — основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей.
Бытие — тождественное и неизменное, бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении П утверждает, что последними элементами всех вещей явлений неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их.

4. Филосовская система Аристотеля.

Аристотель не во всем был согласен с философией Платона, у него оставалось много вопросов, относящихся к платоновской теории идей. Платон сводит истинные начала и сущность вещей к их форме, к их идеальному умопостигаемому виду, или идее. Аристотель подвергает это учение самой резкой критике. По-видимому, он совершенно отрицал это учение.
1.Аристотель не понимал, как идеи могут формировать вещи, если они идеальны, а вещи материальны. 2. С точки зрения Аристотеля, существующие вне вещей идеи Платона недостаточно доказаны. Доказательства либо слабы, либо противоречивы или, наконец, доказывают больше, чем надо. Если есть идеи всего, то есть идеи отрицания, идеи относительного, гибнущего, так что смерть, уничтожение, отношение также имеют свои идеи. 3. Идеи Платона не объясняют ни бытия, ни генезиса, или происхождения вещей, идеи не обусловливают собою бытия вещей, потому что они им внутренне не присущи. Вечные, неподвижные, они могли бы быть причинами скорее покоя и неподвижности, чем началом движения и генезиса. Без действия какой-либо живой силы единичные вещи

, причастные идеям, не могли бы возникнуть. 4. По убеждению Аристотеля, столь же мало платоновские идеи способствуют и познанию вещей. Они не могут быть их сущностью, раз они вне их, ибо сущность не может быть вне того, чего она есть сущность. Аристотель считал, что идеи должны существовать внутри чувственных вещей, чтобы иметь для них значение. Он предложил теорию синтеза материального и формального, он возвращает миру формы, как внутренне присущие вещам.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Познание строится на эмпиризме - суть вещей познается с помощью ощущений. Человек познает только форму, а не материальный субстрат. Хотя ощущения дают только знание единичного, в нем потенциально содержится и знание общего. Следовательно, над опытом находится наука, которая постигает общее. Над наукой - философия, совпадающая во многом с логикой.