Файл: Практическая работа по дисциплине Правила технической эксплуатации и транспортная безопасность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КУРГАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
-филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
в г. Кургане
Структурное подразделение высшего образования
Специальность: 23.05.05
Системы обеспечения движения поездов
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по дисциплине
Правила технической эксплуатации и транспортная безопасность
2023
О
це нк а
И
нв
. №
Выполнил студент гр.
СОа-518 (КЗ)
_________ А.О.Чистяков
“___” __________ 2023 г.
Проверил доцент, к.т.н.
__________ А.А.Ездина
“___” ___________ 2023 г.

Изм. Лист
№ докум.
Подпись ь
Дата
Лист
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Определение ширины колеи и марки крестовины стрелочного перевода.
Цель занятия: ознакомится с устройством обыкновенного стрелочного перевода, порядком определения ширины колеи и марки крестовины.
ОТЧЕТ
1.
Составляющие обыкновенного стрелочного перевода.
Основные элементы одиночного обыкновенного стрелочного перевода:
- стрелка с переводным механизмом;
- крестовина с контррельсами (крестовинная часть);
- соединительные пути;
- переводные брусья (или другое подрельсовое основание).
Стрелканаправляет движущийся подвижной состав с прямого пути на боковой путь или с бокового пути на прямой. Стрелка современного стре- лочного перевода состоит из двух остряков, двух рамных рельсов, двух ком- плектов корневых устройств, комплекта переводного механизма, упорных и опорных устройств;
Рамныминазывают рельсы, к которым прижимаются остряки. Рамные рельсы являются продолжением путевых рельсов разветвляющегося пути и

Изм. Лист
№ докум.
Подпись ь
Дата
Лист представляют собой целые рельсы стандартной длины 12,5 м и 25 м (для пологих марок) или несколько короче. Кроме того, они отличаются от пу- тевых рельсов наличием отверстий в шейке для прикрепления упорных бол- тов (упорных накладок), самого рамного рельса к башмакам, корневых бол- тов и деталей переводного механизма. Рамные рельсы должны быть длиннее остряков на величину т в начале остряков, и т
к
— в их корне (рис. 1.90).
В обыкновенных стрелочных переводах один рамный рельс прямой, а другой изогнут в плане (криволинейный).
Острякипозволяют изменить направление движения подвижного состава. Изготавливают их из специальных остряковых рельсов пониженной по сравнению с рамным рельсом высоты типов ОР75 и ОР65 (рис. 1.90),
ОР50 и ОР43. Эти рельсы имеют мощное поперечное сечение. Меньшая высота остряка по сравнению с рамным рельсом позволяет укладывать остряки без острожки их подошвы. Передний конец остряка называют острием, задний — корнем.
2.
Неисправности стрелочных переводов.
Запрещается эксплуатировать стрелочные переводы и глухие пересечения, у которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
Разъединение стрелочных остряков (рис. 2) и подвижных сердечников крестовин с тягами.
\
Рисунок 2


Изм. Лист
№ докум.
Подпись ь
Дата
Лист
Разъединение стрелочных тяг при изломе, выпадании или изломе болтов, соединяющих их с остряками, или болтов и заклепок, соединяющих серьгу с остряком и др., может перевести к переводу одного остряка, когда второй остается на месте, или произвольному перемещению обоих остряков под движущимся составом.
Отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка против первой соединительной тяги, и сердечника острой крестовины – в острие сердечника
(рис. 3). В этом случае при противошерстном движении по стрелке колесной пары с подрезом гребня возможно попадание гребня между рамным рельсом и остряком с последующим сходом подвижного состава и повреждением стрелки.
Рисунок 3

Изм. Лист
№ докум.
Подпись ь
Дата
Лист
Выкрашивание остряка или подвижного сердечника (рис. 4) длиной:

на главных путях – 200 мм и более

на приемоотправочных путях – 300 мм и более

на прочих станционных путях – 400 мм и более
Эта неисправность представляет собой большую опасность при противошерстном движении, так как создается опасность набегания гребня колеса на остряк и последующий сход подвижного состава.
Рисунок 4
Понижение остряка (рис. 5) против рамного рельса и подвижного сер- дечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина, головки остряка, или подвижного сердечника поверку 50 мм и более. Такая неисправность не допускается, потому что при проходе колесной пары в пошерстном (от крестовины к острякам) направлении и значительном прокате колесо, идущее по пониженному остряку, может не подняться на рамный рельс, а отжать и даже опрокинуть его, двигаясь не по рамному рельсу, а только по остряку, сойти с рельсов. Необходимо учитывать, что в норматив 2 мм включена величина возможного провеса остряка ( неплотное его прилегание к стрелочной подушке), поэтому он должен быть также измерен и добавлен к понижению остряка.

Изм. Лист
№ докум.
Подпись ь
Дата
Лист
Рисунок 5
Расстояние между рабочей гранью (рис. 6) сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм. 3 мм).

Это расстояние согласовано с шириной между внутренними гранями колес у ненагруженной колесной пары и установлено с учетом толщины гребня. Если это расстояние будет менее 1472 мм, то возможен сход новой колесной пары с максимально допустимой толщиной гребня (33 мм) порожнего вагона с расстоянием между внутренними гранями колес (1440)
Рисунок 6
Расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм.3 мм) при скоростях до 120 км/час (п.10.2 ПТЭ) у ненагруженных колесных пар, у которых в результате изгиба оси это расстояние может уменьшаться на 2 мм. Тогда с допуском минус 3 мм ширина колесной пары будет равной 1435 мм. Если расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика. окажется более 1435 мм, то колесная пара с шириной 1435 мм выйдет одним колесом на головку


Изм. Лист
№ докум.
Подпись ь
Дата
Лист усовика или контррельса, с последующим сходом с рельсовой колеи или произойдет заклинивание колесной пары между контррельсом и усовиком с возможной её распрессовкой. Это расстояние строго согласуется с шириной колесных пар, измеряемой между внутренними гребнями ободов колес и равной (1440)
Излом остряка или рамного рельса (рис. 7). Излом крестовины
(сердечника, усовика или контррельса). Разрыв одного контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше (рис. 8).
Естественно, что излом остряка или рамного рельса, а также крестовины ( сердечника, усовика или контррельса), нарушая непрерывность рельсовой колеи в пределах стрелочного перевода, создает прямую угрозу безопасности движения и потому недопустим. При разрыве одного контррельсового болта опасно перераспределение усилий, передаваемых от подвижного состава на контррельс; это может привести к разрыву других болтов. Разорванный болт подлежит немедленной замене. Это связано с тем, что назначение контррельса – направление подвижного состава, исключающее (при противошерстном движении) смещение колесной пары во время прохождения «мертвого пространства» в сторону крестовины и удар её в сердечник.
Рисунок 7 Рисунок 8

Изм. Лист
№ докум.
Подпись ь
Дата
Лист
3.
Описать порядок определения марки крестовины стрелочного перевода.
Крестовина (рис.9) состоит из сердечника и двух усовиков. Она обеспечивает пересечение гребня колес рельсовых головок, а контррельсы направляют гребни колес в соответствующие желоба при проходе колесной пары по крестовине. Точка пересечения продолжение рабочей грани сердечника крестовины называется ее математическим центром (N), а самое узкое место между усовиками - горлом крестовины. Угол, образуемый рабочими гранями сердечника, называется углом крестовины.
Рисунок 9. Крестовина
Соединительная часть перевода, лежащая между стрелкой и крестовиной, состоит прямого участка и переводной кривой. Радиус этой кривой зависит от угла крестовины: чем меньше угол, тем больше радиус.
Переводы с меньшими углами крестовин допускает большее скорости движение поездов. Стрелочные переводы крепятся с помощью специальных башмаков, подкладок, шурупов и костылей к переводным брусья или железобетонным плитам, которые укладываются на балластную призму. d - отношение ширины крестовины.
L - длина крестовины.
N - математический центр.
Если принять ширину сердечника за единицу измерения, то еѐ отношение к длине N называется маркой крестовины (1/N). Для определения


Изм. Лист
№ докум.
Подпись ь
Дата
Лист фактической марки крестовины необходимо найти отношение ширины сердечника (b) к его длине (l) от математического центра крестовины (А) до "хвоста" (Рис.10).
Рисунок 10. Определение марки крестовины
4.
Выписка из ПТЭ, о порядке применения стрелочных переводов с крестовинами различных марок.
Стрелочные переводы должны иметь крестовины следующих марок:
- на главных и приемо-отправочных пассажирских путях - не круче
1/11, а перекрестные переводы и одиночные, являющиеся продолжением перекрестных, - не круче 1/9; стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда проходят только по прямому пути перевода, могут иметь крестовины марки 1/9. Допускается отклонение пассажирских поездов на боковой путь по стрелочным переводам марки 1/9, если замена таких переводов на марку 1/11 вызывает переустройство стрелочных горловин, осуществить которое в данное время не представляется возможным;
- на приемо-отправочных путях грузового движения - не круче 1/9, а симметричные - не круче 1/6;
- на прочих путях - не круче 1/8, а симметричные - не круче 1/4,5.
5. Дать определение ширины колеи, порядка ее определения и нормы допусков в кривых участках пути.
Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 м и более - 1520 мм. Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:
- при радиусе от 349 до 300 м - 1530 мм

Изм. Лист
№ докум.
Подпись ь
Дата
Лист
- на железобетонных шпалах - 1520 мм
- при радиусе 299 м и менее - 1535 мм
На участках железнодорожных линий и путях, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилось, допускается на прямых и кривых участках пути радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи - 1524 мм. При этом, на более крутых кривых ширина колеи принимается:
- при радиусе от 650 до 450 м - 1530 мм
- при радиусе от 449 до 350 м - 1535 мм
- при радиусе от 349 м и менее - 1540 мм
Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранения, на прямых и кривых участках пути не должны превышать по сужению - 4 мм, по уширению + 8 мм, а на участках, где установлены скорости движения 50 км/ч и менее - по сужению - 4 мм, по уширению + 10 мм. Порядок устранения отклонений, превышающих указанные значения, устанавливаются МПС России. Ширина колеи менее
1512 мм и более 1548 мм не допускается.
Вывод: ознакомилась с устройством обыкновенного стрелочного перевода, порядком определения ширины колеи и марки крестовины.