Файл: Цифровизация и ее влияние на структуру общественного воспроизводства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
За последние годы тема цифровой трансформации становится все более актуальной для большинства российских компаний, включающих в стратегическую повестку своего развития вопросы цифровизации бизнес-процессов. В настоящее время цифровая трансформация стала востребованным инструментом создания адекватных пандемии COVID-19 условий функционирования бизнеса; достижения устойчивого развития компании в условиях неопределенности; сокращения издержек на разработку новых продуктов и времени их выведения на рынок; реализации современных подходов к формированию новых качеств компании и ее соответствию тенденции постоянного ускорения научно-технологического прогресса.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровая трансформация, цифровая экономик, «цифровое государство».

In recent years, the topic of digital transformation has become increasingly relevant for most Russian companies that include digitalization of business processes in their strategic development agenda. Currently, digital transformation has become a popular tool for creating adequate business conditions for the COVID-19 pandemic; achieving sustainable development of the company in conditions of uncertainty; reducing the cost of developing new products and the time to bring them to market; implementation of modern approaches to the formation of new qualities of the company and its compliance with the trend of constant acceleration of scientific and technological progress.
Key words: digitalization, digital technologies, digital transformation, digital economy, "digital state".
Введение

Эффективность внедрения цифровых технологий заключается в сокращении затраты рабочего времени персонала предприятия и недопущению возникновения различного вида ошибок, свойственных человеку. Результатом деятельности промышленного предприятия является выпуск продукции.

Прирост или уменьшение объемов производства приводит к соответствующему изменению условно-постоянных и условно-переменных затрат предприятия. При этом условно-переменные затраты предприятия должны сильнее изменяться, чем условно-постоянные

В рамках проекта «Цифровая промышленность», который разработан и реализуется Минпромторгом, работа ведется по трем направлениям:

  • создание регуляторной инфраструктуры, которая включает разработку актуального законодательства и нормативно-технического обеспечения цифровых технологий, меры государственной поддержки цифровой трансформации, создание необходимого методического обеспечения и программ переподготовки и повышения квалификации персонала промышленных предприятий с целью формирования у них цифровых компетенций для работы в цифровой среде;

  • создание платформ государственной информационной системы промышленности (ГИСП), включающих платформы инвестирования, создания и развития промышленных предприятий, мероприятий господдержки, продвижения промышленной продукции на внутреннем и на внешнем рынках, анализа и прогноза развития производства;

  • обеспечение функционирования центра компетенций, разработку мер господдержки цифровых платформ, программных продуктов, базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры.


С точки зрения цифровой экономики ее ключевыми активами являются информация и человеческий капитал [11]. Уровень подготовленности персонала с точки зрения владения цифровыми компетенциями является определяющим условием успешной цифровой трансформации бизнеса [27; 28]. При этом надо учитывать, что скорость внедрения цифровых инноваций существенно выше, чем скорость приобретения цифровых компетенций, поэтому цифровая экономика предполагает постоянное обучение персонала [20; 21; 25].

На рисунке 1 представлена графическая интерпретация данных об использовании цифровых технологий.


Рисунок 1 – Использование цифровых технологий на предприятиях в 2022 году
Наибольший уровень интенсивности использования цифровых технологий характерен для отрасли информационных технологий и телекоммуникаций. Для оценки скорости адаптации предприятий к цифровой трансформации применяется индекс цифровизации бизнеса BDI (Business Digitalization Index).

Он базируется на частных индексах, т.е. данных об использовании предприятием:

  • каналов передачи и хранения информации (облачных технологий, корпоративной почты, мессенджеров, систем автоматизации и т.д.);

  • цифровых технологий искусственного интеллекта, интернета вещей, 3D печати, электронного документооборота и других;

  • интернет-инструментов для продвижения и развития предприятия;

  • программ защиты цифровой информации и использования специализированных антивирусных программ;

  • человеческого капитала, в частности, оценивается степень вовлеченности руководства в саморазвитие и развитие персонала в области цифровых компетенций. В условиях цифровой трансформации персонал предприятий выступает в качестве одного из важнейших производственных ресурсов.

Тенденция роста выпуска сохраняется во всех отраслях промышленности (рисунок 2), причем наибольший темп роста наблюдается в промышленности боеприпасов и спецхимии, который составил 133,9% в целом по предприятиям и 133,02% по военной (оборонной) продукции. Наименьший рост выпуска в целом по предприятиям наблюдается у авиационной промышленности, а по военной (оборонной) продукции у судостроительной промышленности – 101,08%. Стоит также отметить рост в выпуске по военной (оборонной) продукции у предприятий радиоэлектронной промышленности – 129,27% и предприятий промышленности обычных вооружений – 112,97%.



Рисунок 2 –Темпы роста выпуска продукции по организациям ОПК за 2020-2022 гг.
Для эффективного управления затратами по всем стадиям жизненного цикла продукции используются цифровые аналитические системы, формируемые для этих целей. Важно учитывать, как изменяются затраты при изменении объемов производства, привлекая на помощь цифровые технологии.

Необходимо отметить, что совершенствование механизма государственного регулирования себестоимости по договорам между головными исполнителями (исполнителями) и соисполнителями различных уровней кооперации работ должно быть направлено на стимулирование развития таких отношений.

Существуют ряд проблем, не способствующих развитию кооперационных связей.

В частности:

  • анализ предложений поставщиков, обоснование их выбора и согласование необходимых документов занимает длительное время;

  • период от объявления конкурса до заключения контракта имеет достаточно большую протяженность во времени (от 3 до 10 месяцев);

  • финансирование (авансы и конечная оплата) по госконтракту идет с существенным опозданием по сравнению с производственным процессом поставщика;

  • проблема несвоевременного финансирования вызывает следующую проблему – привлечение заемных средств поставщиками (проценты по которым не компенсируются), если с их стороны принимается решение работать в рамках государственного контракта, что в свою очередь снижает экономическую эффективность контракта для поставщика, либо вообще возможен отказ от его заключения;

  • сложное документальное и учетно-аналитическое сопровождение контракта (подготовка пакета документов для участия в конкурсных процедурах, ведение раздельного учета финансовых результатов, необходимость обоснования затрат и подтверждения их целесообразности для включения в себестоимость продукции и др.;

  • обязательное наличие (получение) уведомления об исполнении государственного контракта от государственного заказчика уполномоченным банком и только после этой процедуры возможность распоряжаться полученными денежными средствами по окончании выполнения контракта;

  • другие.

Качество продукции и высокие эксплуатационные характеристики вооружения, военной и специальной техники свидетельствуют о высоком уровне управления предприятиями. Предприятия ОПК фактически являются двигателем научно-технологического прогресса, поскольку на них сегодня активнее чем на других используются высокие технологии [16]. Функциональная структура автоматизированных рабочих мест (АРМ) в информационных системах ОПК представлена на рисунке 3.



Рисунок 3 – Функциональная структура автоматизированных рабочих мест в информационных системах ОПК, [17]
В программе «Цифровая экономика» большинство из пяти её разделов связаны с формированием компетенций и научно-технологических заделов для выпуска конкурентоспособной продукции, а также с формированием информационной инфраструктуры, являющейся ключевым фактором производства.

В настоящее время необходимо постоянно развивать механизмы, стимулирующие предприятия ОПК создавать новые продукты на основе новых и перспективных технологий. Опытно-конструкторские работы «финансируются лишь на 3-4 года вперёд, что заставляет производственника или конструктора перестраховываться и создавать технику на основе существующих технологий» [18].

Цифровая экономика связана прежде всего с долгосрочным научно-технологическим прогнозированием, осуществляемым на 10-15 лет вперед. В связи с этим необходимо разделение источников финансирования создания конкретных образцов продукции и создания научно-технологического задела перспективных и прорывных технологий. Поэтому в условиях цифровой трансформации экономики сегодня необходимо сфокусироваться на создании цифровых платформ, которые обеспечивают взаимодействие предприятия с его партнерами, поставщиками, подрядчиками и способствуют разработке новых перспективных технологий для выпуска конкурентоспособной продукции гражданского и двойного назначения. Одной из таких платформ, выступающей местом сбора гражданских проектов предприятий ОПК, является ГИС Промышленности (ГИСП), которая является одним из ключевых элементов формирующейся сегодня цифровой экосистемы российской промышленности.

Эта система позволяет в реальном режиме времени отслеживать технологические цепочки между предприятиями, облегчает поиск потребителей и производителей, содержит интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции (в каталог вошли 9,5 тысяч наименований высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения), а также включает в себя электронные торговые площадки (с объемом электронных сделок более 1,2 трлн. рублей в год).

Единая национальная цифровая платформа безусловно содействует реализации программы диверсификации в ОПК [19]. В настоящее время в соответствии с поручениями Минпромторга России ФГУП «ВНИИ «Центр» решает задачи выявления оборонных производств, которые можно использовать для выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения с использованием цифровых технологий.


Создание такой цифровой сервис-платформы будет способствовать масштабной диверсификации производства, сокращению недозагрузки оборудования и сохранению производственного и кадрового потенциала предприятий ОПК [20]. При цифровой трансформации экономики существенным образом меняется бизнес компании, особенно в плане его интеграции с гражданской сферой экономики.

В качестве примера успешной диверсификации можно привести новую технологию компании Роскосмоса – АО «Терра Тех» (входит в состав АО «Российские космические системы»), касающуюся дистанционного зондирования земли. Космические снимки размещаются в цифровом облачном хранилище и образуют фактически новый сервис – «цифровой двойник» Земли для регистрирующих, надзорных и контролирующих служб государства, которые благодаря новым возможностям смогут оптимизировать свою работу, а АО «Терра Тех» получить дополнительные доходы.

По этим снимкам в гражданских целях, например, можно выявлять неучтённые объекты капитального строительства, факты незаконной вырубки леса и др. При развитии таких технологий будут задействованы оптические производства предприятий ОПК, закупаться электронная компонентная база, создаваться новые изделия для этого рынка, что повысит диверсификацию предприятий оборонно-промышленного комплекса. Цифровизация промышленных предприятий меняет стиль управления производством и сбытом продукции.

Покупатель гражданской продукции, используя цифровые технологии, может оставить свои предпочтения и потребности в цифровой среде, что не так просто осуществить для потребителей военной продукции. В результате этого производитель гражданской продукции может изменить свойства и параметры выпускаемых продуктов гражданского назначения, обеспечивая тем самым их конкурентоспособность и увеличение объёма выпуска.

Таким образом, можно констатировать, что процессы развития цифровизации и диверсификации оборонных предприятий, которые неразрывно связаны между собой, требуют последовательного решения основных проблем в сфере нормативно-правового регулирования, концентрации ресурсов государственной поддержки технологического обеспечения внедрения инновационных разработок, подготовки и развития кадрового потенциала организаций ОПК. О конкретных механизмах решения этих проблем речь пойдет в следующих выпусках издания.

Для полномасштабной цифровой трансформации на промышленных предприятиях не хватает компетентных специалистов