Файл: Книга для учителя является неотъемлемым компонентом умк Немецкий язык. Второй ино странный язык. 9 класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 372.8:811.112.2
ББК 74.268.1Нем
А19
Серия «Горизонты» основана в 2009 году
— задания в формате портфолио
— задания для учащихся с разным уровнем подготовки
— дополнительная страноведческая информация
— задания, соответствующие формату ГИА
Аверин М. М.
Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс : по- собие для общеобразоват. организаций / М. М. Аверин, М. А. Лытаева,
Е. С. Ульянова. — М. : Просвещение, 2015. — 131 с. : ил. — (Горизонты). —
ISBN 978-5-09-035221-5.
Книга для учителя является неотъемлемым компонентом УМК «Немецкий язык. Второй ино- странный язык. 9 класс» серии «Горизонты». Пособие предназначено для учителей, преподающих немецкий язык как второй иностранный с 5 класса. Книга для учителя ориентирована на требо- вания Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образова- ния, содержит подробную характеристику содержания и структуры УМК, тематическое и кален- дарное планирование, методические рекомендации по организации учебного процесса, ключи к заданиям из рабочей тетради, тексты для аудирования. В книге для учителя даны подробные рекомендации по индивидуальному подходу к учащимся как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.
Книга для учителя содержит критерии оценивания ответов учащихся в соответствии с между- народными критерия ми и условиями ГИА, а также стратегии работы с материалом УМК, который формирует у учащихся умения, необходимые для прохождения государственной итоговой атте- стации.
УДК 372.8:811.112.2
ББК 74.268.1Нем
ISBN 978-5-09-035221-5
© Издательство «Просвещение», 2015
© Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2015
Все права защищены
А19 16+

Содержание
3
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
Общая характеристика УМК
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Результаты изучения учебного предмета
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
Содержание и структура УМК
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
Основные принципы и особенности обучения по УМК «Горизонты»
. . . . . . . . . . . . . . . .
14
Обучение четырём видам речевой деятельности
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
Обучение фонетическому, лексическому, грамматическому и дискурсивному аспек-
там
речи
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
Контроль и оценка успешности обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
Структура и порядок выполнения заданий по контролю сформированности компе-
тенций, уровня знаний, умений и навыков
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
Критерии и шкала оценивания письменной речи учащихся 9 класса по УМК «Гори-
зонты» в соответствии с международными критериями
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
24
Критерии и шкала оценивания вводной части и монологического высказывания уча-
щихся 9 класса по УМК «Горизонты» в соответствии с международными критериями
и условиями ГИА
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
27
Критерии и шкала оценивания диалогического высказывания учащихся 9 класса по
УМК «Горизонты» в соответствии с международными критериями и условиями ГИА 30
Таблица оценивания уровня развития языковой компетенции по немецкому языку 33
Методические принципы и структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Календарное планирование
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
37
Тематическое планирование
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
39
Развёрнутое содержание
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42
Рекомендации к проведению уроков
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
48
1 Beruf
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2 Wohnen
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
54
3 Zukunft
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
60
4 Essen
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
66
5 Gute Besserung!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
72
6 Die Politik und ich
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
77
7 Planet Erde
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
83
8 Schönheit
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
89
9 Spaß haben
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
95
10 Technik
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
101
11 Mauer – Grenze – Grünes Band
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
111
Тексты аудиозаписей
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
119
Ключи к заданиям из рабочей тетради
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
126


Введение
4
Общая характеристика УМК
Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго иностранного после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетен- ций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду.
УМК разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно- го стандарта основного общего образования по иностранным языкам российскими педагогами-прак- тиками совместно с зарубежными авторами. При создании учебника авторы исходили из актуальных потребностей современного российского общества, которое нацелено на международную интеграцию и высоко ценит выпускников средних общеобразовательных организаций, владеющих двумя иностран- ными языками.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных организаций РФ всего на изуче- ние второго иностранного языка в средней школе выделяется 2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе. Обучение начинается с 5-го и продолжается до 11 класса.
Краткая психолого-педагогическая характеристика девятиклассника
На 9 класс приходится один из самых сложных периодов жизни подростка — это переход от подросткового к раннему юношескому возрасту. Отсюда те психологические особенности, которые характерны для учащихся в возрасте 15—16 лет. С одной стороны, девятиклассники претендуют на право высказывать своё мнение, самостоятельно принимать решения. С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им: многие девятиклассники уже все- рьёз задумываются о своём профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьёзной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.
Поэтому им важно выразить своё отношение к жизни, добиться принятия их точки зрения взрослы- ми, например учителем. Поскольку главным в уроках иностранного языка является общение, то имен- но здесь у учащихся есть полная возможность высказываться по различным проблемам, которые их волнуют. Темы учебника „Beruf“, „Zukunft“, „Die Politik und ich“, „Planet Erde“ и др. актуальны и значимы для этого возраста.
Девятиклассники всё чаще обращают внимание на собственный внутренний мир и соотносят его с миром внешним: «Кто я? Какой я? Каково моё место среди других?» Именно «Я» — само по себе и как субъект взаимодействия с «Другими» — становится доминантой мироощущения подростка.
Учащимся 9 класса интересно узнать, что их сверстники сталкиваются с похожими проблемами, по- этому так важны актуальные и современные тексты о жизни молодёжи в Германии. А в монологи- ческой речи очень востребованными становятся задания с переносом на себя, когда необходимо высказать своё мнение по той или иной проблеме. Это отвечает стремлению подростков глубже понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях.
Для девятиклассников характерна также тревожность по поводу предстоящих жизненных пере- мен и волнующих ребят вопросов: идти или не идти в старшие классы; что ждёт тех, кто уйдёт из школы? Но эти настроения могут не только разъединять, но и объединять ребят, если в классе создана атмосфера общей заботы и поддержки.
Значимой деятельностью
для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если подросток собирается про- должать образование. А могут быть вполне конкретные практические занятия. Поэтому важно в
9 классе чаще использовать проектные формы работы. Ученики должны понимать, что немецкий язык может пригодиться им либо в учебной (поиск дополнительной информации), либо в профессиональ- ной деятельности. Этим потребностям отвечают приёмы проектного обучения. Проекты учитывают все психологические потребности подростков: они сочетают в себе совместную творческую деятельность и имеют интересный и значимый как для сверстников, так и для взрослых результат. В УМК пред- усмотрена разнообразная проектная работа, связанная в основном с развитием страноведческой ком- петенции.
Учащиеся 9 класса по сравнению с восьмиклассниками демонстрируют большую познавательную активность. С одной стороны, они осознают, что успехи в учении напрямую связаны с их успешностью в будущем, с другой — развитие их мыслительных процессов: памяти, внимания, механизмов по- знания — начинает достигать уровня взрослого человека. В этот момент нужно особое внимание уделить систематизации знаний о языке и умениям применять грамматические и лексические навыки для решения коммуникативных задач.


5
Введение
Цели и задачи обучения немецкому языку как второму иностранному
Главной целью обучения второму иностранному языку является формирование и развитие ино- язычной коммуникативной компетенции. Эта интегративная компетенция формируется в условиях вза- имовлияния нескольких языков: родного, первого иностранного (английского) и второго иностранно- го (немецкого). Изучение иностранного языка — это всегда знакомство с культурой народа, который на этом языке говорит, то есть учащиеся имеют возможность изучать и сопоставлять сразу несколь- ко культур. Это крайне положительно сказывается на их мировоззрении и познавательной деятель- ности.
Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения является интегрированным поняти- ем и включает в себя языковую, речевую, учебную, социокультурную и компенсаторную компетенции.
Цели обучения неразрывно связаны с планируемыми результатами обучения, которые зафиксированы в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Применительно к курсу 9 класса следует говорить о развивающих, воспитательных и практи-
ческих
задачах:
способствовать формированию сознательного отношения к процессу учения;
развивать умения ставить перед собой учебные цели и планировать действия по их достижению;
развивать познавательные и учебные компетенции;
формировать толерантное отношение к проявлениям культуры других народов;
воспитывать уважение к истории и культуре народов России;
прививать правила речевого этикета;
воспитывать чувство прекрасного;
воспитывать сознательное отношение к окружающей среде;
создавать возможности для развития социально-личностных компетенций;
развивать память и воображение;
способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта об- щего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: лич-
ностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты должны отражать:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирова- ние личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном един- стве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлеж- ности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гумани- стических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, по- нимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творче- скому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


6
Введение
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках пред- ложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-след- ственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и свер- стниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; умение планировать и регулировать свою дея- тельность;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуника- тивных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
освоения выпускниками основной школы программы по второму ино- странному языку состоят в следующем:
А. В коммуникативной сфере
(то есть владении вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитан- ного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудирование:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересую- щей информации;
чтение:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания; читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;