Файл: Книга для учителя является неотъемлемым компонентом умк Немецкий язык. Второй ино странный язык. 9 класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
Введение
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними): применение правил написания изученных слов; адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка; со- блюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных ти- пов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение пред- ложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значе- ниях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических кон- струкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (вре- менных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, сте- пеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/род- ного языков.
Социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в стандартных ситуациях формального и неформаль- ного межличностного и межкультурного общения; распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета
(реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий стран изучаемого языка;
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультур- ном мире;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого ино- странного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкла- де в мировую культуру;

представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция: умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере
:
умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне от- дельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/
аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики; готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими спра- вочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере
:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родно- го и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и со- циальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;

8
Введение
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностран- ного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере
:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка;
развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере
:
умение рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным пла- ном.
Е. В физической сфере
:
стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности само- стоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формировать умение учиться. Достижение данной цели становится возможным благодаря созданию системы универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия:
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ста- вить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты;
создают условия развития личности и её самореализации на основе умения учиться и сотрудни- чать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться обеспечивает личности готовность к непре- рывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, ком- петентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно объединить в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные (включая саморегуляцию);
3) познавательные (включая логические) и знаково-символические;
4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значи- мость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют ори- ентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках и вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной дея- тельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения учебного материала. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой ин- формации, её структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и опе- рации, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слу- шать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, рас- пределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, пра- вильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятель- ного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщён- ные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях по- знания и мотивацию к обучению.
Обучая учащихся немецкому языку как второму иностранному по УМК «Горизонты», учитель дол- жен учитывать требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, а именно:
совершенствовать приёмы работы с текстом. Задания на обучение чтению отражают поэтапность


9
Введение
формирования этого коммуникативного умения. Предтекстовые задания направлены на прогнози- рование содержания и снятие языковых, смысловых и социокультурных трудностей, например:
учебник, глава 1, с. 6—7, задания 1, 2. Послетекстовые упражнения обеспечивают контроль понимания текста и выход в другие виды речевой деятельности, например: учебник, глава 11,
с. 67, задание 1. В заданиях по чтению регулярно используются приёмы работы с текстом, ко- торые направлены на развитие критического мышления. Так, предтекстовые задания получают развитие от простого прогнозирования содержания до заданий, мотивирующих к познавательной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку — задания, помеченные значком «портфолио»; в каждой главе учебника есть задания, направленные на анализ и обобщение изученного мате- риала. Например: учебник, глава 6, с. 38, задание 3, с. 40, задание 6;
грамматический справочник в конце рабочей тетради составляет основу для формирования уни- версальных учебных действий, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности учащихся, способствует формированию умения учиться и способности к организации своей деятельности;
самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения). Развитие этих умений связано главным образом с работой над проектами: учебник,
глава 3, с. 22.
2. Развивать специальные учебные умения при обучении второму иностранному языку (немец- кому), учитывая, что их формирование уже было начато при изучении первого иностранного языка (английского), а именно:
овладение разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразователь- ные элементы, синонимы, антонимы, контекст; анализ грамматических явлений и поиск эквивалентов в родном или первом иностранном языке.
3. Развивать коммуникативную и социокультурную компетенции:
учебник для 9 класса содержит приложение *LANDESKUNDE|RU, посвящённое разным аспектам многонациональной российской культуры в соответствии с тематикой глав. Текстовые материалы о России разных жанров и форматов (отрывок из интернет-блога, научно-популярный текст, от- рывки из художественной литературы, отрывки из путеводителей) служат базой для активной речевой деятельности школьников (в устной и письменной формах) с переносом на личный опыт.
Задания к текстам позволяют также осуществить сравнение и анализ культурного опыта немцев и россиян (например, сравнение общественно-политических систем: учебник, с. 79), обсудить тес- ные экономические связи Германии и России (например, учебник, с. 72), проследить историче- ские параллели во взаимоотношениях этих стран (например, учебник, с. 88). На основании по- лученной информации учащимся предлагается подготовить проекты (например, учебник, с. 70).
Рекомендации по развитию компетенции учащихся в области использования информационных
технологий (ИКТ-компетенции) основной школы в образовательном курсе «Иностранный язык»
Освоение новых знаний в полном объёме в современном мире невозможно без активного ис- пользования учащимися информационных технологий. Обращение к новым технологическим возмож- ностям образования будет тем более успешным, чем полнее будет сформирована у учащихся ком- петенция в области использования информационных технологий.
Технологически обеспеченное изучение иностранного языка интенсифицирует процесс учения и служит условием эффективного достижения требуемых ФГОС предметных результатов. Помимо это- го, внедрение технологий в учебно-воспитательный процесс прямо способствует достижению учащи- мися метапредметных результатов в целом и формированию у них универсальных учебных действий в форме информационно-коммуникационной компетенции в частности. Более того, выход учащихся в информационное пространство есть важнейшее условие и предпосылка достижения ими личностных результатов, включающих активное отношение к учению в целом, саморазвитие, учебную мотивацию и интерес к предметным знаниям, ценностно-смысловые установки, индивидуально-личностные по- зиции, социальные компетенции, личностные качества и гражданскую идентичность.
Учебно-методические комплекты нового поколения направлены на формирование готовности рос- сийских школьников к активной и продуктивной деятельности в глобальном информационном про- странстве. В них последовательно реализуются требования ФГОС основного общего образования к формированию ИКТ-компетенций обучающихся как метапредметного результата освоения основной образовательной программы.
Учителю следует руководствоваться принципами преемственности и в вопросе формирования у учащихся ИКТ-компетенции. К концу образовательного курса в начальной школе её выпускники не только владеют компьютером и приложениями к нему, включая коммуникативную деятельность в
Интернете, но и умеют применить ИКТ-компетенцию в учебно-познавательных целях. Они могут ис-


10
Введение
пользовать электронные тренажёры, вносить изменения в текст с помощью текстового редактора, находить в Интернетe нужную информацию, работать с редактором презентаций, рассказывать о результатах своих проектов с помощью интерактивной доски или мультимедийного проектора, уча- ствовать в групповом учебном взаимодействии. Они могут также выполнять языковые тесты на интер- активной доске или персональном компьютере.
ИКТ-умения выпускников основной школы обеспечиваются системной и систематической работой на материале УМК. Эти умения необходимы учащимся для развития у них коммуникативной компе- тенции и достижения требуемых ФГОС результатов образовательного курса «Иностранный язык» в основной школе.
Для повышения уровня осознанности и последовательности педагогических действий и повышения педагогической целесообразности использования ИКТ следует распознавать элементы ИКТ-компетенции учащихся, формируемые в том числе в процессе обучения иностранному языку по представленному
УМК.
В ходе обучения учащиеся основной школы должны научиться:
владеть технологическими навыками работы с пакетом прикладных программ Microsoft Office; использовать базовые и расширенные возможности информационного поиска в Интернетe;
создавать гипермедиасообщения, различные письменные сообщения, соблюдая правила оформ- ления текста.
При поиске и передаче информации учащиеся должны научиться:
выделять ключевые слова для информационного поиска;
самостоятельно находить информацию в информационном поле; организовывать поиск в Интернете с применением различных поисковых механизмов;
уметь анализировать и систематизировать информацию, выделять в тексте главное, самостоятель- но делать выводы и обобщения на основе полученной информации.
При презентации выполненных работ учащиеся должны научиться:
составлять тезисы выступления; использовать различные средства наглядности при выступлении; подбирать соответствующий материал для создания информационного продукта, представленного в различных видах; оформлять информационный продукт в виде компьютерной презентации средствами программы
Microsoft PowerPoint.
Во время сотрудничества и коммуникации учащиеся должны научиться:
представлять собственный информационный продукт;
работать с любым партнёром (учитель, другой учащийся); отстаивать собственную точку зрения.
Учащиеся также должны быть знакомы с правилами безопасного использования средств ИКТ и
Интернета, должны быть осведомлены о недопустимости контактов с незнакомыми лицами и необ- ходимости хранить в тайне конфиденциальную информацию о себе и своей семье.
УМК для 7—9 классов позволяют выйти на уровень А2 общеевропейских компетенций владения ино- странным языком, а в некоторых видах деятельности (чтении и говорении) приблизиться к уровню В1.
Требования Совета Европы к уровню владения иностранным языком.
Уровень A2 1
Понимание:
Аудирование
Чтение
Я понимаю отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказыва- ниях, касающихся важных для меня тем (например, основную информацию о себе и своей семье, покупках, месте, где живу, работе). Я понимаю, о чём идёт речь в простых, чётко произнесённых и небольших по объёму сообщениях и объявлениях.
Я понимаю очень короткие простые тексты. Я могу найти конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в ре- кламных проспектах, меню, расписаниях. Я понимаю простые письма личного характера
1
См. официальный сайт Совета Европы: http://www.coe.int


11
Введение
Говорение:
Диалог
Монолог
Я умею общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственно- го обмена информацией в рамках знакомых мне тем и видов деятельности. Я могу поддерживать предельно краткий разговор на бытовые темы и всё же понимаю недостаточно, чтобы самостоятельно вести беседу.
Я могу, используя простые фразы и предложения, рассказать о своей семье и других людях, условиях жизни, учёбе, работе своей мечты
Письмо:
Письмо
Я умею писать простые короткие записки и сообщения. Я могу написать не- сложное письмо личного характера (например, выразить кому-либо свою благо- дарность за что-либо)
Содержание и структура УМК
В состав учебно-методического комплекта для 9 класса входят:
Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5—9 классы
(авторы: М. М. Аверин, Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р. Харченко);
учебник
(Lehrbuch — LB);
рабочая тетрадь с приложением на электронном носителе (Arbeitsbuch — AB);
книга для учителя (Lehrerhandbuch);
контрольные задания для подготовки к ГИА;
тренировочные задания для подготовки к ГИА.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24