Файл: Теоретическая часть 1 Содержание понятия имидж 2 Содержание профессионального имиджа педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Содержание понятия «имидж»

1.2 Содержание профессионального имиджа педагога

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Имидж современного педагога в представлении учеников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ

Для успешной профессиональной деятельности педагог должен обладать определенным имиджем. Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия его образа в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. В основе имиджа – формальная система ролей, которые учитель воплощает в своей жизнедеятельности, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными способностями, внешними данными и одеждой. Образ педагога нашего времени весьма неясен, недосформирован. Единого общепринятого и научного представления о педагогическом имидже и месте этого понятия в психолого-педагогических литературных источниках до сих пор не существует. Актуальность исследования данной темы в том, что педагогам, особенно только начавшим свой путь, необходимы ориентиры для более удачного вхождения в профессиональную деятельность, а педагогам со стажем нужно сохранять уже занимаемые позиции. Недавно сформировавшаяся наука – имиджелогия - пыталась определить имидж успешного педагога. Но, на мой взгляд, недостаточно полно и емко. Цель: изучение имиджа педагога в современное время. Гипотеза: мы предположили, что - 1. индивидуальный имидж педагога – это важная часть его педагогической культуры;

2. для учеников важно как выглядит учитель; 3. ученикам интересна не только манера преподавания педагога, но и возможность общаться с ним на темы, не касающиеся предмета;

4. личные качества и манеры поведения учителя являются неотъемлемым компонентом его имиджа и имеют большое значение для учеников.

Задачи:

1. раскрыть понятие профессионального имиджа педагога;

2. провести исследование среди учащихся;

3. составить памятку педагогам по формированию имиджа.

Методы:

1. Теоретический: анализ литературы;

2. Эмпирический: наблюдение, опрос и анкетирование учащихся.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Содержание понятия «имидж»

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж? Многие справочные издания раскрывают содержание понятия «имидж», трактуя его как «целенаправленно формируемый образ»; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью»; или как «мысленное представление чего-то ранее видимого ...конкретного или абстрактного, сильно напоминающего... в представлении о другом» [8].


Поэтому чаще всего понятие «имидж» прочитывается как эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо, сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа.

В России понятие «имидж» стал предметом общественного интереса и научного анализа лишь в конце ХХ века. Это направление стало известно широкому читателю благодаря популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов и парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые крупные отечественные разработки в области имиджеобразования, посвященные психологическим аспектам формирования имиджа (Л.Ю.Фалько, Ф.М.Пармон, Сестры Сорины, Т.О.Бердник, В.М. Шепель и др.). Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджеология: Секреты личного обаяния» обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия «имидж», но и формирование новой области научного исследования — имиджеологии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности – имиджмейкер [12].

Имидж — понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета) и, наконец... к вещам (мерседес — не просто машина!)[13].

В разговорном значении слово «имидж» используется для обозначения человека в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти два аспекта образа связаны. Мы следим за внешностью, но мы судим о репутации! Можно сказать, что образ — это образ, который включает в себя внутренние и внешние признаки.

1.2 Содержание профессионального имиджа педагога

Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек какой-либо деятельностью, тем больше проявляется на нём профессиональный отпечаток.

«Существует ли специфический имидж учителя?» — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том, что «...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность...» [8].

Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Каким бы профессионально подготовленным ни был педагог, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом свой имидж.



Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании учащихся, коллег, социальной среды и массового сознания.

В структуре профессионального имиджа, предложенной Л.М. Митина различает внешнюю, процессуальную и внутреннюю составляющие[8].

К внешней составляющей относятся мимика, жесты, тембр и сила голоса, одежда, манеры, походка.

Внешний вид педагога может, конечно, создать рабочий или нерабочий настрой в классе, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчать или препятствовать педагогическому общению.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митина раскрывается через процессуальную составляющую образа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, экспрессивность и др. «Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий...», способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личности в целом.

Таким образом, образ педагога содержит следующие структурные компоненты: индивидуально-личностные, коммуникативные качества, особенности профессиональной деятельности и поведения. В зависимости от того, на что направлен, ориентирован имидж: на восприятие другими (что обо мне скажут другие) или на самоощущения (чтобы мне было бы хорошо, приятно и удобно).

Далее мы подробнее рассмотрим имидж с точки зрения образующих факторов:

  1. средовой имидж – созданная человеком среда его обитания (его жилище, кабинет, автомобиль, рабочий стол);

  2. габаритный имидж (от слова «габитус» - внешность, внешний вид) – одежда, макияж, прическа, то есть внешняя составляющая;

  3. овеществленный имидж – овеществленная продукция – те предметы, которые создал сам человек. Применительно к профессии учитель, это могут быть отчеты, календарно-тематические планы, уроки, мероприятия, то есть все то, что делает учитель касаемо его работы и что может его охарактеризовать как личность и профессионала;

  4. вербальный имидж – сюда относится вербальная продукция: что и как человек говорит и пишет, манера общения;

  5. кинетический имидж - сюда относятся различные движения человека: мимика, пантомимика, жесты, поза.


Все эти типы имиджа делают человека узнаваемым, они могут характеризовать многие его личностные и профессиональные черты.

В нашем исследовании для детального исследования мы взяли только два типа образа учителя: габаритный и вербальный.

Образ педагога – это система умений, позволяющая использовать: голос, пластику, мимику, риторику, лексику, костюм. Это умение создавать образ личного «Я». Его образ надолго, а часто и на всю жизнь, остается в памяти учащихся как вечный образец для подражания.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Имидж современного педагога в представлении учеников

Для детального исследования нами были приняты два типа образа педагога - габаритный и вербальный как наиболее поддающиеся исследованию.

Кроме того, мы попытались выявить портрет «идеального» учителя с точки зрения старшеклассников, включающего в себя личностные и профессиональные характеристики.

Мы провели исследование среди учеников 5-11 классов. Всего в них приняли участие 25 учащихся.

Была проведена анкета:

  1. Современный учитель – кто он?

  2. Как должен выглядеть современный учитель? 1) прическа 2) элементы одежды 3) цветовая гамма 4) туфли 5) макияж 6) аксессуары

  3. Черты характера современного учителя?

  4. Какие предметы необходимы для проведения урока современному учителю?

  5. Как должен общаться современный учитель со школьниками (искусство речи)?

В результате исследования выяснилось, что современный педагог для школьников – это, прежде всего, понимающий, ответственный, знающий свой предмет, творческий, эмоциональный, красивый, позитивный, друг. Большинство школьников хотели бы видеть у современного учителя разные прически: косы (36%), элегантные укладки (27%), не имеет значения (37%). Элементы одежды: юбка, блузка, брюки, пиджак, туфли. На первом месте в рейтинге самых деловых цветов в одежде школьники выбрали коричневый цвет; На втором – серый и черный цвета (они набрали одинаковое количество баллов); На третьем месте – белый цвет; Самыми деловыми цветами в одежде являются: коричневый(45%) черный/серый( по 20%), белый(15%) Макияжу школьники в своих ответах не уделяют большого внимания – главное, чтобы это был не яркий, красивый макияж. Среди аксессуаров выделяют: серьги, бусы.

Среди необходимых предметов современного учителя учащиеся называли: телефон(30%), ноутбук (компьютер) – 40%, флешка(30%), проектор(20%), интерактивная доска(20%).Самый популярный ответ – ноутбук(40%). Коммуникативный имидж - это искусство общения. Особенности учителей, которые затрудняют общение со школьниками, по результатам анкеты – это:


  1. Непонимание, неспособность поставить себя на место другого – 15%;

  2. Громкая, «сухая» речь – 25%;

  3. Строгость – 30%;

  4. Несправедливое отношение к учащимся – 10%;

  5. Стремление делать поспешные выводы–5%.

  6. Отсутствие чувства юмора – 15%

Таким образом, по результатам высказывания школьников можно составить идеальный портрет современного педагога - на первом месте оказались личностные качества учителя: доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться, принимать и понимать учащихся (Приложение 1).

Проведение опроса:

1. Какие качества Вы больше всего цените в учителях?

2. Какие черты учителя вызывают у Вас негативную реакцию?

3. Важно ли для Вас во что одет учитель? Что именно вызывает у Вас положительные или отрицательные эмоции?

5. Должен ли учитель общаться с учениками на темы, которые не касаются учебы?

7. Из чего, по Вашему мнению, складывается имидж, современного педагога?

По результатам опроса были сделаны следующие выводы:

- большинство опрошенных учеников ценят в учителе доброту (50%). На втором месте - справедливость (20 %), на третьем – открытость и понимание (по 15 %).

- ученики считают неприемлемым в учителе: злость (31,%) Также были названы: несправедливость (21 %), излишняя строгость (28), равнодушие (14 %), отсутствие чувства юмора (6 %) и др.

- для большинства опрошенных учеников не важно, во что одет учитель (62%). Для 28 % школьников - это имеет значение.

- 73,6 % опрошенных считают, что учитель должен общаться с учениками на темы, не связанные с уроками (образованием).

- на вопрос, чего никогда не должен себе позволять учитель, ученики наиболее часто отвечали: 43 % - унижать (оскорблять, хамить); 21 % – бить; 36 % - кричать. Другие ответы: отвлекаться на личные темы; несправедливо оценивать знания; задавать слишком много домашнего задания

- По мнению опрошенных имидж современного педагога складывается из таких компонентов, как профессиональных навыков (40 %); внешний вид, одежда, прическа, макияж(31%); манера общения (29 %).

Анализ результатов анкетирования позволил определить, какие качества больше всего ценят в педагоге учащиеся разных возрастных групп. Результаты показали, что для 12-14-летних самым главным в учителе является доброта, а для 15-17-летних мнения разделились между добротой и отзывчивостью.

Подростки 12-14 лет ставят понимание на второе место, а справедливость и чувство юмора на третье. Подросткам 15-17 лет важны три составляющие характера педагога: чувство юмора, справедливость и понимание (Приложение 2). Таким образом, на основании полученных результатов можно сказать, что образ современного педагога в сознании учеников складывается в основном из профессиональных качеств, внешности и личностных качеств. При этом для большинства учеников не имеет значения, во что будет одет учитель и не будет ли в его одежде вычурности. Современный педагог в сознании учащихся должен прежде всего характеризоваться добротой, справедливостью, терпением, пониманием и чувством юмора. Учителю важно общаться с учащимися на темы, не связанные с уроком (образованием). Идеальный педагог в сознании учеников никогда не будет: унижать (оскорблять) учеников, злиться, кричать. Он не должен быть необразованным и равнодушным, а также излишне строгим.