Файл: Реферат Понятие депривация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когнитивная депривация – это явление, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной депривации характерно ограничение возможностей познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого, настоящего и ожидаемого в перспективе.

Материнская (эмоциональная) депривация возникает в раннем возрасте в связи с недостаточными контактами с матерью. Привязанность к матери в норме формируется к 7–8 месяцам и может проявляться к другим людям, общающимся с ребенком. А.Р. Шпитц выделяет три фазы формирования привязанности: – предобъектная – от рождения до 3 месяцев мать не осознается как отдельное особое существо, ребенок ищет близости с любым другим человеком; – предварительного объекта – от 3 до 6 месяцев постепенно выделяются знакомые и незнакомые лица, а мать – в первую очередь. Ответные сигналы начинают адресоваться прежде всего матери; – объекта – от 7 до 8 месяцев формируется представление о постоянстве людей и предметов. Ребенок становится четко избирательным в общении, исчезают ровные дружелюбные реакции на любого человека, появляются признаки тревоги при приближении незнакомых людей и отлучении от матери. Чем лучше мать обеспечивает комфортное состояние ребенка, тем легче вырабатываются у него чувства безопасности и защищенности. К концу первого года жизни малыш становится уравновешенным, приобретает доверие к окружающему миру. Неполноценное или непостоянное удовлетворение матерью основных потребностей ребенка (плохая забота о нем, пренебрежение его основными нуждами), например, при умственной отсталости, психических заболеваниях родителей, при материнстве в подростковом возрасте, ведут к искажению формирования привязанностей и появлению специфических симптомов (чувства нестабильности, повышенной тревожности, психическому или физическому дискомфорту, чувству опасности, апатии, депрессии, слабой поисковой активности, низкой любознательности и инициативности).

А. Фрейд и Ш. Бюлер описали феномен, получивший название «синдром госпитализма», как выраженный эффект замедления и искажения развития детей вследствие той или иной формы депривации. Его основные проявления: у ребенка, лишенного в первые годы жизни возможности общения с матерью, наблюдается серьезное отставание в темпах физического, умственного, речевого и эмоционального развития. Такие дети отличаются выраженными поведенческими нарушениями и трудностями социально-психологической адаптации.


Для воспитанников домов ребенка и детских домов характерны две противоположные картины: – устойчивое нежелание вступать в контакт или поддерживать отношения с окружающими взрослыми, апатичный или сниженный фон настроения, настороженность; – «диффузная общительность» – желание общаться почти со всеми людьми, привлечение к себе внимания, в последующем неразборчивые дружеские связи. В 1951 г. Дж. Боулби ввел понятие «сепарация» для обозначения ситуации долговременной разлуки ребенка с матерью или иным лицом, занимающим ее место. Й. Лангмейер и З. Матейчек относят к сепарации и всякое прекращение специфической связи между ребенком и его социальной средой. Особенно серьезна такая ситуация для детей в первые 3—5 лет жизни. Дж. Боулби считал, что сепарация затрагивает, прежде всего, этическое развитие личности и формирование у ребенка нормального чувства тревоги. При длительной сепарации возможно формирование у ребенка анаклитической депрессии (А.Р. Шпитц), которая проявляется в нарастании безразличия, уходе в себя, утрате интереса к окружающему.

Социальная депривация вызывается недостаточными контактами с окружающей средой. Влияние изоляции от человеческого общества, «когнитивный и социальный голод» в раннем детстве описаны в специальной и исторической литературе. В 1754 г. французский философ Э. Кондильяк рассказал о литовском мальчике, вскормленном медведицей. Найденный людьми, он не проявлял никаких признаков человеческого разума, не умел говорить, ходил на четвереньках. Через много лет он научился говорить и понимать человеческую речь, но развитие его психики на этом остановилось. Подобные случаи регистрировались в Швеции, Бельгии, Германии, Голландии, Ирландии, России. Все найденные дети, выращенные животными, издавали нечленораздельные звуки, не могли передвигаться на двух ногах, обладали большой мышечной силой и ловкостью, имели острые зрение и слух. В XVIII в. К. Линней выделил в рамках вида «человек разумный» подвид «человек одичавший», обобщив все случаи воспитания детей животными. Он пришел к выводу, что у одичавшего человека не развиты не только речь, но и человеческое сознание. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек – семи и двух лет. Младшая скоро умерла, старшая прожила еще десять лет. Из дневника доктора известно, что она долго ходила на четвереньках, пила, лакая, мясо ела только с пола, по-волчьи скалила зубы и рычала, боялась яркого света и огня.
Стоять она научилась через два года, ходить – через шесть, через четыре года выучила шесть слов, через семь лет – 45, в дальнейшем – 100. В 17 лет по умственному развитию девушка напоминала четырехлетнего ребенка.

Таким образом, приведенные примеры позволяют сделать вывод, что депривация может выступать и как причина, и как следствие дизонтогенеза. Кроме того, ребенок с нарушениями развития испытывает на себе влияние нескольких видов деприваций. Прежде всего, это исходная депривационная ситуация, связанная с основным нарушением. Помимо этого – социальная депривация, так как раннее детство таких младенцев часто протекает в замкнутом семейном кругу. Присутствует и материнская депривация, так как могут возникать своеобразные личностные реакции родителей на факт обнаружения у ребенка отклонений. Отчаяние, безнадежность, бессилие иногда сопровождаются отвержением ребенка одним или сразу двумя родителями.