Файл: Цифровизация и ее влияние на структуру общественного воспроизводства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, обладающих необходимыми навыками и компетенциями в IT-технологиях. Отмечается дефицит кадров по всем основным направлениям цифровизации предприятий. Предприятиям необходимо использовать гибкие формы занятости, а также заниматься подготовкой и переподготовкой своих кадров [20]. В условиях формирования цифровой экономики изменение структуры рабочего процесса по скорости опережает происходящие изменения в содержании и методологии освоения профессий и обучении. Поэтому образовательному сообществу необходимо понимать это и искать оперативные и адекватные способы решения возникающих проблем и задач. Среди барьеров во внедрении цифровой экономики несоответствие стратегии развития человеческого капитала стратегии инновационного развития занимает третье место (рисунок 4).


Рисунок 4 – Барьеры в цифровой экономике
Цифровые технологии меняют рынок труда. Так искусственный интеллект приводит к высвобождению неквалифицированной рабочей силы, но при этом позволяет расширить фронт работ и сформировать потребность в новых кадрах более квалифицированных, умеющих работать в цифровой среде. При этом специалисты должны будут обладать знаниями на стыке этих областей. Дефицит квалифицированных специалистов с навыками и знаниями в цифровой сфере является серьезной проблемой, которая тормозит реализацию проектов цифровой трансформации компаний. Так для более 60% респондентов в мире и 56% в России отсутствие специалистов необходимой квалификации является серьезным барьером (рисунок 5).


Рисунок 5 – Барьеры реализации программ цифровой трансформации
Проблема заключается также и в том, что руководители надеются найти работников с навыками и квалификацией, которые нужны им не только сегодня, но и будут востребованы в будущем. Это фактически идеальный сотрудник и их надо не искать на стороне, а создавать и развивать на предприятии с помощью специальных тренингов и программ развития, творческой среды и корпоративной культуры в организации, а также управления результативностью сотрудников. В связи с этим возрастает роль и важность для предприятий корпоративной культуры. Исследования показали, что помимо требований к цифровым навыкам работников руководители предъявляют высокие требования к таким личностным качествам сотрудников, как творческий подход к решению задач, способность адаптироваться, а также решать сложные проблемы, и, конечно, лидерские качества. Т.е. ценится симбиоз технологической подготовки специалистов с организаторскими и личностными их способностями. В условиях цифровой экономики особую ценность приобретают навыки сотрудников, которые не могут быть повторены машинами. Это как правило навыки, связанные с продвижением инновации. Главное направление развития требований к специалистам в условиях цифровой экономики заключается в уходе от общепринятых в настоящее время стандартов. Уже становятся менее значимыми навыки, связанные с четким выполнением однотипных операций, строгое исполнение правил и инструкций. Увеличение объемов работы с большими данными в условиях цифровой трансформации стимулируют спрос на специалистов с цифровыми навыками и аналитическим мышлением. Требуемые цифровой экономикой компетенции будущего представлены на рисунке 6.




Рисунок 6– Требуемые цифровой экономикой компетенции будущего
Компании, которые вкладывали существенные средства в человеческий капитал, в навыки и компетенции своих сотрудников, будут конкурентоспособными на российском и мировом рынках выпускаемой продукции. Выполнение указанных требований к трудовым ресурсам позволит промышленному предприятию повысить производительности труда, обеспечить эффективную занятость и кадровую поддержку инновационных процессов, что безусловно будет способствовать повышению экономической эффективности предприятия.

Мировой тенденцией информатизации органов государственного управления является создание общего информационного пространства – цифрового государства. Эволюция полноценного электронного правительства включает в себя несколько этапов, представленных на рисунке 7.


Рисунок 7 – Этапы построения цифрового государства
Как следует из схемы, представленной на рисунке 7, и выполненного ранее анализа информатизации государственного управления, в настоящий момент Российская Федерация находится на 3-й стадии цифровизации. Четвертый этап, напрямую сопряжённый с появлением цифрового правительства, включает в себя создание портала, предоставляющего весь комплекс услуг всех государственных и муниципальных органов власти и свободный обмен данными между всеми информационными системами.

Таким образом, для перехода к цифровому государству необходимо:

• применение единого стандарта технической реализации информационных систем;

• унификация пользовательских интерфейсов;

• создание единой архитектуры государственных данных;

• реализация возможности эффективного использования государственных данных в информационных системах всеми государственными и муниципальными органами, эффективность деятельности которых, зависит от их применения.

В настоящий момент, в Российской Федерации проводятся работы по координации деятельности в сфере информатизации органов власти федерального и регионального уровня. Данные функции осуществляются Департаментом координации и реализации проектов по цифровой экономике Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. В рамках Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» создана информационная система, в которой обеспечивается осуществление координации информационных систем [2].


По состоянию на 2020 год, осуществляется интеграция пяти информационных систем, являющихся ключевыми для развития цифрового государства:

 ЕСИА;

 ГАС «Управление»;

 ЕИС в сфере закупок;

 ГИС управления общественными финансами «Электронный бюджет»;

 ГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг». Комплекс вышеуказанных систем позволяет сформировать единую платформу для оказания государственных услуг и управления финансовой деятельностью.

Данные информационные системы тесно связаны друг с другом и основаны на схожей технологической базе, что обеспечивает:

 снижение затрат рабочего времени сотрудников на ознакомление с принципами действия новых информационных систем;

 снижение затрат рабочего времени технических специалистов на поиск и решение неполадок в работе информационной системы;

 обеспечение единой базы данных пользователей государственных информационных систем.

Расширение действия мероприятий по координации развития информационных систем может обеспечить существенное ускорение процесса построения цифровой экономики за счёт высвобождения вычислительных мощностей и технических специалистов и применения их в приоритетных направлениях развития цифровой инфраструктуры. Невозможно не учитывать и последние достижения в сфере информационных технологий, способные значительно изменить отдельные аспекты государственных информационных систем.

Так, широкий потенциал внедрения имеют нейросетевые технологии и блокчейн. Нейронные сети – программное обеспечение, созданное по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей, стали привычным элементом повседневной жизни в конце второго десятилетия XXI века. Данная технология широко применяется в аналитических целях в связи с тем, что она позволяет производить новую информацию на основе исходно заложенных вводных, благодаря механизмам обучения на больших массивах данных [22]. Информационные системы с внедрёнными в них механизмами нейронных сетей могут позволить значительно ускорить процессы поиска и обработки массивов данных, обеспечить помощь в определении неочевидных связей какихлибо процессов и явлений, создавать проекты готовых решений по заданным критериям. Несомненно, что работа нейронных сетей в сфере государственного управления должна тщательно регулироваться, однако широкий потенциал данной технологии в сфере аналитики и сортировки данных, с учётом непрерывно увеличивающегося их объёма, в т.ч. и в
государственной информационной инфраструктуре, невозможно недооценивать. Рассмотрение технологии блокчейн (выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию) в значительной степени относится к сфере обеспечения информационной безопасности, однако данная сфера имеет большое значение в контексте рассмотрения государственных информационных систем [8]. Так, использование данной технологии позволит обеспечивать безопасную передачу данных, что снижает угрозы от проникновения злоумышленников в перспективную единую государственную инфраструктуру. По состоянию на 2020 год технология блокчейн используется в сфере государственного управления Эстонии в целях идентификации личности, в т.ч. для целей обеспечения безопасности проведения процедуры выборов в электронной форме. В России рассматривалось применение технологии для обеспечения работы информационных систем Росреестра.

Таким образом, перспектива развития информационных систем государственного управления, в связи с развитием сетевых технологий, заключается в повышении уровня их взаимной интеграции, что предполагает своим итогом построение единого информационного пространства государственного управления. Значительное место в формировании государственного управления будущего принадлежит концепции оказания государственных услуг в электронном виде, что связано с изменением структуры информационного межведомственного взаимодействия при расширении перечня оказываемых услуг. Катализатором развития информационных систем государственного управления могут стать нейросетевые технологии, способные обеспечить рост эффективности аналитической работы, зависящий от объёма данных в информационной среде и уровня интеграции её компонентов. При этом не стоит забывать, что эффективность системы цифрового государственного управления тесно связана с развитием не только вычислительных технологий, но и институтов гражданского общества. Таким образом, именно повышение гражданской сознательности каждого отдельного человека позволит добиться открытой и эффективной системы цифрового государственного управления, действующего в интересах всеобщего развития, и обеспечивающего защиту общественных интересов.

К ключевым факторам, ограничивающим возможности цифровизации в промышленном производстве, относятся:


  • высокая стоимость IT-решений по цифровизации производственных процессов;

  • недостаточный уровень цифровых компетенций у персонала промышленных предприятий;

  • недоверие и сопротивление персонала промышленных предприятий к цифровизации бизнеса;

  • дефицит инвестиционных ресурсов, направляемых на цифровизацию.

Пути решения этих проблем лежат в следующих плоскостях:

  • обучение персонала работе с цифровыми сервисами и повышение компьютерной квалификации. Многие промышленные предприятия будут вынуждены изменить структуру инженерно-технического персонала, в частности, заменить традиционный инженерный персонал, чтобы включить людей с большим технологическим опытом, например, в программном обеспечении и IoT.

По данным Всемирного экономического Форума, к 2022 году 54% сотрудников потребуется серьезное обучение, причем 35% потребуется как минимум шесть месяцев повышения квалификации по развитию новых цифровых навыков [24].

Исследование PWC подтверждает, что 77% работников готовы пройти переобучение и повышение квалификации, чтобы получить цифровые компетенции [30]. В связи с тем, что цифровые технологии меняются очень быстро, необходимо постоянно актуализировать цифровые навыки персонала, т.е. требуется интегрировать развитие цифровых навыков в рабочие места сотрудников;

  • предоставление мер поддержки промышленным предприятиям как со стороны государства, так и со стороны стейкхолдеров, особое место занимают венчурные инвестиции в цифровую экономику [18];

  • разработка промышленными предприятиями комплексных стратегических планов цифровизации;

  • актуализация нормативно-правового обеспечения цифровой трансформации промышленности, в частности, введение новых стандартов обеспечит скоординированные действия при проектировании и разработке различных систем Интернета вещей и промышленного интернета вещей.

  • Меры по стимулированию инновационной деятельности в промышленности. Поддержка цифровых инноваций осуществляется по различным каналам.

Прежде всего следует отметить субсидирование разработок и внедрения отечественных технологий и платформенных решений со стороны Минпромторга России и Фонда развития промышленности (ФРП).

Также существуют программы для поддержки высокотехнологичных стартапов, которые реализуются бизнесом, например, программа поддержки «Промтех», организованная и поддерживаемая фондом «Сколково» и Инновационным центром «Ай-Теко», крупнейший в России корпоративный акселератор проектов в сфере металлургии Severstal SteelTech Accelerator, который финансируется Северсталью, Цифровая лаборатория Норникеля и другие.