Файл: Методическая разработка внеурочного занятия по теме Бюджет семьи доходы и расходы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Южно-Сахалинска

Методическая разработка внеурочного занятия

по теме «Бюджет семьи – доходы и расходы»


Составила:

А.А. Балдина


г. Южно-Сахалинск

сентябрь, 2022 год

Характеристика занятия
Цель занятия: сформировать у обучающихся понимание того, что в зависимости от материального благополучия семьи как формируется и планируется семейный бюджет, определив причины различных доходов и расходов разных семей, понимание роли денег, дать представление о разновидностях современных денег.

Предметные образовательные результаты: определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.

Владение базовыми предметными понятиями: семья, семейный бюджет, деньги наличные и безналичные деньги, фальшивые деньги, источники доходов, заработная плата.

Понять основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье.

Личностные образовательные результаты:

Изучить базовые навыки для адаптации к миру финансов: сравнение, вычисление

доходов и расходов, расчет нормы прибыли, инвестиций на простых примерах.

Осознавать свою принадлежность к семье, обществу и государству, понимать и участвовать в обсуждении финансовых вопросов семьи, изменения доходов и расходов семьи

Метапредметные образовательные результаты:

Познавательные: Анализ информации о видах денег, сравнение и сопоставление преимуществ и недостатковразных видов денег, доходах и расходах, возможностях трудоустройства и самозанятости, средней заработной плате в районе проживания.

Использовать различные методы для получения, сбора, анализа, обработки, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации с профессиональных интернет-ресурсов, газет, журналов, кратких опросов.

Регулятивные: изучение семейного бюджета и экономических отношений между семьей и обществом.

Проявлять познавательную и творческую активность в применении полученных знаний и навыков для решения элементарных задач в области домашнего быта.

Коммуникативные: умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей

Умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Ключевой вопрос: «Как грамотно управлять доходами и расходами в семье?»

Жизненные ситуации:

  • Источники дохода семьи. Приблизительный размер дохода семьи. Обсуждение с родителями их профессии и заработной платы. От чего зависит заработная плата.

  • Расходы семьи, посещение магазинов, покупка продуктов питания, предметов первой необходимости, оплата коммунальных платежей.

  • Составление семейного бюджета.

  • Планирование личного бюджета

Компетенции:

  • Уметь объяснить назначение денег, разновидности денег, включая историю их возникновения и функции Центрального банка Российской Федерации в управлении национальной денежной системой

  • Способность объяснить, как формируется бюджет семьи.

  • Уметь перечислить основные источники дохода и основные расходы семьи с учетом района проживания и указать примерные суммы.

  • Способность решать и структурировать задачи, требующие денежных расчетов

  • Умение рассчитывать доходы и расходы семьи и делать выводы о балансе между ними.

Форма внеклассного мероприятия:

Методы:

Основные понятия и термины: бартер, бюджет семьи, деньги, основные источники доходов, заработная плата, пособие, стипендия, пенсия, проценты по вкладам, предпринимательская деятельность, вознаграждение за использование авторских прав, расходы личные расходы и семьи, предметы первой необходимости, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги, сбережения.

Длительность занятия: 45 минут

Межпредметные связи: с такими учебными дисциплинами, как обществознание литература, математика, история, география.

Оборудование:
Ход занятия


Этапы занятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Социальная форма

Организационный момент

2 мин










Актуализация подведение к теме занятия.

5 мин

Ребята перед Вами представлены пословицы, а какие вы знаете пословицы о деньгах?

Слайд 2:

Деньги любят счет.

Деньги не в деньгах, а в делах.

Копейка рубль бережет.

Лишняя денежка карману не в тягость.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме— пусто.

Считай деньги в своем кармане.

Слайд 3. Посмотрите на экран, что вы видите?

Всегда ли существовали деньги?

Слайд 4. Когда жили первобытные люди, денег не существовало. Это было время, когда люди носили шкуры животных и охотились на мамонтов.

Люди жили в пещерах и использовали простые орудия труда (острые камни, кости животных, палки). Время не стоит на месте, развивалось общество, человеческие технологии развивались. Человек научился изготавливать инструменты, ухаживать за землей и собирать урожай, учились обрабатывать шкуры животных, содержать животных. Одни умели хорошо охотиться, другие проявляли мастерство в земледелии, кто-то владел мастерством изготовления посуды, украшений.



Очень давно, люди для того, чтобы получить нужный продукт, начали обмениваться.

Один дает другому глиняный горшок, а другой первому отдает копье. Либо один человек дает другому часть туши пойманного на охоте зверя, а второй первому — пойманную рыбу. Сейчас такой обмен называют бартер

Слайд 5. Бартер — это равноценный обмен товарами или услугами.

Вы когда-нибудь менялись чем-нибудь с одноклассниками, или с друзьями?

Но не всегда человеку бартер может помочь приобрести нужный ему продукт или товар.

Представьте, вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо взять с собой быка или мешок зерна, чтобы на что-нибудь поменять? Это неудобно, потому что занимает много места. Что делать, если охотник хочет получить красивое ожерелье, но ювелиру не нужно мясо? Получается, что обменяться продуктами своего труда они не могут. Решением этой проблемы и стали деньги, которые были придуманы людьми.

Деньги — это великое изобретение человечества.

Деньги в привычном нам виде появились не сразу: сначала их роль играли ракушки, звериные шкурки, зерно и другие предметы. Потом появились металлические монеты. А затем — и бумажные деньги.

Слайд 6. Деньги – это всеобщий товарный эквивалент, который выражает стоимость всех товаров и служит посредником при их обмене друг на друга.

В основе всякого обмена лежит труд.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы


фронтальная

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

5 мин

Ребята, а как деньги появляются в вашей семье?

А что такое доходы? Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем

На какие нужды тратят ваши родители?

На какие нужды тратят ваши родители?

Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов.

Слайд 7 Бюджет - (от старонормандского «bougette» — кошель, сумка, кожаный мешок) — форма образования и расходования денежных средств.

Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год).

Бюджет семьи – важная составляющая благополучия в семейной жизни. Ведь если научиться грамотно планировать бюджет, то жизнь всех членов семьи будет поддерживаться на достаточно высоком уровне.

Отвечают на вопросы

фронтальная

Практико-ориентированное упражнение

Решение задачи

5-7 минут

Давайте решим задачу.

Предположим, что семья шестиклассника Ивана состоит из семи человек. Бабушка получает пенсию 9500 руб., дедушка – 9000 руб. и социальное пособие 2500 руб. Мама работает в научно-исследовательском институте и получает зарплату 20 000 руб., а папа – водитель автобуса – зарабатывает 35 000 руб. в месяц. Старшая сестра Юля учится в институте, получает стипендию 1500 руб. и подрабатывает в кафе по выходным, за что ей платят 5000 руб., а младшая сестрёнка Аня учится в 3-м классе. Какой доход получается у этой семьи в месяц? Какую сумму составляет доход на каждого члена семьи?

Исходя из примера задачи в данной семье, откуда берутся доходы?

Слайд 10. Основными источниками доходов у семьи являются: заработная плата; социальные выплаты – пенсии, пособия и стипендии; доходы от сдачи недвижимости и других средств в аренду; выплаты; подработка; доходы от приусадебного хозяйства; доходы от предпринимательской деятельности; проценты по банковским вкладам; а также доходы из других источников.

как правильно расходовать денежные средства?

Для того, чтобы эффективно использовать свои доходы, каждая семья должна научиться правильно распределять свой бюджет.

Расход – это те денежные средства, которые семья тратит, то есть отдаёт из своего семейного бюджета.

Существуют обязательные и необязательные расходы.

К обязательным расходам относят: коммунальные платежи, платежи по кредиту, продукты питания,

одежда, налоги.

К необязательным относятся: Расходы на культурные потребности (кино, театр, музей), покупка украшений, товаров для хобби, различные услуги маникюр и т.д.

Слайд 11. Давайте более подробно разберем, на что тратится бюджет семьи?

На чем можно сэкономить в семье, рационально расходовать денежные средства?

Не покупать ненужные вещи.

Экономить воду

Экономить электроэнергию

Экономить на покупке сладостей (торты, пирожное, шоколад, конфеты)

Отказаться от поездок на машине на работу и такси, а пользоваться общественным транспортом

Консервировать и заготавливать продукты

Отказаться от вредных привычек



Ребята решают задачу

9500+9000+2500+20000+35000+1500+5000=82500

Общий доход семьи

82500:711785 руб. на каждого члена семьи

Отвечают на вопросы

Рассматривают схему, приводят примеры из собственного опыта.


Отвечают на вопросы


















































Рефлексия