Файл: Понятия медиапространство, медиасреда, медиаполе, медиасфера возникли в отечественном дискурсе относительно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 1

Понятия «медиапространство», «медиасреда», «медиаполе»,
«медиасфера» возникли в отечественном дискурсе относительно
недавно, пока еще не приобрели более-менее отчетливого
смыслового наполнения и используются чаще всего в качестве
синонимов.Пространство
есть отношение («порядок»), применимое лишь ко многим телам, к
«ряду» тел. Другими словами, «пространство» как таковое не
существует, оно является продуктом сознания или восприятия.
Последней интерпретации придерживались Гоббс, согласно которому
пространство есть лишь воображаемый образ действительной вещи, а
также Локк, для которого пространство есть субъективное
представление, «простая идея», приобретаемая посредством
чувственного восприятия вещей (осязанием и зрением) и
представляющая либо расстояние между вещами, либо объем.те присутствующую.
В ХХ веке появилась концепция поля. Ее главной
особенностью было – если сильно упростить - утверждение, что
особенности пространства определяются особенностями
находящихся в нем тел. Так, было установлено (Х. Лоренц и др.), что
при движении тел с очень большими скоростями, близкими к
скорости света, происходит изменение поля, приводящее к
изменению пространственных и временных свойств тел; при этом
Лоренц считал, что длина тел в направлении их движения
сокращается, а ритм происходящих в них физических процессов
замедляется, причем пространственные и временные величины
изменяются согласованно.
Теория относительности исключает представление о пустых
пространствах, имеющих собственные размеры. Представление о
пустом пространстве было отвергнуто в дальнейшем и в квантовой
теории поля.В социологической науке также существуют два

принципиально различных подхода к пониманию пространства.
Основоположником первого является Э. Дюркгейм30, который
заложил традицию аналитического дуализма в анализе пространства.
Она заключалась в том, что физическое и социальное пространство
изучались как два взаимосвязанных, но различных феномена.
Значительный вклад в развитие этого подхода внес Г. Зиммель31
,
который использовал понятие «пространство» для описания
взаимодействия людей и социальных групп друг с другом и
подразумевал под ним ту сферу, которую участник общения считает
своей и отделяет условной границей от сфер влияния других людей
или социальных групп. Благодаря Г. Зиммелю понятие «социальное
пространство» и производные от него (скажем, «социальная
дистанция») вошло в число основных социологических терминов и
активно используется в современной социологии. При таком подходе
все пространство рассматривалось как социальное, поскольку его уже
было нельзя отделить от созерцающего субъекта. Этот подход
успешно продолжили в своих работах П. Сорокин, Э. Гофман,
П. Бергер и Т. Лукман, А. Лефевр, Э. Гидденс32 и др., а также такие
российские ученые, как А.Г. Здравомыслов, А.А. Давыдов,
Ю.П. Качанов, В.И Добреньков, А.И. Кравченко 33 А.Ф. Филиппов34
и др. (ред.)

Вопрос 2

Понятия «медиасреда», медиасфера», «медиапространство»
возникли существенно позднее своих предшественников – понятий
«информационное пространство» и «коммуникационное
пространство», и воспроизвели в своих дефинициях основные
смыслы, присущие своим предшественникам.«медиасреда - это то, что нас окружает повседневно. Это
совокупность условий, в контексте которых функционирует
медиакультура, то есть сфера, которая через посредничество
массовых коммуникаций (печать, радио, ТВ, видео, кино,
компьютерные каналы, Интернет и др.) связывает человека с

окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те
или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает
идеологическое, экономическое или организационное воздействие на
оценки, мнения и поведение людей. Словом, влияет на общественное
сознание». В качестве синонима понятия «информационное пространство»
довольно часто используется понятие «информационная сфера» или
«информационная среда».Информационная сфера – совокупность субъектов
информационного взаимодействия или воздействия; собственно
информации, предназначенной для использования субъектами
информационной сферы; информационной инфраструктуры,
обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией
между субъектами; общественных отношений, складывающихся в
связи с формированием, передачей, распространением и хранением
информации, обменом информацией внутри общества.
Информационная сфера – совокупность отношений,
возникающих при:
 формировании и использовании информационных
ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления,
хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю
документированной информации;
 создании и использовании информационных технологий
и средств их обеспечения;
 защите информации, прав субъектов, участвующих в
информационных процессах и информатизации.
Как сфера правового регулирования, информационная сфера
представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих
информационную деятельность, объектов права, по отношению к
которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется,
и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих

правовому регулированию.
Отдельно взятые инфосферы, погруженные в глобальное
информационное пространство, могут вступать во взаимодействие
как с самим информационным пространством, так и с другими
информационными сферами. Две и более инфосферы могут вступить
в коммуникацию между собой при условии наличия общего
протокола обмена информацией, кода или языка, понятного обоим
участникам коммуникативного акта.62
Еще одним понятием, иногда замещающим категорию
«информационное пространство», является весьма популярное
словосочетание «виртуальная реальность». Это понятие используют
тогда, когда хотят сделать акцент на том соображении, что
информация, циркулирующая в информационном пространстве,
отнюдь не всегда воспроизводит реальную действительность.
Гораздо чаще речь идет о неких имитациях действительности,
а иногда имитациях того, чего в действительности просто не
существует.

Вопрос 3

концепцию предложил С. Дацюк. Понятием
«коммуникативное пространство» он, вслед за Г.П. Щедровицким,
обозначает внутреннее смысловое пространство текста, намеренно
встроенное во множество актуальных контекстов, содержащее
совокупность прямых или косвенных адресатов, которым он
предназначен или которым явно или скрыто оппонирует (Бахтин).
С другой стороны, всякий текст (речь) становится
интерсубъективным, будучи помещен в реальный процесс
коммуникации, в реальное пространство преобразования
(Мамардашвили). Вторичный коммуникативный акт связан уже с
внешней средой текста, которая в таком случае оказывается средой
коммуникации. Коммуникативное пространство - внутренний
коммуникативный содержательный смысл текста, среда

коммуникации (или коммуникационная среда) - внешняя реальная
среда процесса коммуникации, в который вовлечен текст (речь). Если
среда коммуникации по охвату адресатов уже, нежели пространство
коммуникации текста (речи), то такой текст (речь) является
некоммуникативным, и наоборот, если среда коммуникация равна или шире, нежели пространство коммуникации текста (речи), то
такой текст является коммуникативным — это второе условие
коммуникативности.Коммуникационный процесс, таким образом, есть процесс
трансформации коммуникативного пространства в
коммуникационную среду, то есть производство коммуникационного
действия и условий этого коммуникационного действия
(производство дискурсивных рамок, построение коммуникационной
среды относительно коммуникативного пространства и упорядочение
коммуникативного пространства относительно коммуникационной
среды, создание правил и границ коммуникации, выбор места,
способа, каналов, средств коммуникации и так далее Другие исследователи полагают, что любая коммуникативная
деятельность осуществляется людьми, а коммуникация «выступает
как бы посредником между индивидуальной и общественно
осознанной информацией». В процессе коммуникации действует
«механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и
восприятия информации в социально значимый процесс
персонального и массового воздействия», который «заложен в
речевой деятельности людей», посредством чего реализуются
«социально обусловленные нормы и правила общения»83
,
составляющие нормативную базу коммуникативного пространства

состояние коммуникационного пространства
может быть описано с использованием следующих
классификационных признаков: