Файл: "Понятие об эвтаназии. Законодательная база в разных странах".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4 Эвтаназия с морально-этической точки зрения
Эвтаназия помогает облегчить страдания безнадежно больного человека. Иными словами, человека усыпляют, чтобы он не страдал. Порой эта единственная мера, которая может лишить человека страданий. Ее используют при раковых заболеваниях, когда человек на последней стадии и никакие обезболивающие уже не помогают. Также эвтаназию применяют, если человек парализован и сам хочет уйти из жизни. Но «смертельная инъекция» может делаться лишь в том случае, если на это дали согласие родственники больного или же он сам. Каждый должен осознавать, что смерть – это неизбежное явление. С ней рано или поздно придется столкнуться нам всем. Для некоторых смерть – это естественный биологический процесс, а некоторые умирают в результате заболеваний, травм и тому подобного. В медицине термином «смерть» определяют прекращение жизнедеятельности живого организма. Ни один человек не может предугадать свою дату смерти. Даже самоубийцы не могут быть уверенными на 100%, что их суицид обернется смертельным исходом. Ведь всегда бывают исключения. Известно немало случаев, когда люди падали с огромной высоты и оставались живыми, практически невредимыми. Также есть немало примеров того, как люди выживали после приема сильнодействующих ядов. Конечно, чаще всего даже если человек и выживал после такого, то всю жизнь ему приходилось жить с травмами или прочими последствиями. Так как вопрос об эвтаназии стоит остро во многих странах, нужно разобраться, почему же люди так боятся этого слова? Возможно, все дело в религиозных взглядах или моральных убеждениях. Ведь все мы имеем свою точку зрения. Для кого-то эвтаназия подобна убийству, а кто-то воспринимает ее как обычное явление. В странах, где много верующих, эвтаназия запрещена. И это совсем не удивительно. Ведь верующие люди убеждены, что все находится в руках Бога. А значит, только ему решать, сколько человеку жить и как умереть. Во многих святых писаниях говорится о том, что человеку посылается столько испытаний в его жизни, сколько он может вынести. Конечно, с этой точкой зрения сложно не согласиться. Однако нужно принимать во внимание и тот факт, что начало таких убеждений было положено еще в древние времена, когда медицина была на низком уровне и многие болезни нельзя было вылечить. Поэтому люди молились за больного, и если тот выживал, то они верили, что ему помог Бог. Прогрессивная половина человечества считает немного иначе. Они верят в то, что преодоление трудностей в значительной степени укрепляет дух человека. Как говорится, то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Поэтому многие люди убеждены, что человек сам вправе распоряжаться своей судьбой и решать, сколько ему жить. Вопрос жизни и смерти сложный как в философском понимании, так и в решении его в практической жизни. Есть много моральных вещей, которые не должны быть узаконены или подчинены закону и юридическому праву. С одной стороны, в некоторых случаях мы могли бы сказать, что человек поступил плохо, хотя это и понятно, слишком легко отказавшись от жизни. Однако мы также считаем, что закон не должен принуждать к каким-либо действиям, если человек знает, что он делает и действия его не наносят серьезного вреда другим. С другой стороны, просьба лица о прекращении своей жизни может быть разумной с учетом его обстоятельств, но могут также существовать и социальные причины, по которым закон не должен допускать этого. Эти причины могут быть связаны с возможными вредными последствиями некоторых видов практики для других лиц или для медицинской практики. Просто поскольку какое-то действие (например, эвтаназия) может быть морально допустимым, это не обязательно означает, что оно должно быть юридически допустимым. Сегодня право человека на собственную жизнь высоко ценится, но здравый смысл подсказывает, что у этого права есть пределы. Например, оно ограничено, когда вступает в конфликт с интересами или правами других. Каковы условия и по каким причинам собственные желания человека должны преобладать в вопросах эвтаназии? Насколько важно добровольное согласие? Мы знаем, что утилитаристы сосредоточивают моральное суждение на последствиях наших действий или правил. С этой точки зрения добровольность имеет моральное значение лишь в той мере, в какой она влияет на счастье и благополучие человека. Уважение собственного выбора людей о том, как они умрут, несомненно, имело бы некоторые полезные последствия. Например, когда люди знают, что им будет позволено принимать решения о своей собственной жизни, а не принуждаться к чему-то против их воли, они могут обрести душевное спокойствие. Индивидуальные решения не всегда мудры и не всегда работают на благо человека, принимающего их, или на благо других. К примеру, критики эвтаназии опасаются, что больные или инвалиды могут отказаться от некоторых спасательных процедур, потому что у них нет денег или они не знают об услугах и поддержке, доступных им. Мы должны сделать то, что, по сути, принесет наибольшую пользу не только нам самим, но и всем тем, на кого повлияют наши действия. Само по себе не имеет значения, кто выносит решение. Но это имеет значение в той мере, в какой один человек, а не другой, с большей вероятностью выносит лучшее суждение – такое, которое имело бы лучшие последствия в целом, включая последствия для индивида.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблема эвтаназии не может быть решена только на национальном уровне; международные органы также должны влиять на дальнейшее ее развитие. Проблема эвтаназии сама по себе выходит далеко за пределы юридических и медицинских категорий, равно как и за пределы юриспруденции и медицины в целом. Возможно, сегодня столь противоречивая и дискутабельная процедура, прерывающая нить человеческой жизни должна рассматриваться специалистами в рамках новой сферы научного и практического знания – биоэтики.
Подводя итоги, следует сказать, что в настоящее время в мире остро стоит проблема легализации эвтаназии. Тема узаконивания «лёгкой смерти» остается открытой. В случае полной легализации эвтаназии она скорее будет нести опасность, повысится процент злоупотреблений. Так, в экономически неразвитых странах «добровольная смерть» превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих серьезными заболеваниями, что также приведет к снижению поиска эффективных средств лечения. Но нельзя не признать, что эвтаназия уже существует в современной медицине и так же имеет множество положительных сторон. Несомненно, эта проблема требует решения и пересмотра во всех аспектах жизни. Стоит помнить, что люди, писавшие Библию, имели свою точку зрения, и многое из написанного критикуется, и будет критиковаться до тех пор, пока человечество не перейдет на новый уровень сознания. Похожим образом всё обстоит и с Клятвой Гиппократа, являющейся одним из первых аргументов против введения эвтаназии. Ведь современный мир требует введения новых правил, более разумных и нужных конкретно в данное время. Мы – современные люди, которым знакомы такие понятия, как гуманность и мораль. У нас нет права использовать свою свободу для того, чтобы ограничивать или нарушать свободу других людей. Решение покончить с собой касается не только нас, но и наших друзей и родственников, а также врачей, отвечающих за принятие решений. Поэтому стоит помнить, что жизнь – это самое ценное, что есть у человека, поэтому подходить к рассмотрению этого вопроса следует с огромной осторожностью
Список использованной литературы
1. Гаджимагомедова, Ш. С. Правовое регулирование эвтаназии в РФ / Ш. С. Гаджимагомедова, Т. С. Магомедкасумова, М. А. Арабова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56813/ (дата обращения: 12.01.2023).
2. Для цитирования: Евсеева Я.В. Эвтаназия: история и современные дебаты. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. – 2021. – № 3. – С. 12–25.
3. Сальников В.П. Кузнецов Э.В. Старовойтова О.Э. Правовая танатология. СПб., 2002. С. 136–144. 4. Стеценко С.Г. Медицинское право. Учебник. СПб., 2004. С. 361.
5. Платон. Федон, 64 a . Собр. Соч. в 4 тт., Т. 2. М., 1993. С. 14
6. См. Франк С.Л. Смысл жизни / Духовные основы общества. М., 1992. С. 182.
7. Рыбин В.А. Эвтаназия. Медицина. Культура / В.А.Рыбин. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2006. – 320 с.
8. Рыбин В. А. Человек в современной культуре: методическое пособие / В.А.Рыбин – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та. 2005. 64 с.
9. Рыбин В.А. Проблема эвтаназии в биоэтике и медицине как предпосылка аксиоматизации культуры / В.А.Рыбин // Вестник Волгоградской государственной медицинской академии. - 2006. – № 2. – С. 82-88.
10. Рыбин В.А. Философские вопросы паллиативной медицинской помощи / В.А.Рыбин, А.М.Дюкарева // Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным: в 2-х тт. - М., 2004. – Т.1. - С.272-305.
11. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. 1993.
1 Програ́мма «Т-4», также Опера́ция «Т-4» — евгеническая программа немецких национал-социалистов по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению людей с психическими расстройствами, умственно отсталых и наследственно отягощённых больных.
2
Ра́совая гигие́на — специализированная отрасль превентивной медицины, нацеленная на улучшение здоровья нации; фактический синоним евгеники в нацистской Германии.
3 См. Developments in euthanasia practice ..., 2019
4 См.: Крылова Н. Е. Уголовное право и биоэтика: уголовно-правовые проблемы применения современных биомедицинских технологий : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 183.
5 См.: Сборник официальных документов Ассоциации врачей России : Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы / под ред. В. Н. Урановой. М.: ПАИМС, 1995. С. 17.
6 Официальный сайт Всемирной медицинской ассоциации. URL: http://www.wma.net/en/30publications/10policies/e13b/ (дата обращения: 30.01.2015).
7 См., напр.: Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2000. № 11. С. 52.