Файл: Факультет экономики и финансов Кафедра экономики и финансов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Титульный лист рейтинговой работы



Факультет экономики и финансов

Кафедра экономики и финансов

Специальность Государственное и муниципальное управление

Рейтинговая работа

по дисциплине Комплексное развитие городов и городского хозяйства

Задание реферат

Тема* Комплексные проблемы развития города


Выполнена обучающимся о.ЭЗДтс 32.2/Б1-20 Кочетков Сергей Викторович

(№ группы, фамилия, имя, отчество)

Преподаватель.

(фамилия, имя, отчество)

Москва – 2023г

Содержание

Введение

1. Основные проблемы современных городов 

2. Пути решения основных проблем городов

Заключение

Список литературы

Введение

Социология города как самостоятельная отрасль социологического знания сформировалась в начале ХХ века на Западе, например, книга М. Вебера Город, в которой автор доказывает, что город способствует развитию личности. черты личности и, таким образом, является инструментом исторических изменений. Известны также работы западного социолога Г. Зиммеля, раскрывшего социально-психологические аспекты городской жизни, функциональную природу городских контактов. 

Лидеры другой волны социологов - горожане Р. Парк, Э. Берджесс, Д. Вирт, основатели школы экологии человека, изучали влияние размеров городов, архитектуры и т. д. На преступность. Западная социология сейчас изучает влияние новых технологий (следствие технологической революции) на городское и региональное развитие.  

В 60-е годы в нашей стране стали активно изучаться социальные проблемы городов, например школы социологов под руководством профессора Н. А. Аитова (планирование социального развития города), Шкаратан О. И. (социальная структура городского населения, социальное воспроизводство). городских территориальных сообществ). Вопросы социологии города и городской среды по-прежнему активно разрабатываются в отечественной социологической литературе.   


Город - это особая социальная и пространственная формация наряду с деревнями, деревнями, поселениями и другими локальными сферами человеческого существования. Город представляет собой относительно плотную и постоянную концентрацию людей, которые обеспечивают средства к существованию в основном за счет несельскохозяйственной деятельности.

На мой взгляд, эти два определения наиболее полно выражают понятие города. В первом город показан преимущественно как центр обитания (проживания) людей, во втором - как центр их экономической деятельности. 

Понятие город условно и обозначает поселение, которое отнесено к городам согласно законодательству этого государства. При этом большое значение имеет численность населения: как правило, к городам относят населенные пункты с населением более 8-12 тысяч человек. 

Увеличение количества городов, рост их населения и повышение их роли в развитии общества выражается в категории урбанизация. Урбанизация (от латинского urbs - город) - это исторический процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии общества, связанный с пространственной концентрацией деятельности в относительно небольшом количестве центров и районов преимущественно социально-экономического развития. Этот исторический процесс начался в эпоху перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. Его главным условием было отделение ремесла от земледелия и дальнейшее углубление общественного разделения труда.   

Цель настоящего курсового проекта – анализ управления муниципальным хозяйством в муниципальном образовании город.

Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:

- рассмотреть актуальные проблемы современных городов;

- изучить способы решения данных проблем.

1. Основные проблемы современных городов

Урбанизация как мировой процесс имеет долгую историю - с момента возникновения первых городов прошли тысячи лет. На каждом историческом этапе развития человеческого общества этот процесс имел свои особенности, в его основе лежали различные социально-экономические и духовно-культурные факторы. Процесс урбанизации по-разному повлиял на жизнь людей. Иногда результаты урбанизации положительно влияли на трудящихся, облегчали их жизнь, а иногда строительство новых городов и промышленных объектов нарушало традиционный уклад жизни некоторых народов, отнимало их исконную территорию. Часто для них создаются специальные резервации там, где они должны жить (резервации для индейцев в США). В нашей стране освоение месторождений полезных ископаемых (нефти, газа) в северных регионах, строительство там промышленных предприятий, прокладка линий электропередач и транспортных коммуникаций к ним вынудили население этих регионов покинуть места, населенные веками, нанесли вред традиционным видам деятельности человека (например, оленеводство, охота, рыболовство).     


Процесс урбанизации остановить невозможно. Это объективный процесс. Люди могут использовать его результаты только на благо своей жизни и нейтрализовать его негативные последствия.  

Современное содержание урбанизации связано с двумя факторами - научно-технической революцией и агропромышленной интеграцией. Эти факторы, с одной стороны, представляют собой основы текущего этапа урбанизации, а с другой стороны, являются ее результатами, следствием ее развития в современном мире. 

Научно-техническая революция - это качественный скачок в развитии познания природы и использования ее законов человеком. Существенным аспектом научно-технической революции является единство развития науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. На этой основе происходит качественная трансформация производства, которая, в свою очередь, требует повышения культурно-технического уровня рабочих, изменения содержания труда, в сторону подготовки рабочих и инженерно-технических кадров. Основными направлениями научно-технической революции в современных условиях являются: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого использования компьютерных технологий; открытие и использование новых видов энергии; создание новых типов материалов, выдерживающих сверхвысокие и сверхнизкие температуры и давления; всеобщая компьютеризация трудовой деятельности человека. Научно-техническая революция качественно меняет не только материальное производство, но и революционизирует мышление людей, духовную культуру общества, требует адекватных изменений во всей системе общественных отношений, в образе жизни людей.        

Но разве научно-техническая революция на своем нынешнем этапе только положительно влияет на жизнь людей? Не только положительные моменты. Расширение парка авиационной техники и морских судов, наземной техники, рост числа промышленных предприятий, увеличивает их загрязнение отходами атмосферы, вод Мирового океана, в целом природной среды человека. Все это негативно сказывается на здоровье людей. В связи с развитием общественного и личного транспорта мы все меньше передвигаемся, мало гуляем. Это способствует развитию гиподинамии - болезни нашего времени.  


2. Пути решения основных проблем городов

Рассмотрим актуальные проблемы современных городов:

Транспортная проблема. Взрывной рост автомобилизации населения и неспособность транспортных систем городов справляться с потоками автотранспорта порождает противоречие между требованиями принятых стандартов качества жизни и объективными характеристиками существующего городского пространства. Это касается как внутригородских транспортных потоков, так и связи между городом и транспортными хабами.

Инфраструктурная проблема. Инфраструктурные требования постиндустриального качества жизни и экономического развития (связь, электроэнергия и т.д.) не могут эффективно удовлетворяться инфраструктурой современных городов. Как следствие, появляется противоречие между функцией городов как носителей постиндустриальной экономики и их способностью эту экономику обеспечивать.

Проблема качества городской среды. Люди стремятся к перемещению в крупные города, постиндустриальная экономика которых повышает капитализацию человеческих ресурсов и качество жизни, но при этом, размещение элементов постиндустриальной экономики в крупных городах часто невыгодно, по причине высокой стоимости жизни, рабочей силы и земли. Кроме того, существующие города не обладают необходимого качества общественными пространствами, деловой и жилой недвижимостью. Развитие существующей среды таких городов до требуемого уровня есть долгий и сложный процесс, который, к тому же, тормозится рядом объективных факторов.

Указанные проблемы можно обобщенно сформулировать так: «Крупные города все менее способны поддерживать постиндустриальную экономику, при этом, они являются единственными территориями, где такая экономика является возможной». Эти вызовы не являются специфически российскими; аналогичная ситуация наблюдается во многих городах мира. В настоящее время, эти проблемы пытаются решать разнообразными способами, в т.ч. через редевелопмент городской среды и формирование новых городских поселений «под задачу».

Развитие городов в последнее  время происходит не без влияния  со стороны более высоких уровней  в иерархии управления: регионов, национальных государств, международных сообществ. Устойчивая тенденция урбанизации, сопровождающаяся увеличением численности населения, охватила все большее количество стран в Европе и мире. В Европе, например, 80% населения проживает в городах. Именно недооценка темпов роста городов приводит к преждевременному старению генеральных планов. На сегодняшний день увеличение численности населения и территориальный рост являются постоянными внешними признаками в развития городов. Процесс урбанизации сопровождается не только увеличением размеров города и ростом численности его населения, но и существенным усложнением всей его функционально-пространственной организации. Для любого современного крупного города характерна высокая компактность, плотность освоения и насыщенность коммуникациями.


Города вынуждены устанавливать  более тесные связи с прилегающими сельскими территориями, тем самым, утрачивать свои четкие границы. Основными  причинами этого являются:

1) нехватка территории;

2) ощутимые ежедневные «приливы»  и «отливы» населения с периферии в городское ядро. Маятниковая миграция населения определяет фактические границы городов и зоны их влияния.

Проблема транспорта занимает ключевое место в современном градостроительстве. Ведь показатель времени, затраченного на передвижение к местам работы на общественном транспорте, является количественной оценкой всей планировочной структуры города. Увеличение расстояний в условиях развития городских территорий может быть компенсировано лишь увеличением скорости передвижения. Время передвижения оказывается одним из решающих факторов для жителя крупного современного города при выборе им места жительства, работы и отдыха. От транспорта зависит активность жизнедеятельности населения в условиях города.

Рост транспортной нагрузки вызывает рост затрат на транспортное строительство в бюджете крупных городов. Кроме этого возникает ряд других «транспортных проблем»: совершенствование системы общественного транспорта, паркинга, улично-магистральной сети и индивидуальных транспортных средств. Все эти проблемы (общественного транспорта, инженерного оборудования, обслуживания, организации отдыха и т.д.) усложняются по мере развития города.

Важнейшей проблемой для любого мегаполиса является экология. Сегодня  в России каждый десятый город  имеет высокий уровень загрязнения природной среды. Основной причиной неблагоприятной экологической обстановки в крупных и крупнейших городах является нарушение баланса между использованием ресурсов и сохранением благоприятной среды обитания. Человек, потребляя невосполнимые ресурсы, выбрасывает в окружающую среду отходы своей жизнедеятельности, делая невозможным самовосстановление городских природных систем. Низкая экологическая культура жителей городов порождает множество экологических проблем, решение которых часто связано с экологизацией нашего воспитания и образования.

Развитие крупных городов сопровождаетсяувеличением плотности застройки, особенно в центральных исторических районах мегаполисов. При этом забывается, что наличие открытых пространств  улучшает температурный режим, инсоляцию, аэрацию, стимулирует условия рассеивания вредных выбросов в атмосферном воздухе