Файл: Программа развития территории кызылжарского района североказахстанской области на 20162020 годы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Утверждена решением

сессии районного маслихата

от 04.12.2020 г. № 59/1



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

КЫЗЫЛЖАРСКОГО РАЙОНА

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2016-2020 ГОДЫ

а.Бесколь, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ


1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

3

2

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

6

2.1

Анализ социально-экономического положения территории

6

2.1.1

Анализ экономики района

6




Промышленность

8




Агропромышленный комплекс

12




Сельские территории

18




Малый и средний бизнес, торговля

20




Инновации и инвестиции

23

2.1.2

Анализ социальной сферы района

26




Численность населения

26




Уровень жизни населения

27




Образование

28




Рынок труда

31




Социальная защита

32




Культура

33




Физическая культура и спорт

36




Туризм

37

2.1.3

Анализ обеспечения общественной безопасности и правопорядка

41




Охрана правопорядка и борьба с преступностью

41




Состояние гражданской обороны и организация предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий

43

2.1.4

Анализ инфраструктурного комплекса района

48




Строительство

48




Автодорожная отрасль

49




Автомобильный транспорт

50




Жилищно-коммунальное хозяйство

51




Водоснабжение и водоотведение

52

2.1.5

Анализ экологического состояния

54




Экологические проблемы региона

54

3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ

56




Направление 1. Экономика

56




Направление 2. Социальная сферы

61




Направление 3. Общественная безопасность и правопорядок

66




Направление 4. Инфраструктура

68




Направление 5. Экология и земельные ресурсы

70

4

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

72













Паспорт

Наименование

Программа развития территории Кызылжарского района Северо-Казахстанской области на 2016-2020 годы

Основание для разработки

Постановление Правительстсва Республики Казахстан «О системе государственного планирования в Республике Казахстан» от 29 ноября 2017 года №790.

Основные характеристики региона

Территория района составляет 6,15 тыс.кв.км. Численность населения на 1 января 2021 года 44 072 человек. Районный центр – село Бесколь, удаленность от областного центра – 12 км. Административно-территориальное деление Кызылжарского района представлено 19 сельскими округами, 69 сельскими населенными пунктами. Район граничит с 4 районами Северо-Казахстанской области (Есильский, Мамлютский, Аккайынский и район М.Жумабаева) и с 1 областью Российской Федерации (Тюменской).

Направления

  • Экономика;

  • Социальная сфера;

  • Общественная безопасность и правопорядок;

  • Инфраструктура;

  • Экология и земельные ресурсы.

Цели

Программы

  • Устойчивое развитие экономики района;

  • Развитие конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей развитие обрабатывающей отрасли;

  • Создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК;

  • Создание условий для улучшения жизнеобеспечения села и увеличение потенциала сельской местности;

  • Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в районе;

  • Индустриально-инновационное развитие района;

  • Улучшение качества и доступности образования;

  • Обеспечение занятости и социальной защиты населения;

  • Сохранение историко-культурного наследия района;

  • Развитие массовых видов спорта в районе;

  • Развитие индустрии туризма в районе;

  • Повышение безопасности жизнедеятельности населения;

  • Уменьшение риска и повышение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

  • Обеспечение доступным жильем;

  • Развитие транспортной инфраструктуры;

  • Улучшение обеспечения потребителей качественными коммунальными услугами;

  • Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды;

Целевые

индикаторы

  • Темп роста налоговых и неналоговых поступлений, %

  • Индекс физического объема выпуска продукции обрабатывающей промышленности, %

  • Индекс физического объема валовой продукции сельского хозяйства, %

  • Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, %

  • Производство продукции животноводства: молоко, мясо, яйцо.

  • Увеличение количества сельских населенных пунктов с высоким потенциалом развития, ед.

  • Рост численности населения в опорных СНП, чел.

  • Рост численности населения в опорных СНП, расположенных на приграничных территориях, чел.

  • Количество действующих субъектов МСБ на 1000 жителей

  • Индекс физического объема инвестиции в основной капитал, %

  • Доля инновационно-активных предприятий от числа действующих предприятий, %

  • Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций из государственного бюджета)

  • Охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет

  • Доля организаций образования, создавших условия для инклюзивного образования, в том числе:

- в дошкольных организациях,

- в дневных общеобразовательных школах.

  • Доля молодых педагогических работников от общего количества педагогических работников.

  • Доля школьников, охваченных дополнительным образованием

  • Доля воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от общего числа детей данной категории

  • Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением, %

  • Количество функционирующих аварийных и трехсменных школ, ед.

  • Доля трудоустроенных из числа лиц, обратившихся по вопросам трудоустройства.

  • Организация общественных работ

  • Организация социальных рабочих мест

  • Создание новых рабочих мест

  • Доля трудоустроенных лиц с ограниченными возможностями из числа обратившихся в центры занятости населения

  • Удельный вес получателей АСП (ОП), вовлеченных в активные меры содействия занятости, %

  • Доля объектов социальной, транспортной инфраструктуры, обеспеченных доступом для инвалидов, от общего числа паспортизированных объектов

  • Среднее число посетителей организаций культуры на 1000 человек:

-библиотек,

-клубов.

  • Охват граждан, занимающихся физической культурой и спортом, %

  • Обеспеченность населения спортивной инфраструктурой. %

  • Увеличение количества обслуженных посетителей местами размещения в регионе в сравнении с предыдущим годом, %

  • Удельный вес преступлений, совершенных на улице, %

  • Уровень обеспеченности инфраструктуры противодействия чрезвычайным ситуациям, %

  • Обеспеченность жильем на одного проживающего тыс. кв. м.

  • Индекс физического объема строительных работ, %

  • Общая площадь введенных в эксплуатацию жилых зданий, тыс. кв. м.

  • Доля автомобильных дорог местного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, %

  • Снижение доли объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта, %

  • Доступ сельских населенных пунктов к централизованному:

- водоснабжению, %

  • Доля объектов размещения твердых бытовых отходов, соответствующих экологическим требованиям и санитарным правилам (от общего количества мест их размещения), %

  • Недопущение увеличения средней площади лесных пожаров на территории государственного лесного фонда СКО

  • Снижение среднего объема незаконных порубок на территории государственного лесного фонда СКО

  • Посадка леса на территории государственного лесного фонда СКО.

Необходимые

ресурсы

Финансирование Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Объемы финансирования Программы составляют:

в 2016 году –1427,1* млн. тенге;

в 2017 году –977,8* млн. тенге;

в 2018 году – 676,0* млн. тенге;

в 2019 году – 1004* млн. тенге;

в 2020 году – 3943,9* млн. тенге;

*Объемы финансирования будут уточняться в Плане мероприятий по реализации Программы, а так же при утверждении и уточнении республиканского и местного бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.




2.АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

2.1 Анализ социально-экономического положения территории

2.1.1. Анализ экономики района

Кызылжарский район образован в 1997 году путем объединения Соколовского и Бишкульского районов и расположен на севере Северо-Казахстанской области, юге Западно-Сибирской низменности, в пределах черноземной полосы, что и определяет ее специализацию в сельскохозяйственном производстве. Район имеет выгодное экономико-географическое положение относительно развитых регионов России (Урала, Западной Сибири).

Район граничит с 4 районами Северо-Казахстанской области (Есильский, Мамлютский, Аккайынский и район М.Жумабаева) и с 1 областью Российской Федерации (Тюменской).

Территория района – 6,15 тыс.кв.км (6,3% территории Северо-Казахстанской области). Административный центр – аул Бесколь, удаленность от областного центра – 12 км. Административно-территориальное деление Кызылжарского района представлено 19 сельскими округами, 69 сельскими населенными пунктами.

Численность населения района на 1 января 2020 года составляет 44,1 тыс. человек или 7,8% от населения Северо-Казахстанской области.

Преимуществом Кызылжарского района является расположение района на пересечении важнейших путей сообщения республиканского и международного уровня, пограничное расположение центра северо-казахстанских магистралей.

Исторически сложившаяся направленность развития района как аграрного сектора со своей спецификой размещения производственных мощностей не позволила положительным тенденциям экономического развития добиться кардинальных изменений в структуре экономики района.

В структуре производства сельскохозяйственной продукции 56,8% занимает растениеводство, представленное главным образом производством зерна, 43,2% занимает животноводство.

Объем поступлений в бюджет Кызылжарского района в 2019 году составил 1077,5 млн.тенге, (2017 г. 956 млн.тенге).

Основными видами поступлений является социальный налог, удельный вес которого в 2019 году гоставил 37% (2019 г. - 398,4 млн.тенге), социальный налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 26,5% (2019 г. - 285,3 млн.тенге)

Базой исчисления социального налога, занимающего значительный удельный вес в бюджете района является фонд оплаты труда. Ежегодно растет фонд оплаты труда, создаются новые рабочие места при реализации проектов в рамках Государственных программ и увеличиваются заработные платы в отраслях экономики.


За 2019 год налоговые и неналоговые поступления в местный бюджет по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличились на 11,1% или 201,9 млн.тг. и составил 2013,5 млн.тг. (2017г.-1811,6 млн.тг.).

Объем индивидуального подоходного налога в бюджет района 2019 году составил 109,3 млн.тг., что по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличился на 37,4% или на 29,8 млн.тг. (2017 год 79,5 млн.тг.). Социальный налог в 2019 году составил 398,4 млн.тг., что по сравнению с аналогичным периодом 2017 года больше на 31,4% или 95,2 млн.тг. (2017 год 303,2 млн.тг.).

Доля местного бюджета Кызылжарского района в общем объеме поступлений в местный бюджет по Северо-Казахстанской области в 2019 году составила 4,3%.

Перспективное развитие района будет базироваться на дальнейшем укреплении высокого потенциала сельского хозяйства на основе его аграрно-индустриальной диверсификации, развитие агропромышленного комплекса, в том числе переработки сельхозпродукции (мяса, молока, зерна). Другим важным направлением развития района является ускорение индустриально-инновационного развития района с опорой на диверсифицированный промышленный сектор и потенциал динамично развивающихся предприятий обрабатывающей промышленности.

SWOT анализ

Сильные стороны

Возможности

Поступательное развитие экономики района;

Наличие плодородных земельных ресурсов с высоким баллом бонитета;

Наличие новых современных промышленных объектов, в том числе введённых в рамках ГПФИИР;

Наличие достаточных энергетических ресурсов с учетом роста экономики;

Выгодное географическое расположение, соседство с Российской Федерацией;

Ежегодный рост налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет, что позволит обеспечить стабильное развитие района, увеличить расходную часть местного бюджета в первую очередь на социально-значимые мероприятия, своевременное выполнение обязательств местных исполнительных органов перед гражданами Республики Казахстан.

Активное использование мер государственной поддержки в рамках государственных и отраслевых программ;

Внедрение новых инновационных технологий;

Проведение политики ресурсо- и энергосбережения;

Увеличение проектов Карты индустриализации;

Диверсификация сельского хозяйства;

Повышение доли продукции переработки в экспорте района на внешние рынки;

Привлечение внешних инвестиций;

Увеличение расходной части местного бюджета на социально-значи

мые мероприятия;

Направление бюджетных средств на программы развития.

Слабые стороны

Угрозы

Недостаточное развитие малого и среднего предпринимательства;

Низкая доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал по району;

Неполная загрузка производственных мощностей;

Высокая степень износа основных производственных фондов;

Большая часть поголовья всех видов скота и птицы сосредоточена в домашних хозяйствах населения;

Недостаточное использование новых технологий, большое количество личных подсобных хозяйств с низкими финансовыми и производственными возможностями;

Низкий приток инвестиций в отрасль сельского хозяйства.

Влияние мирового экономического кризиса, падение цен на основные экспортные товары, в результате - сокращение производства, снижение объемов внешнеторгового и розничного товарооборота, оказания транспортных услуг;

Влияние непредсказуемых природно-климатических условий;

Дальнейший миграционный отток населения, сокращение численности населения района, экономически активного и занятого населения;

Сокращение выделения бюджетных средств на запланированные мероприятия;

Социальное напряжение среди населения района.