Файл: Тема 1 российская империя в конце xix в. Александр iii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1 РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XIX В. АЛЕКСАНДР III

Вопрос 1. Революционное народничество, как направление в общественном движении в России в XIX веке: основные идеологии, направления, принципы деятельности. Убийство Александра II.

Консервативное направление.

Теория обосновывала идею самобытности России и покоилась на трех началах: православии, самодержавии, народности.

  • Самодержавие рассматривалось как единственно возможная для России форма правления; крепостное право – как благо для народа и государства.

  • Под православием понималась глубокая религиозность, присущая русскому народу.

  • Идея народности заключалась в единении, добровольном союзе государя и народа, отсутствии социальных противоречий в государстве.

Отсюда следовал вывод: перемены губительны для России.

В экономической сфере консерваторы ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины.

В социальной области они настаивали на сохранении сословного деления общества.

В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.

Во внешней политике в соответствии с этой теорией развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России.

Идеологами консерватизма были К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой и др. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и официальная печать. Консерваторы были охранителями-государственниками. Они ратовали за порядок, спокойствие и традиционность, отрицательно относясь к любым массовым социальным действиям.

Социальной основой этого направления было духовенство, дворянство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.
Либеральное направление.

В его истории различают три этапа:

  • конец XVIII – первая половина XIX в. – «дворянский либерализм»;

  • 1860-1880-е гг. - «земский либерализм»;

  • конец XIX – начало XX в. – демократический либерализм

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия.


Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей.

Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» – ходатайств с предложением программы преобразований.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И. Шаховской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Опиралось на часть дворянства, буржуазию и интеллигенцию.

Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.
Радикальное, или революционное направление.

Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. Они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь). Они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих).

В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности: полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций.

Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.

В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».


В истории движения радикалов второй половины XIX в. Выделяются три этапа:

  • 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;

  • 70-е годы – оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников;

  • 80–90-е годы – активизация либеральных народников и начало распространение марксизма,на основе которого были созданы первые социал-демократические группы;

  • в середине 90-х годов – ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления.

  • Один – вокруг редакции «Колокола», издаваемого Герценом в Лондоне.

Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Россия, по его мнению, должна двигаться вперед через социализм, предпосылка к которому – крестьянская община с коллективистским менталитетом ее членов.

  • Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник».

Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. Он считал, что Россия может перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины, поскольку в ней содержатся такие элементы социалистических отношений, как уравнительное перераспределение земли, совместное владение и пользование лугами, лесами, пастбищами, крестьянское самоуправление, равенство всех членов. В 1862 г. Н. Г. Чернышевский был арестован, приговорен к каторге и ссылке в Сибирь.

Идеи Герцена и Чернышевского легли в основу народнической идеологии. Разночинная интеллигенция стала основой революционного движения в пореформенной России. Выходцы из духовенства, дворян, мещан, крестьян быстро

теряли связи со своей средой, превращаясь в интеллигентов-разночинцев, стоящих вне

сословий, живущих своей, особой, жизнью. Это давало им ощущение собственной исключительности; в то же время они порывали с привычными традициями и устоями своей среды, отрицая их как нечто враждебное. Стремясь изменить жизнь как можно быстрее, они полагали, что сумеют справиться с этими задачами.

В идейном плане интеллигенция ориентировалась на нигилизм – отрицавшее общепринятые нормы, ценности течение, свойственное кризисным эпохам общественного развития. Нигилисты должны были развивать свой интеллект, изучать науки, стремиться к свободной, приносящей практическую пользу деятельности, отказаться от «груза» традиционные взглядов и привычек.

Нигилизм также во многом подготовил почву для идеологии революционного народничества. В конце 60-х – начале 70-х гг. в обиход входит новый термин – народник.

В 1870–1880-х гг. это направление заняло ведущее место в российском революционном движении.

Основные идеи революционных народников сводились к следующему: вера в самобытность России; капитализм в России насаждается «сверху» и не имеет в стране социальных корней; будущее за общинным социализмом, залогом капиталистического пути является крестьянская община; признается первенство социальных преобразований перед политическими, поэтому нужно готовить крестьян к революции; народничество являясь формально идеологией крестьянства, на деле представляет собой идеологию интеллигенции – признание особой роли интеллигенции в обществе, она занимает надклассовое положение и поставлена в положение судьи.

После революции крестьянам будут переданы все пахотные земли и другие угодья, их освободят от непосильных налогов и контроля стороны административно-полицейских органов.

Для достижения поставленных целей идеологи народничества предлагали разные пути.

  • М. А. Бакунин считал, что нужно как можно быстрее начать крестьянскую революцию. Это направление получило название бунтарского или анархического, поскольку его представители выступали за «безгосударственный» социализм.

  • П. Л. Лавров, возглавивший так называемое пропагандистское направление, тоже ратовал за крестьянскую революцию, но ее ведущей силой считал революционеров-интеллигентов, которые должны вести пропаганду среди населения, готовя его к революции.

  • Третье направление получило название заговорщического. Его теоретик Ткачев считал, что народ и интеллигенцию разделяет пропасть, крестьяне никогда не поймут революционеров, поэтому последним остается путь заговора. Группа интеллигентов должна захватить власть путем вооруженного переворота и проводить необходимые преобразования «сверху».

С 1873 г. народники начали «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. Кончилось арестами, инициаторами которых зачастую выступали сами крестьяне.


В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля». На площади перед Казанским собором они проводят первую в России политическую демонстрацию. Правительственные репрессии и жажда деятельности привели к дискуссиям о методах борьбы. Споры по тактическим и программным вопросам завершились расколом.

В 1879 г. организация распалась на «Черный передел». Программа народовольцев отражала их разочарование в революционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что народ доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они считали борьбу с государством.

Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик –рабочим.

Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX – XX вв. их последователи – партия социалистов-революционеров.

Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было

арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала покушение на царя.

1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Вопрос 2. Распространение марксизма в России, зарождение рабочего движения.

Теорию К. Маркса изучали представители различных направлений общественно-политической мысли. Революционеры-разночинцы использовали марксистские идеи в своей критике несправедливого общественного устройства.

Исповедниками марксизма стали народники, объединившиеся вокруг Г. В. Плеханова (группа «Черный передел») и создавшие в Женеве в 1883 г. первую русскую марксистскую организацию – «Освобождение труда». Критикуя народническую идеологию, тактику террора, они подчеркивали консервативность и отсталость крестьянства. Россия, утверждали они, движется по капиталистическому пути, который с неизбежностью вызовет, разрушение общины.

Но основной преобразующей силой общества должен был стать рабочий класс, который свяжет крестьянство и социалистическую интеллигенцию и тем самым ликвидирует пропасть между народом и образованной частью общества. Для этого в рабочее движение необходимо внести научно разработанную идеологию и вооружить рабочий класс программой действий.