Файл: Лекция 1 Что называют сетературой икого сетераторами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел 1

Лекция 1


  1. Что называют «сетературой» и кого – «сетераторами»?

Сетература − основанный на использовании письменности вид творчества, конечный продукт которого (произведение) может размещаться на разнесенных в пространстве узлах компьютерной сети, видоизменяться (редактироваться) во времени и быть доступным многим потребителям одновременно, также принимающих участие в этом творчестве. Сетература – это всякий риторический текст, но чаще всего (и именно в России), под ним понимают собственно литературный текст. Этот вид творчества и его репрезентации часто у нас так и называют − РуЛиНет. Три основных свойства, отличающие этот феномен: наличие гипертекста, машинные методы создания и репрезентации текста, возможность коллективного творчества текстов.

Сетератор − автор литературных произведений, публикующий их преимущественно в интернете. Творение сетератора почти сразу комментируется и рецензируется, причем с разных сторон, как простыми читателями, так и коллегами по цеху. Более того, вокруг более-менее значительного произведения может выстроиться целый сетевой семинар, а дискуссия не имеет географических ограничений − можно получить отклик от коллег с другого континента.


  1. Почему признанные писатели опасаются размещать свои произведения в Сети?

Талантливый писатель, публикуя свои произведения в сети, серьёзно рискует. Во-первых, репутацией – как тот, кто добровольно отказался от общества коллег ради «сомнительной компании невежд и графоманов». Во-вторых, потерей достойной аудитории: в море самотёка, среди бесчисленного множества публикаций легко затеряться бесследно и навсегда.

Помимо прочих неудобств, Сеть требует от автора постоянного присутствия: он должен регулярно предлагать для обсуждения свои тексты, участвовать в их обсуждении, давать оценку чужих произведений и т.д. Здесь не разрешается исчезать из виду, брать паузы – иначе ты «выходишь из игры». Существование в таком режиме трудно совместить с сосредоточенной творческой работой.



  1. Что такое «Тенёта»? Кто ими руководил?

«Тенёта» − старейший литературный конкурс в Рунете. Впервые организован в 1994 году. Среди организаторов − Александр Житинский, Леонид Делицын, Алексей Андреев, Роман Лейбов, Антон Носик и другие. 


  1. Какие литературные начинания в Интернете оказались наиболее успешными?

Литературные порталы, со свободной публикацией, заняли каждый свою нишу в любительском литературном творчестве, стали играть роль литературных клубов со своей структурой, идеологией и системой ценностей. Они предназначаются для самых широких кругов пользователей Рунета. Литературные журналы и литобъединения предназначены для удовлетворения более амбициозной аудитории – чаще всего людей, профессионально связанных с литературой. Это уже не просто «тусовка», здесь обсуждают важные для литературы и её восприятия проблемы. Например, выясняют, что отличает графоманов от «истинных писателей», чем измеряется профессионализм литераторов, что такое качество текстов и как поднять статус сетевой литературы. Произведения, которые здесь публикуются, проходят серьёзную премодерацию – процедуру тщательного отбора. Таких журналов и литобъединений довольно много. Пожалуй, наиболее известные на сегодня это «Вавилон» и «Сетевая словесность».


  1. Оправдались ли те надежды, которые возлагали на Интернет русские литераторы?

Старожилы Интернета, помня о неудачных попытках «переселить» в него всю качественную современную литературу, теперь всё чаще уверяют, что Рулинет – не территория литературы, а, скорее, её «предбанник»: отсюда легче брать старт начинающим авторам (в сети они без труда обнародуют свои вещи, получают первые оценки своего творчества), здесь удобно «разминать творческие мускулы» в литературных играх. Интернет – идеальная среда для этих полезных развлечений. Опыт разного рода начинаний в Интернете подтверждает эту догадку: самыми успешными за 20 лет существования Рулинета, по общему мнению, были именно игровые проекты. Некоторые из них имели прямое отношение к литературе.


  1. В каких отношениях Сеть оказалась, безусловно, полезной для существования и развития художественной литературы?

Одна из главных состоит в том, что в эпоху агрессии телевидения и визуальных искусств она не даёт исчезнуть литературе, искусственно вытесняемой из культурного пространства.
Лекция 2.


  1. Что такое мультисеквенциональный текст?


Текст, который читается в любой последовательности.


  1. Какие художественные произведения считаются построенными с учётом законов гипертекста, хотя они были написаны до появления компьютера?

Л. Кэрролл «Алисе в стране чудес», В. Набоков «Бледный огонь», Борхес «Сад расходящихся тропок». Хулио Картасар «Игра в классики», «Хазарский словарь» Милорада Павича.

  1. Гиперроман – это произведение или игра?

«Настоящими» гиперроманами можно назвать лишь те произведения, которые были изданы на электронных носителях или вовсе существуют лишь в онлайн-версии. Произведение рождается при участии читателя. Ему предлагается текст плюс возможности его дописывания и изменения. Читатель «впускает» в него дополнительных персонажей, вставляет эпизоды из предоставленного набора «запчастей».


  1. Существуют ли гиперроманы на русском языке?

Роман Лейбов в 1995 году выступил в Интернете как автор проекта «Роман». Лейбов обнародовал начало истории: влюблённый юноша решает признаться девушке в своём чувстве, пишет письмо и, не доверяя почте, решает бросить его в почтовый ящик лично. А когда бросает, замечает, что этажом выше его пассия целуется с соперником. Что происходило дальше, предлагалось решить читателям и – дописать текст. Любое слово этой и каждой из следующих сцен можно было использовать как гиперссылку и затем предложить собственное продолжение истории. В результате, по замыслу Романа Лейбова, должен был появиться первый русский гиперроман.

Совместная работа Дмитрия Глуховского и интернет-пользователей над серией антиутопий о постъядерной эпохе, заставившей выживших россиян переселиться в подземные лабиринты московского метро.

Первый из этих романов («Метро 2033», 2002 г.) не был принят ни одним издательством, и автор выложил книгу в Интернете – всю и бесплатно, предложив читателям принять участие в её доработке.


  1. Что общего между хэппенингом, перформансом и локативным нарративом? Чем они различаются между собой?

Перформанс принципиально отличается от театра тем, что исполнитель или участник действия выполняет абсолютно реальные действия, которые ничего, кроме них самих, не изображают. От хэппенинга же
перформанс отличается тем, что публика занимает позицию скорее наблюдателя, а не участника событий.

Перформанс отличается от инсталляции тем, что художник подталкивает зрителя к действию. Основные составляющие перформанса: пространство для арт-объекта, время проведения, сценарий, автор и его взаимоотношения с посетителями зрелища.


  1. Какие новые цели ставят перед собой художники, создающие произведения с использованием компьютера?

Главной целью компьютерных художников является самовыражение, мгновенная фиксация постоянно меняющихся мыслей и образов, мимолетных ассоциаций. Компьютерное произведение сразу готово к использованию в цифровых технологиях кино, игр, книжной и журнальной верстки, а вот полотно, написанное кистью, надо предварительно перевести в цифровой формат.
Лекция 3.


  1. Чем устная речь отличается от письменной? Какие преимущества есть у той и другой?

Письменная речь обладает тем преимуществом, что она фиксируется и поэтому не боится ни пространства, ни времени: она может сохраняться и передаваться на большие расстояния. В отличие от спонтанной устной, она рассчитана на долгий срок жизни и поэтому более взвешенна, продуманна, нормативна.


  1. Почему в Сети так легко приживаются «тусовочные» языковые привычки? Какие именно?

Язык и творчество «падонков» – продукт самой изощрённой деятельности литературной элиты, а отнюдь не малограмотных юзеров: Падончество как литературно-языковое явление возникло как здоровая реакция значительной части пользователей Рунета на стремление другой его части контролировать свободу самовыражения первой, в том числе языковую, «затачивать под Пушкина» каждую фразу и того же требовать от остальных.


  1. Кому и зачем понадобилось придумывать «олбанский йызыг»?

Язык и творчество «падонков» – продукт самой изощрённой деятельности литературной элиты, а отнюдь не малограмотных юзеров.


  1. Чем объяснить то, что Рунет оказался маловосприимчив к английскому языку?

Необходимость включиться в общение на английском языке было воспринято многими русскими пользователями как посягательство на их права. Совсем игнорировать воздействие новой окружающей среды – англо- и немецкоязычной – оказалось невозможно. Но самые наглядные результаты её воздействия были достаточно неожиданны. Неизбежная зависимость от английского языка проявилась прежде всего в том, что русские обитатели Интернета наряду с кириллицей начали использовать латиницу.



  1. Какие новые, рождённые Интернетом, аббревиатуры вам известны? Чем они отличаются от аббревиатур «досетевых» времён?

Например, «IMHO», что означает «In my humble opinion» по моему скромному мнению. Теперь это чаще записывают русскими буквами – ИМХО. Или «aka» «also known as» (известное как, называемое), а по-русски АКА. Исследователи языка приводят и совсем новые аббревиатуры того же типа: «ЕВПОЧЯ, ЕМНИП. Первая – «Если вы понимаете, о чем я», вторая – «Если мне не изменяет память». Или СЗОТ – «Сорри за офф-топ». Или совсем забавное ТТТ – «Тьфу-тьфу-тьфу». Судя по последним примерам, такие сочетания начинают активно зарождаться и в русском Интернете.


  1. Согласны ли вы с тем, что Сеть уничтожает противопоставление письменной и устной речи? В чём это проявляется?

Интернет уничтожает это противопоставление. В Сети мы пользуемся языком промежуточного типа, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. Не в полной мере письменным хотя бы потому, что мы не выводим буквы, а нажимаем клавиши. Но, как и письменная, такая речь воспринимается глазами. В общении с собеседниками мы можем делать паузы, как при письме.
Раздел 2
Футурологический прогноз Эндрю и Лоуренса Вачовски: фильм «Матрица»


  1. В чём вы видите общий смысл фильма?

Зависимость людей от сети, которую они же сами и создали. 


  1. В чём причина того чудовищного состояния, в котором оказалось будущее человечество? Какие отношения складываются в этом фильме между человеком и техникой? В чём их драматизм?

Человечество порабощено машинами. Машины используют людей в качестве источника энергии. Все вокруг − это генерируемая Матрицей программа, создающая иллюзию жизни. Вне Матрицы еще остались люди, знающие о реальном положении вещей.


  1. В фильме три главных героя. Почему именно они на ведущих ролях? Какова функция каждого?

Нео − избранный, человек, обладающий редким даром прямо в иллюзорном мире видеть систему жизнеобеспечения Матрицы и противостоять Ей. Вместе с лучшими представителями сил сопротивления Нео борется за Свободу.


  1. Какие имена даны героям и почему? Объясните, что связывает имена «Нео», «Морфиус», «Тринити» и др. с происходящим в этой картине?

Сюжет фильма просто вскрывается с помощью