Файл: Тема Налоговоправовые нормы и налоговые правоотношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 2. Налогово-правовые нормы и налоговые правоотношения
1. Понятие и признаки норм налогового права

2. Действие актов налогового законодательства

3. Налоговые правоотношения: структура и содержание

4. Роль юридических фактов в возникновении, развитии и прекращении налоговых правоотношений
1. Понятие и признаки норм налогового права

Нормы налогового права - способ реализации государствен­ной воли в сфере управления налогообложением, использовании налогового метода регулирования экономических процессов, перераспределения ВВП между государством и хозяйствую­щими субъектами, физическими лицами. В нормах законов о налогах и сборах устанавливаются модели поведения для нало­гоплательщиков и иных субъектов налоговых правоотношений.

Норма налогового права - это общеобязательное, формально-определённое, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регу­лирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возни­кающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования ак­тов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонаруше­ния. Подобно нормам других отраслей налогово-правовые нормы высту­пают юридическими регуляторами определенных общественных отноше­ний, а именно налоговых отношений.

Признаки налогово-правовых норм могут быть разделены на общие, присущие нормам всех отраслей, и специальные, характеризующие специ­фику налогового права. К первым относятся государственная природа, нормативность (то есть общий, абстрактный характер), общеобязатель­ность, формальная определённость, системность, государственная защита, способность к регулированию общественных отношений.

Налоговые нормы относятся к финансово-правовым нор­мам, но обладают рядом специфических признаков:


  1. они не возникают как фактические, то есть в обществен­ной жизни не складываются правила поведения, являющиеся их прототипами;

  2. являются средством реализации не частных, а публич­ных интересов, так как направлены на мобилизацию денеж­ных средств, используемых в интересах государства и всего общества;

  3. реализация их политически направлена, так как финан­совая деятельность государства — это политически зависимая деятельность;

  4. носят императивный характер;

  5. в большинстве случаев являются обязывающими (преобладают позитивные обязывания) и регулятивными;

  6. имеют материальное обоснование, так как объектом регулируемых ими отношений являются государственные денежные средства — налоги;

  7. для них характерна нестабильность, выражающаяся в частых изменениях норм налоговых законов.

Конституционно-правовой режим, в котором формируются налоговые нормы, устанавливается нормой ст. 57 Конститу­ции РФ, обязывающей каждого платить законно установлен­ные налоги и сборы.

Устанавливая нормы налогового права, законодатель руко­водствуется, прежде всего, конституционным положением, а также сложившимися в историческом развитии налогообло­жения и действующими в настоящее время закономерностями. Назначением налоговых норм является обслуживание мате­риального интереса государства по формированию доходной части бюджета. При этом государство исходит из минимальных затрат на организацию контроля за деятельностью налогопла­тельщиков по исчислению и уплате налогов. Так, налоговым органам предоставлено право не только проводить налоговые проверки, но и взыскивать с организаций и индивидуальных предпринимателей в бесспорном порядке недоимку, пени по недоимке и штрафы.

В то же время нормы налогового права устанавливают ряд прав налогоплательщиков, которые защищают их от произвола налоговых органов. Налогоплательщики имеют право на апелляционную жалобу по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, право на судебную защиту, право на возврат излишне уплаченных или необоснованно взысканных сумм налоговых платежей. Подтверждением этому является и деятельность Конституционного суда РФ. Его правовая позиция, высказываемая в постановлениях и определениях по налоговым спорам, способствует защите прав налогоплательщиков и совершенствованию налогового законодательства.


Закон не предусматривает диспозитивного регулирования отношений, возникающих между налогоплательщиком и го­сударством по поводу уплаты налогов.

Качество налоговых норм, их сочетание, взаимодействие определяет их регулирующее воздействие на отношения, складывающиеся в налоговой сфере, и в обратном на­правлении, — эта сфера будет воздействовать на качество указанных норм.

Обязывающий характер норм, входящих в юридическую конструкцию налога, сказывается и на их внутренней струк­туре. Нормы, устанавливающие юридические характеристи­ки объекта налога, предмета налога, ставки налога, срока уплаты налога и другие, — это правила-обязанности, то есть императивные нормы, представленные в законах о налогах диспозицией и предписывающие поступать именно так, а не иначе. И только элемент «льгота» является исключением и устанавливается нормой не императивного, а диспозитивного характера, в форме дозволения, так как налогоплательщику предоставляется выбор — использовать или не использовать указанную в законе льготу.

В целях удобства изучения и применения налоговых норм их можно классифицировать по нескольким основаниям. Наи­более часто употребляемыми в практике являются следующие основания:

  1. по юридической силе выделяют законодательные нормы и нормы подзаконных актов;

  2. по территории действия выделяют федеральные, реги­ональные и местные нормы;

  3. по назначению выделяют материальные и процессу­альные нормы.

Материальные нормы регу­лируют содержание налоговых правоотношений, а именно юридические факты, правовой статус субъектов, принципы, элементы налогообложения, правовой режим отдельных налогов и сборов.

Процессуальные устанавли­вают правовые формы налогового процесса - властной, правопримени­тельной деятельности налоговых органов и судов по выявлению, преду­преждению и пресечению налоговых правонарушений, рассмотрению на­логовых споров и привлечению участников налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения.

Значение процессуальных норм заключается в формализации дей­ствий участников налоговых правоотношений (идет ли речь о налоговом учете, проведении налоговой проверки либо подаче налоговой декларации),
создает дополнительные гарантии для защиты как публичных, так и част­ных интересов. Действительно, налоговая деятельность должна быть пра­вомерной как по содержанию, так и по форме. Строгое соблюдение проце­дур и процессуальных требований является обязательным условием закон­ности любых действий в сфере налогообложения.

  1. по содержанию: управомочивающие, запрещаю­щие, обязывающие нормы.

Обязывающие нормы предусматривают совершение субъектом опре­делённых действий активного характера, например: встать на учёт в нало­говых органах, уплачивать законно установленные налоги и сборы, вести в установленном порядке налоговый учёт, уплатить присужденную сумму штрафных санкций и т.д. В случае неисполнения обязанности в добро­вольном порядке к участнику налоговых правоотношений применяются различного рода меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы содержат императивное требование воздер­жаться от совершения определённых действий под угрозой применения санкций со стороны государства. Они в категорической форме устанавли­вают виды действий, совершение которых государственной властью за­прещается. От участника налоговых правоотношений в данном случае требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий. Так, запрещено грубо нарушать правила учета доходов и расходов и (или) объ­ектов налогообложения; данные действия образуют состав налогового правонарушения, предусмотренный частью первой ст. 120 НК РФ, и в слу­чае их совершения влекут применение санкции в виде взыскания штрафа в размере десяти тысяч рублей. Если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода, размер штрафа утраивается.

Дозволяющие нормы разрешают участникам налоговых правоотно­шений использовать свои субъективные права в сфере налогообложения. Так, налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы, полу­чать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам приме­нения налогового законодательства, получать налоговый кредит, знако­миться с актами налоговых проверок, обжаловать решения налоговых ор­ганов в административном и судебном порядке и т.д. Дозволяющие нормы предоставляют субъектам возможность самостоятельно решать, реализо­вать или нет в конкретной ситуации нормативное предписание. Субъек­тивное право (в отличие от обязанностей и запретов) - это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны госу­
дарства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право превращается в обязанность, то есть в свою про­тивоположность.

Помимо указанных типов существуют и специализированные налогово-правовые нормы.

Нормы-дефиниции нормативно определяют содер­жание какой-либо юридической категории, используемой в целях налого­обложения. Так, в ст. 11 НК РФ закреплены основные категории налогово­го законодательства, такие как организации, физические лица, индивидуальные предприниматели, недоим­ка, обособленное подразделение и др. В ст. 19 НК РФ содержится дефини­ция такого понятия, как «налогоплательщик», в ст. 20 - «взаимозависимые лица», в ст. 24 - «налоговые агенты», в ст. 27 - «законный представитель налогоплательщика». Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины граждан­ского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих от­раслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ; специфиче­ские понятия и термины налогового законодательства используются в зна­чениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.

Важнейшее значение для структурирования налогового права и налогово-правового регулирования имеют нормы-принципы,которые в обоб­щенной форме закрепляют базовые идеи налогового права, лежащие в ос­нове налоговой системы России. Большинство из них расположено в ст. 3 НК РФ, другие были сформированы судебной практикой. От налоговых норм-принципов следует отличать доктринальные принципы, выработан­ные налогово-правовой наукой, но прямо не закрепленные в источниках налогового права.

Оперативные нормыопределяют порядок вступления в силу, пролон­гацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц иных налогово-правовых норм. Иногда их называют «нормы о нормах».

В последнее время возрастает интерес правовой науки к использова­нию в налоговом правотворчестве правовых презумпций и фикций. Норма-презумпцияпредставляет собой предположение о наличии либо отсутст­вии некоторых фактов, основанное на вероятности. Пока такое предполо­жение не опровергнуто (не доказано обратное), оно признается истинным