Файл: Психологическая роль врача. Каждый врач психотерапевт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»
Историко-социологический институт

Кафедра психологии

Реферат на тему:

«Психологическая роль врача. Каждый врач - психотерапевт»

Выполнила ординатор I курса

специальности Рентгенология

Козлова Юлия Вячеславовна

Проверила

кандидат философских наук, доцент Мизонова О. В.

Саранск 2023

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Без общения невозможно представить себе жизнь человека в обществе. Оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Все сферы развиваются именно благодаря правильно построенному общению. Культура, искусство, образование, медицина, право и еще множество областей, которые невозможно представить себе без общения между субъектами и объектами деятельности. Большинство людей уверено в том, что эффективность лечения их заболевания зависит от медикаментозного воздействия, но несправедливо было бы преуменьшать значение психологического фактора при взаимодействии пациента и медицинского работника.

Огромное влияние на пациента оказывает отношение к нему медработника и правильный настрой в общении - именно они формируют положительное психологическое и эмоциональное состояние пациента. В процессе общения неизбежен момент соприкосновения психологических особенностей пациента с психологическими особенностями медицинского работника.

Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, результатом чего являются достижение взаимопонимания между партнёрами и правильное понимание предмета общения.

Коммуникативная компетентность является основной профессионально значимой компетенцией медицинского работника. При правильно выстроенном процессе общения между медработником и пациентом процесс выздоровления идет значительно быстрее, а применяемое лечение более эффективно и имеет меньшее количество побочных действий и осложнений. Огромную роль в процессе лечения играет умение медработника выслушать пациента, это одно из самых необходимых условий для формирования контакта между участниками процесса лечения. Это умение позволяет не только осуществить более точную диагностику, но и наладить психологический контакт с пациентом.


О. М. Лесняк выделяет 5 основных моделей построения взаимоотношений врача и пациента:

  • активно-пассивная. Суть модели: врач сам знает, что нужно больному. Роль врача: основана на выполнении своей работы без участия пациента. Роль больного: пассивная, не участвует в принятии решений;

  • покровительственная. Суть модели: больному сообщается лишь необходимая (по мнению врача) информация. Роль врача: наставник, который сообщает больному, что сделать, чтобы помочь в лечении. Роль больного: пассивная, не участвует в принятии решений;

  • информативная. Суть модели: больному сообщается вся информация по поводу его состояния. Роль врача: компетентный эксперт. Роль больного: активная, больной сам принимает решения;

  • интерпретативная. Суть модели: больной нуждается лишь в уточнении того, что с ним происходит, с помощью врача. Роль врача: советник, который консультирует и помогает больному принимать решения. Роль больного: активная, решения принимает сам;

  • совещательная, или договорная. Суть модели: врач активно влияет на формирование мнения больного и помогает ему в принятии решений. Роль врача: в вовлечении пациента в обсуждение, касающееся его здоровья. Роль больного: активная, принимает решения совместно с врачом.

Оптимальной моделью взаимоотношений врача и пациента является именно совещательная, поскольку пациент превращается в активного участника лечебного процесса, заинтересованного в скорейшем выздоровлении.

Согласно классификации В.А. Ташлыкова, существует 4 психологических типа врача, составляющих альтернативные пары: сопереживающий, эмоционально нейтральный, директивный и недирективный.

Сопереживающему типу врача свойственна эмпатия и способность вникнуть в проблемы пациента. Нередко такой врач принимает концепцию болезни, выдвинутую пациентом.

Эмоционально нейтральный тип врача в отличие от сопереживающего эмоционально отстранён от личных проблем пациента, ориентирован на симптомы болезни.

Директивный тип врача выстраивает неравноправные отношения с пациентом, выступая в роли учителя, который лучше знает, что делать больному. В случае сомнений пациента в компетентности такого врача или правильности назначенного им лечения директивный тип склонен эмоционально негативно реагировать на критику его действий, вспыльчев.


Недирективный тип врача ориентирован на партнерские взаимодействия с пациентом и в отличие от директивного типа склонен принимать к рассмотрению точку зрения больного как при диагностике, так и при выборе методов лечения.

Кто такой «идеальный врач» в глазах пациентов? Какими качествами он должен обладать? В исследованиях В.А. Ташлыкова был составлен образ “идеального” для большинства больных врача: это умный, добрый, внимательный, чуткий, увлеченный работой человек, который к тому же терпелив, серьезен, обладает интуицией, чувством долга и понимает юмор.

Для организации эффективного общения между медицинским работником и пациентом необходимо учитывать все имеющиеся психологические аспекты этого взаимодействия. Весьма полезными являются психологические приемы, облегчающие установление психологического контакта между врачом и пациентом. Этому способствует определение социального психотипа пациента.

Психотип (психологический тип) – совокупность черт характера, описывающая узнаваемый тип человека с точки зрения психологии. Знание психотипа позволяет понять, чего от человека такого типа можно ожидать в тех или иных ситуациях и по каким внешним признакам об этом можно догадаться.

Причины неприверженности многообразны, но главной из них является отсутствие эффективной коммуникации между врачом и пациентом, отсутствие психологического комфорта. Как врачу побудить пациента выполнять все предписания?

Основным моментом построения эффективного общения является построение бесконфликтного взаимодействие, которое возможно при наличии и у медработника и у пациента коммуникативной компетентности.

Доверие, возникающее между пациентом и медицинским работником, позволяет получить более полную и достоверную информацию о самочувствии пациента, что напрямую сказывается на эффективности его лечения.

Правила профессионального взаимодействия с пациентом:

1. Представиться пациенту: указать имя-отчество, должность.

2. Смотреть в глаза на одном уровне; если пациент лежит — сесть на стул.

3. Проявлять доброжелательность. Создать приятную атмосферу общения.

4. Обеспечить конфиденциальность беседы.


5. Говорить на доступном для пациента языке.

6. Поощрять пациента задавать вопросы.

7. Уметь слушать.

При общении с пациентом медработник должен уметь:

1. Установить правильный психологический контакт. С первой встречи нужно создать впечатление приветливости, участие, готовности помочь. Доброжелательная, ровным, уверенным голосом проведенная с пациентом беседа приносит успокоение, снимает напряженность.

2. Рассказать в доступной форме о болезни и лечении, но учитывая при этом содержание медицинской тайны.

3. Успокоить пациента находящегося в самом тяжелом состоянии.

4. Оградить ранимую психику пациента от воздействий отрицательных факторов, в том числе относящихся к лечебно-диагностическому процессу.

5. Хранить медицинскую и личные тайны пациента.

6. Использовать слово как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор.

7. Уметь определить в беседе индивидуальные личностно-характерологические особенности пациента (характер, темперамент, способности, потребности)

8. Профессионально и грамотно строить взаимоотношения с родственниками пациента, с другими сотрудниками и коллегами медицинского коллектива, не допускать критики их в присутствии пациента.