Файл: Конкурс педагогических проектов по формированию, развитию и оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы 2021.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального
образования Самарской области

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ, РАЗВИТИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ – 2021
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по формированию, развитию и оценке функциональной грамотности
обучающихся основной школы
Номинация: индивидуальный проект
Образовательная организация: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №39 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ ООШ №39 г. Сызрани).
Разработчики проекта: Ткачева Ольга Александровна, учитель математики

Самара – 2022

Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной.

Изменилась сегодня и цель образования. Она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно, наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед ними действительность, заинтересованными во всё более самостоятельном познании.  Главным помощником становится функциональная грамотность, так как это «это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях». Одним из ее видов является математическая грамотность.

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.


В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах. Поэтому развитие математической грамотности у обучающихся 5-9 классов необходимо.

Проблемы математического образования рассматриваются сегодня в контексте объявленной модернизации российской системы образования. В связи с этим была разработана Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Результаты итоговой аттестации выпускников 9 классов по математике в форме ОГЭ за 2020-2021 гг. говорят о том, что уровень математических знаний недостаточно высок.

В рамках работы над проектом требуется исследовать уровень развития и проявления математической грамотности у обучающихся 9 классов, выявить основные компоненты математической грамотности, в которых у обучающихся возникают трудности, определить условия организации учебно-воспитательного процесса при обучении математике, при которых будет активно развиваться математическая грамотность обучающихся.


Цель проекта: подготовить систему методических условий для развития математической грамотности учащихся на примере реальных жизненных ситуаций.

Задачи проекта:

  • изучить психолого-педагогическую, предметную и методическую литературу по теме исследования;

  • определить значимость развития математической грамотности школьников;

  • изучить эффективные методы развития математической грамотности в учебном процессе для обучающихся 9 классов;

  • систематизировать методические условия для развития математической грамотности обучающихся 9 классов на примере жизненных ситуаций;

  • повысить качество математического образования на уровне основного и среднего общего образования.


Этапы реализации проекта.

1.Поисковый:

  • изучить психолого-педагогическую, предметную и методическую литературу по теме исследования;

  • выявить условия, необходимые для формирования и развития математической грамотности у обучающихся;

2.Подготовительный этап:

  • проанализировать результаты ОГЭ по математике на предмет результативности выполнения практико-ориентированных задач;

  • провести диагностику уровня сформированности математической грамотности обучающихся на основе реестров затруднений обучающихся по результатам независимых мониторингов, таких как ВПР и других исследований;


3.Практический этап:

  • разработать программу курса внеурочной деятельности, направленную на развитие математической грамотности;

  • апробировать разработанную программу курса внеурочной деятельности для 8 классов по математике, направленную на развитие математической грамотности школьников;

4.Аналитический этап:

  • провести мониторинг сформированности развития математической грамотности обучающихся и при необходимости скорректировать методы и формы работы с учётом выявленных в ходе апробации программ недостатков;

5.Презентационный этап:

  • обобщить опыт работы на заседании педагогического совета;

6.Контрольный этап:

  • проанализировать результаты выполнения проекта.



План мероприятия проекта.



п/п


Мероприятия

Сроки

1

Анализ результатов выполнения ВПР по математике 2021-2022 года;

Анализ результатов итоговой аттестации выпускников 9-х классов по математике в форме ОГЭ за 2021-2022 гг.

Сентябрь


2

Диагностика уровня развития математической грамотности обучающихся по методикам

Сентябрь

3

Изучение методической литературы по данной теме

Сентябрь – декабрь


4

Разработка модель по развитию пространственного мышления школьников при обучении математической грамотности

Октябрь

5

Поиск необходимого методического материала

Сентябрь - октябрь

6

Совершенствование методической базы для осуществления проекта

Октябрь

7

Решение задач по математической грамотности с обучающимися 9 класса

Сентябрь - декабрь

8

Промежуточная диагностическая работа

Декабрь


9

Решение задач по математической грамотности с обучающимися 9 класса

Декабрь- май

10

Итоговая зачетная работа обучающихся

Май

11

Составление итогового отчета о реализации проекта.

Май



Комплект практико-ориентированных заданий для учащихся основной школы (по математике) под планируемые результаты по формированию и оценке развития математической грамотности.

Задание 1: Ходьба

На картинке изображены следы, оставшиеся после прогулки мужчины.



Длина шага P – расстояние между пятками двух следов, следующих друг за другом (между точками, указанными на фотографии).

Для мужчин формула ????/p = 140 демонстрирует примерную зависимость между n и P, где n = количество шагов в минуту, а P = длина шага в метрах.

Вопрос 1: Если применить формулу к ходьбе Павла, который делает 70 шагов в минуту, какова длина его шага? Запишите ход своих рассуждений

Ответ:_____________________________

Вопрос 2: Павел знает, что длина его шага – 0.80 метров. Примените формулу к ходьбе Павла. Вычислите скорость его движения в метрах в минуту и в километрах в час. Запишите ход своих рассуждений.

Задание 2: Пицца

В пиццерии готовят две круглые пиццы одинаковой толщины и разного размера. Меньшая имеет диаметр 30 см и стоит 30 зед. Большая имеет диаметр 40 см и стоит 40 зед.
Вопрос 1: Какую пиццу выгоднее покупать? Аргументируйте свое мнение.

Вопрос 2: Как вычислить площадь и количество пиццы за один зед для каждого размера?

Задание 3: Измерение роста

Результаты измерения роста (в см) девятиклассников представлены в таблице:

162

168

157

176

185

160

162

158

181

179

164

176

177

180

181

179

175

180

176

165

168

164

179

163

160

176

162

178

164

190

181

178

168

165

176

178

185

179

180

168

160

176

175

177

176

165

164

177

175

181


Вопросы: Используя данные задачи, выполните следующие задания:

- сгруппируйте измерения роста девятиклассников по группам 157-161; 162-171; 172 – 180; 181- 190;

- изобразите данную информацию (группы) о росте учеников в виде диаграммы;

- рассчитайте на основании данных средний рост в классе;

- предложите свою классификацию об измерениях роста учеников.

Задание 4: Космические корабли “Восток”.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире осуществил полет в космос на корабле «Восток». Он облетел земной шар за 108 мин и благополучно вернулся на Землю.


Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года Траектория полёта «Восток-1»

Будучи на орбите, Гагарин рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками. Ему понравился открывшийся вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось.


Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой

Дублёром  Юрия Гагарина при подготовке к первому в мире полёту в космос был Герман Степанович Титов. В августе того же года Титов совершил суточный орбитальный полёт на космическом корабле «Восток-2». «Восток» - это серия советских одноместных космических кораблей, предназначенных для полетов по околоземной орбите.



.Герман Титов- второй космонавт планеты Модель космического корабля «Восток» с верхней ступенью РН

В таблице указаны продолжительность полетов некоторых экипажей и число витков вокруг Земли.


Корабль


Космонавт

Число витков вокруг Земли

Продолжительность полёта

«Восток-1»


Гагарин Юрий Алексеевич

1

1ч 48мин

«Восток-2»


Титов Герман Степанович

17

1 сутки 1ч 18мин

«Восток-3»

Николаев Андриян Григорьевич

64

3суток 22ч 22мин

«Восток-4»


Попович Павел Романович

48

2суток 22ч 44мин