Файл: Классификация ценных бумаг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коносаментом является товарораспорядительный документ, определяющий право ее держателя распоряжаться тем или иным грузом и получить его по окончании перевозки. Он используется при морских перевозках [12, c.31-33].

Акция обладает двойственным значением – материальным и формальным.

В материальном значении акция представляет собой право на участие в компании. Подобное право включает:

- участие в разделе прибыли, которую компания получает;

- участие в разделе имущества товарищества при ликвидации его дел;

- участие в управлении делами компании.

Из перечисленных прав первые два имеют имущественный характер, а последнее – личный.

В формальном значении акция представляет собой документ, закрепляющий право на участие. Форма акции зависит, прежде всего, от ее назначения. Она включает два листа, акционный и купонный. Акционный лист закрепляет право на персональное участие и участие в разделе имущества, купонный предоставляет право на участие в разделе прибыли. Первый лист не меняется, кроме как при переходе именной акции к другому лицу, второй постепенно сокращается ввиду отрезания купонов.
1.3 Характеристика выпуска и обращения ценных бумаг
Выпуск ценных бумаг (эмиссия) – это комплекс ценных бумаг одного эмитента, дающий равный объем прав владельцам и имеющий равные условия размещения. Выпуск ценных бумаг обязательно нужно регистрировать в уполномоченном органе [23, c.50].

Законом «О рынке ценных бумаг» к числу эмиссионных ценных отнесены акция и облигация. Однако этим перечень не ограничивается.

Эмитентами акций способны являться исключительно акционерные общества. Облигации могут выпускать коммерческие предприятия, а также государство [14, c.7-9]. Эмитентами опционных свидетельств способны являться юридические лица – собственники базисного актива и юридические лица – эмитенты базисного актива, функционирующие по договору комиссии с собственником подобного актива или юридические лица, имеющие необходимое обеспечение выпуска опционных свидетельств [13, c.20].

По ст. 19 Закона «О рынке ценных бумаг» эмиссия включает такие стадии, как:


- принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;

- регистрация соответствующего выпуска;

- размещение ценных бумаг;

- регистрация отчета об итогах выпуска соответствующих бумаг.

Если количество владельцев ценных бумаг достаточно существенно, то необходимо дополнительно зарегистрировать проспект эмиссии - документ, включающий ключевую информацию о выпуске и эмитенте.

При признании выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным все бумаги возвращаются эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения бумаг, возвращаются владельцам. Издержки в данном случае покрываются эмитентом.

При нарушении, отраженном в выпуске ценных бумаг в обращение больше установленного, эмитент должен реализовать их выкуп и погашение. Если за полгода такого не случилось, то Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг может подать иск в суд о взыскании соответствующих средств.

При эмиссии акций кредитными компаниями применяется особенный порядок аккумуляции средств на накопительном счете. Смысл его заключается в том, что использовать деньги от распространения собственных акций банк способен лишь после качественного окончания эмиссии, т.е. признания ее состоявшейся. Режим накопительного счета закрепляется ЦБ РФ.

Вместе с тем Закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает порядок, основания и последствия признания выпуска ценных бумаг недействительным. По итогам интенсивной нормотворческой деятельности ФСФР, к подзаконным актам которой отсылает подобный Закон, образовалось множество проблем и пробелов в законодательстве. Целесообразно проанализировать их.

Регламентация правовых последствий недобросовестной эмиссии изначально таит в себе проблему различного определения применяемых в данном случае терминов. Так, до принятия Закона от 22.04.1996 г. при анализе вопроса об итогах недобросовестной эмиссионной деятельности касательно недобросовестного выпуска ценных бумаг использовалось понятие «несостоявшийся». Подобный Закон вместе с тем используют обе понятия – «несостоявшийся» и «недействительный», нередко даже приравнивая их. ФКЦБ разрешила подобный вопрос, определив собственным постановлением от 31.12.1997 г. Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным. По Положению выпуск можно признать несостоявшимся до момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а недействительным - после регистрации отчета. Принимая во внимание то, что в пп. 4.1 и 5.1 подобного Положения приводятся аналогичные основания для признания выпуска ценных бумаг как несостоявшимся, так и недействительным, целесообразно говорить о том, что разбиение правовых последствий на 2 категории имеет для ФСФР условный характер, а попытки их разделения обоснованы исключительно необходимостью нормативной трактовки на подзаконном уровне не очень удачных формулировок Закона от 22.04.1996 г. Но при более качественном ознакомлении с его нормами целесообразно также вести речь о логическом и смысловом взаимодействии рассматриваемых выше терминов, используемых законодателем касательно выпуска ценных бумаг. Так, сопоставительный анализ норм ст. 24 и 26 Закона позволяет сделать вывод о том, что сам законодатель термин «несостоявшийся» последовательно использует исключительно в отношении аннулирования итогов эмиссии при не размещении эмитентом установленной части от общего заявленного к размещению числа ценных бумаг. Одновременное применение законодателем в ст. 26 рассматриваемых выше терминов для обозначения общего результата недобросовестной эмиссии можно аргументировать исключительно низкой юридической техникой Закона. Соответственно, применение одинаковых правовых оснований для признания выпуска ценных бумаг и несостоявшимся, и недействительным, основанное исключительно на неудачном применении понятий, является неверным. Подобное основание, как «нарушение эмитентом в ходе эмиссии законодательства РФ», представляя собой форму недобросовестной эмиссии, должно влечь ее признание недействительной, а не несостоявшейся, т.к. в такой ситуации она уже, прежде всего, по сути совершилась и пересмотр ее итогов не всегда экономически целесообразен как для эмитента, так и для инвестора [23, c.71-77].



Обращение ценных бумаг – трудоемкий и многогранный процесс, где участвуют немало профессионалов фондового рынка. Для организации подобного процесса нужно присутствие мощной сети специализированных лицензированных институтов, развитой нормативной базы, квалифицированных аттестованных сотрудников.
Глава 2. Анализ выпуска и обращения государственных федеральных облигаций

2.1 Анализ динамики и структуры выпуска и обращения государственных федеральных облигаций
Государственные федеральные облигации – это важнейший механизм финансирования дефицита бюджета, т.к. они дают возможность устранить проблему рефинансирования коротких выпусков за достаточно продолжительный период [18, c.15]. Предпосылки для формирования отечественного рынка государственных федеральных облигаций возникли в процессе экономической стабилизации, сложившейся к осени 2004 г.

Специфика государственных федеральных облигаций состоит в использовании электронной технологии, плавающем купонном доходе, среднесрочном периоде обращения и именном свойстве бумаги.

Государственная федеральная облигация – это государственная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более одного года и дающая право держателю на приобретение процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и суммы основного долга (номинальной стоимости или другого имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении облигации [11, c.14-16].

Эмитентом в данном случае является Министерство финансов РФ от имени РФ. Эмиссия реализуется время от времени в форме отдельных выпусков в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов», определенных Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 г. Общий объем эмиссии устанавливается Министерством финансов РФ в границах государственного внутреннего долга, определяемого федеральными законами о федеральном бюджете на тот или иной финансовый годные

Подобные облигации реализуются в бездокументарной форме. В глобальном сертификате определяется:

- объем выпуска;

- размер купонного дохода или алгоритм его вычисления;


- дата размещения;

- дата погашения;

- дата выплаты купонного дохода и ограничение на долю объема выпуска, получаемую нерезидентами [24, c.15].

Министерство финансов РФ в согласовании с ЦБ РФ определяет условия отдельных выпусков государственных федеральных облигаций.

Государственные федеральные облигации размещаются при помощи аукциона и торговых сессий. ЦБ РФ является генеральным агентом по сервису выпусков облигаций и определяет в консенсусе с Министерством финансов РФ тезисы размещения и обращения облигаций, включая реализацию выплаты купонного дохода и погашение облигаций ввиду средств эмитента. Денежные расчеты по сделкам с государственными облигациями реализуются через ЦБ РФ и его филиалы, а также прочие кредитные компании в установленном ЦБ РФ порядке в согласовании с Министерством финансов РФ.

Эффективная доходность к погашению государственных облигаций рассчитывается следующим образом:



где P – номинальная цена, %;

А – кумулятивный купонный доход на момент покупки выпуска;

ti – срок до выплаты i-го купона;

Сi – размер i-го купона в % от номинала;

N – номинал выпуска;

T – срок до погашения облигации;

Y – эффективная годовая доходность облигаций к погашению, определенная в долях единицы [20].

Размещение государственных федеральных облигаций и составление всех соответствующих сделок реализуется через компании, определенные ЦБ РФ на ведение депозитарной и дилерской деятельности с облигациями. В настоящее время функции депозитария по облигациям реализует Национальный депозитарный центр.

Сведения об очередном выпуске облигаций становятся известны максимум за неделю до даты их размещения. Выпуск является состоявшимся, если в ходе размещения было реализовано минимум 1/5 всего числа предполагавшихся к выпуску облигаций. ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ вправе дополнительно продать облигации, не реализованные во время размещения отдельного выпуска, а также досрочно выкупать облигации на вторичном рынке.

Рассмотрим динамику обращения облигаций более подробно.

В 2001 г. был реализован первый выпуск государственных федеральных облигаций. Показатель купонного дохода, устанавливаемый на базе доходности краткосрочных облигаций и вычисляемый по каждому купонному периоду, объявляется по первому купону максимум за неделю до начала размещения, по следующим купонам – максимум за неделю до даты выплаты дохода по предыдущему купону [1]. Наибольший срок обращения облигаций – 3 года, а купонный период – 3 и 6 месяцев. С 01.01.2004 г. номинальная стоимость облигаций равняется 1000 руб. Объем облигаций в обращении вырос с 8 млрд. руб. в 2001 г. до 47,6 млрд. руб. в 2004 г. Их часть в общей сумме внутреннего долга, определенного непосредственно в ценных бумагах, равняется 11-14%.


Новый выпуск облигация стартовал в период 2006-2009 гг. в объеме более 24,1 млрд. руб., что занимало долю в 4-5% в структуре внутреннего долга. Целиком погашены облигации были в 2013 г.

В 2005 г. Министерство финансов РФ начало выпускать государственные федеральные облигации с постоянным купонным доходом. Величина такого дохода, оглашаемая при выпуске облигаций, стабильна и является актуальной в ходе всего времени обращения таких облигаций. Срок обращения в данном случае – от 2 до 15 лет, купонный период наращивается поквартально. С 01.01.1998 номинальная стоимость облигация равнялась 1000 руб.

Государственные федеральные облигации занимают важное место на прогрессирующем рынке государственных ценных бумаг. На 01.01.2005 общий объем размещенных облигаций по номинальной стоимости был равен 115,8 млрд. руб., или 22% от всего объема, на 01.01.2010 – 402,2 млрд. руб. (69%). В период 2010-2014 гг. объем облигаций уменьшился до 51,5% млрд. руб. (7%). Начиная с 2015 г. и по 2018 г. Министерство финансов РФ интенсивно развивает эмиссию таких облигаций, и на 01.01.2018 на рынке оборот облигаций равнялся 1823,7 млрд. руб., соответственно, более 52% от всего объема государственных ценных бумаг [3, c.81-82].

Сейчас государственные облигации являются ключевым долгосрочным инструментом государственной внутренней задолженности. За рассматриваемый временной промежуток объем подобных облигаций в обороте вырос примерно в 20 раз, дойдя в марте 2018 г. до 1100 млрд. руб., что равняется трети от суммарного объема государственного внутреннего долга, определенного в ценных бумагах.

Также целесообразно сделать вывод о том, что государственные федеральные облигации являются ключевым внутренним источником аккумуляции средств в федеральный бюджет на возвратной основе. Доля подобных облигаций в суммарных доходах федерального бюджета от размещения ценных бумаг за время 2010-2016 гг. выросла с 15% до 99%, или с 15 млрд до 190 млрд. В 2007 г. доходы от размещения облигаций составили 251 млрд. руб., но удельный вес снизился до 79%; в 2017 г. – 1055 млрд. руб. (82%). Подобные трансформации в структуре аргументированы возникновением в обращении с 2006 г. нового вида нерыночных ценных бумаг – государственных сберегательных облигаций, направленных на сбережение и капитализацию пенсионных накоплений.
2.2 Проблемы выпуска и обращения государственных федеральных облигаций
Ключевыми проблемами рынка государственных федеральных облигаций являются следующие: