Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Обучающегося 2 курса Кузьминой Софьи Андреевны 3мб01МО, шифр мб30120001.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Любовь - как основа нового философского понимания человека в учении Фейербаха

 

Если Фейербах отвергал религию, как ошибочный тип мировоззрения, то он должен был что-то противопоставить ей. Этой новой основой стала концепция любви. В понимании Фейербаха, если ранее человек выражал свою любовь к человеку через религию, проецировал любовь на образ Бога, то теперь, поняв своё заблуждение, он должен всецело отдать любовь другому человеке в процессе общения «Я» и «Ты». В любой религии любовь раскрыта недостаточно, ибо всякая религия смотрит на человека не как на единую сущность, а на враждующие части (дух, душа, тело), а общество рассматривает как ряд «своих» и «чужих» людей. Если от этого отойти, вместо веры в Бога у человека возникает вера в собственные силы. В своей концепции любви Фейербах выступал как совершенный атеист, поэтому его работы повлияли на сторонников материализма и атеизма, в частности на К. Маркса.

Начиная с самых ранних лекций, и позже почти во всех трудах Фейербах не устаёт твердить о любви. Для него любовь - основа социальных взаимоотношений: взрослея ребёнок учиться любить, создавая семью человек, любит, мужчина и женщина любят друг друга, продолжая человеческий род. При этом любовь к женщине была особым предметом для философа, он считал ее выше всякой другой, отводя женщине исключительное место в обществе.

В произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) Фейербах пишет, что любовь может быть самой разной и ее ценность определяется не только предметом любви, но и глубиной его содержания, а практическим выражением любви становится самоотдача - работа на благо объекта любви. Человек может работать как сугубо ради денег (любовь к деньгам), так и совмещая работу с альтруистическими порывами (любовь к человеку). Но любовь сама по себе не имеет никакой особой цели - она является естественным порождением разума и воли, как природных явлений. Здесь тоже прослеживается антропологизм. В «Сущности христианства» философ написал: «Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? - Разум. Любви? - Любовь. Воли? - Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными... Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого».


При этом Фейербах доходит до такого восторга в поклонении к любви «человека к человеку», что призывает к созданию новой религии, построенной не на вере в Бога, а на его антропоцентрическом принципе любви, на обожествлении человека. Поэтому современные приверженцы светского гуманизма нередко ссылаются именно на мнение Л. Фейербаха.

Развивая идею любви, Фейербах органически объединял все составляющей своей философии. Любовь выступала основной общественной морали, самой совершенной формой общения «Ты» и «Я», превращения отдельных людей в общество. И вместе с тем любовь - это объяснение сущности религии: любовь заставляла людей придумывать новые религии и культы. Противоположностью любви является ненависть, она имеет те же корни, что и любовь - в биологическом начале человека, но является неправильным вариантом развития человеческой личности, ведь ненависть деструктивна. Именно религиозная вера способна перерасти во вражду и ненависть, полагал мыслитель. Однако, подобное наивное объяснение тоже было лишено социального компонента, Фейербах не объяснил социальной сущности любви и ненависти в полной мере.

По мнению философа помимо любви и ненависти, важными чувствами человека являются страх и радость. Так, страх и любовь в сочетании рождают религиозную веру, а радость и любовь - веру человека в самого себя. И если Гегель отождествлял мышление и бытие, то Фейербах отождествляет саму любовь с бытием. Эта любовь - бытие заключается в чувственности человека, его переживаниях, стремлении к лучшему, к счастью. Но личное счастье нельзя построить за счет счастья других людей, поэтому идеал Фейербаха - это эгоизм с альтруистическим оттенком - любовь человека к самому себе в сочетании с любовь и уважением, из неё происходящим, к другим людям. От природы сам человек может отличать что есть добро, а что зло для его ближнего. Категории добра и зла - не абстрактны, это вполне конкретные поступки по отношению к другим индивидам: злые, если они мешают счастью другого человека и добрые, если помогают ему стать счастливыми. На примере половой любви между мужчиной и женщиной Фейербах доказывает своё мнение, утверждая что нельзя стать счастливо самому, не осчастливив возлюбленную или возлюбленного. Но при этом мыслитель не углубляется в проблематику, ведь и сама любовь чревата многими последствия - ревностью, изменой, даже преступлениями, которые никак нельзя отнести к разряду «добрых». В

этом проявляется теоретический, умозрительный характер учения Фейербаха о любви.

В конце концов, философ приходит к выводу, что любовь также связанна с понятиями «долга», «счастья» и «свободы». Долг - это стремление удовлетворить потребности окружающих (любовь к «Ты»), счастье - стремление удовлетворить собственные физические и духовные потребности (любовь к «Я»), свобода - это свобода воли при гармоничном сочетании выполненного долга и личного счастья (любовь к «Я» и «Ты»). Следовательно, в философии Фейербаха, что является ее сильной стороной, в значительной мере проявляется не только гуманистический, но и этический компонент, делая ее актуальной для изучения многими поколениями потомков.
4. Список использованной литературы



1. Булгаков С.Н. Религия человекобожества у Л. Фейербаха. - М.: Книга по требованию. 2012. - 84 с.

2. Горький М. На дне. - М.: Азбука, 2011. - 256 с.

3. Демина И.В. Модель человека в философии Л. Фейербаха и классическая европейская метафизика // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 2. С. 102-104.

4. Демина И.В. Отношения «Я-Ты» в философии Л. Фейербаха и проблемы общения в экзистенциализме ХХ века // Научная мысль Кавказа. 2009. №2. С. 61-66.

5. Иодль Ф. Л. Фейербах. Его жизнь и учение. - М.: Либроком, 2009. - 136 с.

6. Проблема материализма в социальной философии. - СПБ.: Факультет философии и политологии СПбГУ, 2008. - 164 с.

7. Рей М., Мюррей М. Введение в философию религии. - М.: ББИ, 2010. - 432 с.

8. Светлов В.А. Философия. - СПб.: Питер, 2011. - 336 с.

9. Скляр В.В. Духовность как феномен культуры // Философские науки. 2011. №2. С. 71-82.

10. Фейербах Л. К Критике философии Гегеля // Сочинения в двух томах. Т. 1. - М.: Памятники философской мысли, 1995. - 502 с.

11. Фейербах Л. Мысли о смерти и бессмертии // Сочинения в двух томах. Т. 1. - М.: Памятники философской мысли, 1995. - 502 с.

12. Фатенков А.Н. Субъект в онтологическом столкновении с Богом // Человек. 2011. №1. С. 107-123.

13. Фейербах Л. Сущность христианства// Сочинения в двух томах. Т. 1. - М.: Памятники философской мысли, 1995. - 502 с.