Файл: 2. источники римского частного права вопрос понятие источников римского частного права. Обычай (consuetudo) и закон (lex).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

ВОПРОС 1. Понятие источников римского частного права. Обычай (consuetudo) и закон (lex).

Римский историк Тит Ливий назвыал законы 12 таблиц источником всего публичного и частного права. Слово источник он употребляет, как исток, нача-ло всего римского права. В другой литературе под источниками права понима-ется источник содержания правовых норм и способ образования норм права, а также источник права понимается как источник познания права. Сюда относят-ся юридические памятники, например кодификация Юстиниана, произведения римских историков и ораторов. Важным источником познания римского права являются надписи на дереве, камне и бронзе (например «Гераклейская табли-ца», доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве). Цен-ным источником познания римского права являются папирусы. Они важны по-тому, что по ним можно судить о том, как нормы права применялись в действи-тельной жизни, также папирусы содержат в себе материал необходимый для ознакомления с местными особенностями права в отдельных провинциях

Термин «источники права» употребляется в римском праве в значении форм правообразовния, форм, в которых объективизируются и получают обяза-тельную силу нормы права. Т.е. источник права в материальном смысле – мате-риальные условия жизни общества, в формальном, юридическом смысле – это формы юридических норм.

На протяжении римской империи имели значение следующие источники права: 1. Обычное право, 2. Закон (в древнейшую эпоху – leges, в эпоху прин-ципата – сенатусконсульты, постановления сената, в период абсолютной мо-нархии – императорские конституции), 3. Эдикты магистратов, 4. Деятельность юристов.

В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писанным и неписанным. Писанное право – это закон и другие нормы, исходящие от ор-ганов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписанное право- это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике поведения людей не получают признания и защиты государства, то они остаются простыми обычаями, если обычаи признаются и защищаются го-сударством, они становятся юридическими обычаями – обычным правом.

Таким образом древнейшим источником римского права является обыч-ное право. Под обычаем подразумевается юридическая норма, получающая си-лу вследствие привычки к ней народа и долгого применения ее теми органами, на которых лежит обязанность применять на практике нормы права, т.е. обыч-ное право – это нормы, складывающиеся в самой практике жизни. Такие прави-ла поведения уже имеются в догосударственной жизни, но тогда за отсутствием
государства они еще не имеют характера правовых, а по содержанию являются обычаями данной бесклассовой общины. С разделением на классы и образова-нием государства господствующий класс санкционирует обычаи мерами госу-дарственного принуждения, но дает такую защиту лишь тем обычаям, которые ему выгодны. Таким образом создается классовое обычное право.

Обычай может вырабатываться во всем народе, во всех его слоях. Но такой общенародный обычай встречается сравнительно редко. В большинстве случа-ев обычай возникает и вырабатывается в отдельных слоях общества, среди лиц, занимающихся тем кругом дел, которого касается данный обычай. Так торго-вые обычаи складываются в торговом классе.

В римском праве древнейшей эпохи нормы обычного права обозначаются терминами mores maiorium – обычаи предков, usus – обычная практика, в импе-раторскую эпоху – consuetudo – обычай.

Для того, чтобы обычай возник как обязательная юридическая норма, не-обходимо наличие следующих условий: 1. Необходимо, чтобы обычай путем долговременного применения глубоко укоренился на практике, 2. Обычай дол-жен быть рационален, т.е. его применение должно вызываться разумной по-требностью, существующей в данной местности или в данной общественной группе, 3. Применение обычая должно сопровождаться убеждением в необхо-димости применяемой нормы, в ее обязательности.

Довольно близко к обычаю стоит так называемое деловое обыкновение. Оно состоит в том, что под влиянием практики и постоянного опыта, в каком-либо классе лиц в известной местности может сложиться воззрение, как лучше и удобнее поступать при известных обстоятельствах. Например, у купцов могут выработаться обыкновения, как пересылать товары или как вести торговые книги. Это обыкновение может иметь юридическое содержание, например, тор-говцы могут выработать обычный размер скидки при уплате наличными за ку-пленный товар. Но такого рода обыкновение не является обычаем, т.к. здесь нет признака обязательности, а лишь одно убеждение в удобстве такого образа дей-ствий.

По мере укрепления и расширения государства обычай становится неудов-летворительной ввиду неопределенности такого права, медленности образова-ния и вообще затруднительности регулировать возрастающий оборот. На смену обычному праву приходит закон и другие источники права.

Вторым источником права является закон. В современной теории под за-коном понимается такая норма, которая сформулирована компетентным орга-ном государственной власти и получает обязательный характер в силу обнаро-дования ее государственной властью.


Закон, по сравнению с обычаем является более поздним источником права, т.к. для создания закона требуется более высокое интеллектуальное развитие общества. В древнем Риме законом являлось решение комиций – народного со-брания (populus) того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Приня-тие закона проходило в несколько стадий. Во-первых, магистрат, который со-зывал народное собрание, должен был выработать письменный проект закона. Затем народное собрание могло принять или отвергнуть проект целиком. В-третьих, закон, принятый на народном собрании нуждался в одобрении со сто-роны сената.

Формулировка принятых законов состояла из трех частей: надпись, указы-вавшая имена инициаторов законов, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона; содержание самого закона; санкция, которая содер-жала гарантии соблюдения данного закона. Эти гарантии также были трех ви-дов: Leges perfectae – законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным; minus quam perfectae – законы, которые боролись с нежелательными актами угрозой невыгодных последствия, не объявляя ни-чтожными самих актов; leges imperfectae – эта категория содержала только вос-прещение актов, без угрозы невыгодными последствиями.

Наиболее древним законом является Leges XII tabularum (451 г. До н.э. – Закон 12 таблиц. Этот закон устанавливал одинаковые нормы для коренных римских жителей и плебеев, но не провозглашал их равенства. Здесь отражает-ся жизнь Рима, его земледельческое общинное натуральное хозяйство.

При появлении законов обычаи первоначально служат для отмены уста-ревших норм цивильного права. В эпоху принципата за обычаем признавалась те же сила, что и за законом. Юлиан говорил: «Установившийся издревле обы-чай заслуженно соблюдается, как закон, и это есть право, о котором гово-риться, что оно установлено нравами». Однако, позже, в период домината сложилось мнение противоположное теории Юлиана, в результате чего было запрещено действие обычаев, которые отменяли законы. В 319 г. Н.э. было из-дано следующее распоряжение: «Авторитет обычая и долговременного приме-нения представляется не малым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум и закон».

ВОПРОС 2. Законы: плебесциты, сенатусконсульты, конституции.

В республиканский период законы походили через народное собрание и именовались плебесциты. Однако, следует отметить. Что законов в республи-канском Риме издавалось не очень много, большое распространение получили эдикты магистратов т деятельность юристов.


В эпоху принципата народные собрания оказались противоречащими но-вому строю и поэтому утрачивают свое значение. Законы стали издаваться се-натом (так называемые сенатусконсульты). По существу, это были законы принцепсов. Так как сенат принимал их предложения, делавшихся в особых ре-чах, произносившихся принцепсом. С 1 до середины 3 в.в. н.э. сенатусконсуль-ты являлись новой формой законодательства, хотя предполагалось, что сенат только полагает, советует и рекомендует. В сенатусконсультах нередко дава-лись лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось прето-рам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что неко-торые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления являлись оформлением предложений императора, которые тот вносил в сенат письменно или устно.

Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: «что угодно императору, то имеет силу закона», а сам император «законами не свя-зан». Императорские распоряжения носившие общее наименование «конститу-ций», различались четырех видов: 1. Эдикты – общие распоряжения для всего населения, 2. Рескрипты – распоряжения по отдельным делам (ответы на воз-буждавшиеся перед императором ходатайства) 3. Мандаты – инструкции, да-вавшиеся императорами чиновникам, 4. Декреты – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам.

Из этих четырех форм в период домината мандата выходят из употребле-ния; декреты и рескрипты имеют силу по конкретным вопросам, поэтому ос-новной формой закона является императорский эдикт. В конце 3 века была на-чата работа по кодификации конституций. В результате такой работы в 295 г. Был выпущен кодекс Грегориана. Он собрал в себе конституции начиная с Ад-риана и заканчивая современными конституциями. Этот сборник состоял из 19 книг. Книги делились на титулы, в пределах которых конституции расположе-ны в хронологическом порядке. Кодекс Грегориана был отменен Кодексом Юс-тиниана.

Дополнением к кодексу Грегориана явился Кодекс Гермогениана. В этом сборнике было собрано 120 конституций, разделенных на 69 титулов.

Наконец первым официальным собранием конституций стал Кодекс Фео-досия. Этот Кодекс состоит из 16 книг, разделенных на титулы. В этом сборни-ке отражены изменения, которые произошли в государственной и частно-правовой сфере государства.


ВОПРОС 3. Эдикты магистратов.

В республиканском Риме эдиктом называлось всякое вообще публичное объявление магистрата. Это же название применялось к программным объявле-ниям, которые по установившейся практике делали при вступлении в долж-ность судебные магистраты (преторы, курульные эдилы, правители провин-ций). В этих эдиктах, обязательных для самих издавших их магистратов, они объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких слу-чаях они будут давать иски, в каких нет и т.д.

Формально каждый такой эдикт был обязателен только для того магистра-та, который его издал, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти. Но фактически те пункты эдикта, которые ока-зывались удачными, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение.

Усложнение всех общественных отношений привело к тому, что старые неподвижные и ограниченные нормы цивильного права не могли удовлетво-рить потребности жизни. Новые потребности стали получать удовлетворение на почве эдиктов магистратов, прежде всего – претора. Осуществляя руково-дство гражданским процессом, претор стал иногда отказывать в иске при таких обстоятельствах, когда в соответствии с цивильным правом лицо должно бы получить защиту, и наоборот, давать иск в случаях не предусмотренных в ци-вильном праве. Необходимо отметить, что претор никогда не отменял фор-мально норм цивильного права, он лишь указывал пути для признания новых отношений, давал средства их защиты, и таким образом, нередко обходил нор-мы цивильного права.

Сначала претор не посягал на силу цивильного закона и только помогал их осуществлению путем издания собственных исков. Также посредством эдикта претор восполнял пробелы цивильного права. Например, если у лица не было наследников, претор давал право на наследование другим лица, не указанных в цивильном праве. Позже претор стал включать такие пункты, которые исправ-ляли и изменяли положения цивильного права. Таким образом преторский эдикт не отменял нормы цивильного права, а создавал новые.

В результате такой правотворческой деятельности, сложилась, наряду с цивильным правом, целая система норм, которая получила название ius praeto-rium. Между цивильным и преторским право имело место взаимодействие. Не-которые правила цивильного права воспроизводились в эдикте, и наоборот, достижения преторского права переходили в область цивильного права. В не-которых областях таким образом сложились новые институты. Так, например, появилось понятие бонитарной собственности, наряду с понятием квиритской собственности, также появился преторский владелец наследства, наряду с ци-вильным наследником.