Файл: Обучающийся Кольцова Ксения Александровна Преподаватель Шумакова Наталья Александровна Практическое занятие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Кольцова Ксения Александровна
Преподаватель:
Шумакова Наталья Александровна

Практическое занятие 3
Задание 1. (Максимальное количеств баллов – 3)
Вы работаете учителем музыки в начальных классах школы, имеете высшую квалификационную категорию. Вам предстоит провести открытое занятие и поделиться своим опытом с молодыми коллегами в умении использовать приёмы вокальной импровизации на уроках музыки в 1 классе. Тема предстоящего урока – «Повсюду музыка слышна». Один из этапов Вашей подготовки к уроку – продумать варианты заданий, в которых возможно практическое применение вокальной импровизации.
Вопросы:
1. Составьте список этих заданий с кратким описанием их выполнения (не менее 3 заданий).
2. Сочините четверостишие на начало и завершение урока (для ритуала приветствия и прощания), которые Вы могли бы использовать для вокальной импровизации детей.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ:

1. «Песенки музыкальных инструментов» (импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию барабана, трубы, гармошки, дудочки, колокольчика, скрипки на разные слоги, с разной интонацией, в высоком, низком регистрах).
Придумай попевку», «Вопросы – ответы» (импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив
- кто больше придумает попевок).
«Музыкальное приветствие» (спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя: Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга и т.д., передать в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций).
«Композитор» (сочинить мелодию в заданном жанре, передать настроение и характер музыки). Жанр может определяться и стихотворным двустишием, дающим настрой импровизации.
2. Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Вот закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто в путешествии отличился?


Задание 2. (Максимальное количеств баллов – 3)
Решите педагогическую ситуацию. Анна Сергеевна – учитель начальных классов и согласно учебной нагрузке, проведение уроков музыки входит в её обязанности. У учителя нет специального музыкального образования, но при этом она активный и творческий человек, желающий познакомить своих учеников с интересным материалом, расширяющим их представления о разнообразии музыкальных инструментов, истории их возникновения и особенностях звучания.
Просмотрите предложенный видеоматериал по теме «Деревянные духовые инструменты». Ссылка на видео https://vk.com/video2894828_456239194
Авторское право на видео принадлежит Максиму Бобкову. Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях. Ссылка на видео хостинга https://vk.com/video2894828_456239194 )
Воспроизвести видео
Вопросы:
1. Составьте тест, состоящий из 10 вопросов, который позволит оценить уровень усвоения детьми данного материала при самостоятельном ознакомлении с ним.

2. Разработайте примерный перечень критериев, по которым вы смогли бы оценить уровень усвоения детьми данного материала при самостоятельном ознакомлении с ним.
3. Укажите, какую цель ставит перед собой педагог, используя данный метод работы с детьми. Сформулируйте цель и задачи урока.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 0,5 страницы печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ:
1
1. На сколько групп делятся духовые инструменты?
 5
 3
 2 2. Какие духовые инструменты указаны в партитуре первыми?
 флейты
 добой
 кларнет
 фагот
3. Какие инструменты самые древние?
 ударные
 смычковые
 духовые

4. По чём били палкой первобытные люди, как по барабану?
 по камням
 по земле
 по натянутой коже животных
5. Какая трава начинает гудеть, если в неё залетает ветер?
 тростник
 полынь
 одуванчик
6. Чего боялся человек, слыша поющий тростник?
 духов
 птиц
 диких животных
7. Какой духовой инструмент появился первым?
 дудочка
 флейта
 труба
8. Какой звук издаёт длинная тросточка?
 высокий
 низкий
 никакой
9. Какой деревянный духовой инструмент считается самым древним?
 флейта
 дудочка
 фагот
10. К каким уховым инструментам относится флейта?
 лаиальным
 тростевые

 амбушюрные
2. Выделение осноыной информации урока; запоминание понятий; выделение цели и задач урока; способность воспроизвести по памяти информацию.
3. Педагог планирует научить детей самостоятельному составлению плана работы, изучения информации и организации собственного труда.
Задание 3. (Максимальное количеств баллов – 5)
Решите ситуационную задачу. Вы являетесь учителем музыки во 2 классе.
Совместно с ребятами, Вы запланировали концерт «Зима поёт». В каждом номере должны принимать участие дети. Возможные варианты участия – вокально-хоровое или сольное исполнение песни, дополнение звучания музыки шумовыми или ударными инструментами (музицирование), чтение стихотворения о зиме на фоне музыкального произведения, танцевальная композиция.
Детям было дано задание подобрать музыкальный материал для данного концертного мероприятия: найти что-то самостоятельно, используя интернет ресурсы или выбрать из знакомого по урокам репертуара. Не все дети правильно поняли и выполнили задание по подбору музыкального материала.
Вопросы:
Вам необходимо выбрать из составленного учащимися списка музыкальных произведений, подходящий для вашего концерта репертуар, для этого прослушайте все аудиофайлы, предложенные для концерта детьми:
Ответ:


 Песня А. Ермолова «Новый год к нам идёт» (для хорового исполнения)
 Песня А. Пинегина «Зимняя сказка» (для сольного исполнения)
 Я. Сердобольская «Ура! Зима пришла!» (для хорового исполнения)
 Песня Е. Тиличеевой «Метель» (для хорового исполнения)
Задание 4. (Максимальное количеств баллов – 2)
Развитие музыкальных способностей учащихся начальной школы продолжается и во время внеурочной совместной деятельности учителя с детьми. По просьбе классного руководителя одного из первых классов начальной школы в скором времени Вам предстоит провести мероприятие развлекательного характера на одной из школьных перемен. Вы решили провести игру на развитие метроритмического чувства.
Вопросы:
1. Проанализируйте предложенные игры для проведения со школьниками начального звена (Таблица).
2. Выберите одну из трёх предложенных игр, подходящую детям 1 класса и поясните ваш выбор.
3. Исходя из цели и описания каждой игры, определите и запишите задачи (не менее 3 задач). Ответ впишите в таблицу под строкой «Задачи игры».

Таблица – Игры на развитие метроритмического чувства
№ п/п
Содержание игры «Зайки»
Содержание игры «Угадайка»
Содержание игры «Карусель»
1
Дети стоят кругом, один в центре. Взрослый поёт, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:
«Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком»
(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются". В это время "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

«Зайка, зайка, поскачи,
Твои лапки хороши.
Стал наш заинька скакать,
Малых деток забавлять»
(Хлопают в ладошки, "зайка" скачет)
«Вместе с зайчиком скорей
Мы подпрыгнем веселей!»
(Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" прыгает в центре круга.)
Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают.
Учитель задаёт ритмический рисунок, взятый из всем известной песни. Для прохлопывания этого рисунка каждой команде даётся три попытки. Команда выдвигает участника, и он делает первую попытку. Если попытка успешна – команде присваивается 3 балла; если неудачно – то этот же участник или любой другой член команды делает вторую попытку, и тогда команда получает только
2 балла. Аналогичным образом, если не получается выполнить рисунок со второй попытки, то с третьей попытки команда получит 1 балл. И если все три попытки оказались неудачными – то 0 баллов в этом туре. После этого ход передаётся другой команде. Только тогда, когда все команды прохлопали заданный ритмический рисунок, следует приступать к отгадыванию песни. Кто

первым поднимет руку и правильно назовет песню – приносит своей команде 3 дополнительных балла.
Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и поют:
«Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!»
(В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются).
2.

Цель игры «Зайки»
Цель игры «Угадайка»
Цель игры «Карусель»
Обучение ритмичным прыжкам
Закрепление умения правильно воспроизводить ритмический рисунок, соотносить его со знакомым музыкальным материалом.
Закрепление умения отражать в шаге пульсацию песни.
3.
Задачи игры «Зайки»
Задачи игры «Угадайка»
Задачи игры «Карусель»




Ответ: Игра "Зайки" является хорошей развлекательной и подвижной игрой.
Двигательная активность поможет детям отдохнуть, размяться и в дальнейшем сконцентрироваться на учебной деятельности.
Здачами игры являются: разминка, отдых от учебной деятельности, двигательная активность
Задание 5. (Максимальное количеств баллов – 4)
Представьте, что Вы учитель музыки в начальной школе. Совместно с одним из классных руководителей вы реализуете проект «Поэзия в музыке». В качестве итогового мероприятия данного проекта запланирована
«Музыкально-поэтическая гостиная». Вы заявлены в паспорте проекта как
«ответственное за проведение лицо». Музыкальный материал к мероприятию уже подобран.
Вопросы:
1. Прослушайте предложенные аудиофайлы (А. Гречанинова, П. Чайковского,
А. Мусоргского).
2. Подберите поэтический материал, который, по Вашему мнению, созвучен настроению и эмоциональному наполнению музыки в каждом случае. Объём каждого поэтического отрывка – не более 8 строк.
Результаты отразите в табличном выражении.

Таблица – Музыкально-поэтическая гостиная
№ п/п
Аудиофайлы для «Музыкально-поэтической гостиной»
Поэтический материал, созвучный настроению и эмоциональному наполнению музыки (не более 8 строк)
1. Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
2. В спящий дом крадётся гном.
Тихо. Полшестого.
Снег рассыпал за окном.
Положил башмак под стол,
На порог - подкову,
А под ель - мешок конфет,


Для сестёр - обновы.
Черкнул пару добрых слов,
Взял колпак и был таков.
3. В окошко смотрит грустный вечер,
А мне ему ответить нечем.
Я так же молча погрущу
И в небе месяц поищу.
Совсем один, такой далекий,
Всю жизнь скитаясь одиноко,
Готов дарить свой тусклый свет
Любому…, но тепла в нем нет.
Задание 6. (Максимальное количеств баллов – 4)
Решите педагогическую ситуацию. В школе все классные руководители начального звена проводили уроки музыки самостоятельно, по причине отсутствия педагога с музыкальным образованием. Так было и с
Ольгой Юрьевной М., свой 4 «б» она обучала на каждом уроке музыки с первого класса. В начале 3 четверти текущего года в школу пригласили молодого специалиста с музыкально-педагогическим образованием, у которого ещё нет опыта практической работы с детьми.

Начинающий учитель музыки обратился к Ольге Юрьевне М. с просьбой о помощи в подборе песенного репертуара для детей её класса, т. к. она хорошо знакома с особенностями развития их певческих навыков.
Согласно программе обучения, с детьми необходимо проводить работу над расширением верхнего певческого диапазона и чистотой интонирования восходящих оборотов, закреплять умение петь разными «штрихами» – «легато» и «стаккато», продолжать учить правильной артикуляции гласных и длительному плавному выдоху.
Вопросы:
1. Подберите по две песни, которые бы можно посоветовать начинающему учителю музыки включить в работу с детьми – две из них будут использоваться только для разучивания в классе, а другие две песни – для концертного исполнения в итоговом мероприятии по случаю завершения начальной школы.
Используйте источники Интернет-ресурсов.
2. Укажите автора и название каждой песни, аргументируя свой выбор.
Для выполнения данного задания рекомендуется заполнить таблицу.
Таблица – Песенный репертуар для детей 4 «б» класса
№ п/п

Название песни/ ФИО автора
Цель исполнения песни
Аргументы выбора песни
1.
2.
3.

4.
Задание 7. (Максимальное количеств баллов – 4)
Решите ситуационную задачу. Из средней образовательной школы неожиданно уволился учитель музыки. Классному руководителю 2 «а» класса предстоит провести урок музыки.
Тема урока «Здравствуй, Родина моя».
Репертуар:
М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»,
Г. Струве «Моя Россия»,
А. Александров «Государственный гимн Российской Федерации».