Файл: Тема 1 российская империя в конце xix в. Александр iii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Она предполагала военную помощь друг другу в случае нападения Германии и ее союзников. Окончательное оформление русско-французского союза состоялось в январе 1894 г. Это привело к образованию в Европе двух военных блоков, баланс сил которых во многом определял политику на континенте.

Завершив Кавказскую войну (1816-1864 гг.), Россия получила возможность начать активное проникновение в Среднюю Азию. Однако интересы России в этом регионе сталкивались с интересами Англии.

В 1864 г. русские войска начали завоевание Средней Азии. В целом присоединение Средней Азии было завершено после покорения туркменских племен в 1891-1895 гг. Присоединение Средней Азии к России вызывало обострение отношений с Англией.

 укрепились границы Российской империи, ее военно-политические позиции.

На Среднюю Азию распространялось российское законодательство.

 Наличие свободных земель вызвало поток переселенцев из России и других соседних стран. Получили развитие промышленность, торговля, просвещение.

В январе 1855 г. был подписан договор с Японией, по которому Северокурильские острова признавались владением России, Сахалин признавался совместным владением.

Обострение русско-японских отношений по вопросу о Сахалине и Курильских островах произошло в начале 70-х гг. Конфликт был улажен дипломатическим путем. По новому договору (1875 г.) весь Сахалин признавался российским владением, а Япония взамен получила все Курильские острова.

Вопрос 5. Русская культура во второй половине XIX столетия

Эпоха либеральных преобразований оказывала определенное влияние на литературу и искусство. Социальная заостренность – характерная черта многих произведений литературы, драматургии, живописи пореформенного времени, порой с фотографической точностью отражавших те драматические события, которые происходили в России.
Новым явлением второй половины ХIХ в. было широкое вхождение в литературу и искусство разночинцев. Эти люди из разных слоев общества, часто из низов, пытались передать в творчестве свой горький жизненный опыт.

В произведениях русских писателей нашли отражение насущные вопросы пореформенной жизни, большинство писателей объединял художественный реализм. О чем бы они ни писали, их мысли вращались вокруг проблем, связанных с поиском смысла жизни, социальной справедливости, сочувствием к униженным и оскорбленным, осуждением произвола властей.


Острая сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина, лирические стихи Ф. И. Тютчева, загадочная русская душа в рассказах и повестях Н. С. Лескова, «обломовщина» И. А. Гончарова, упадок «дворянских гнезд» И. С. Тургенева, купеческая среда в драмах

А. Н. Островского, величие и трагедия человека в творениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского – все это делает русскую литературу второй половины ХIХ в. великой.
Серьезные изменения происходят и в живописи.

В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств отказались выполнять выпускные работы на заданный классический сюжет. Инициатором «академического бунта» был И. Н. Крамской, который чуть позже возглавил «Товарищество передвижных художественных выставок». В их картинах отразилось обостренное видение социально-политических процессов, происходивших в стране, а порой они представляли собой иллюстрации к конкретным событиям.

Лучшие русские художники в разное время были участниками передвижных выставок: И. Н. Крамской, В. И. Суриков, И. Е. Репин, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.

Бунт передвижников в конце века повторило новое поколение художников. Группа молодых живописцев объединилась вокруг журнала «Мир искусства» (1898 г.) и обрушилась с резкой критикой на творчество передвижников. «Мирискусников» объединяло признание самоценности искусства как такового и отрицание его идейной роли. Расцвет их творчества относится уже к началу следующего века.
В архитектуре основное внимание уделялось функциям здания.

Однако его внешний облик, независимо от назначения постройки, был порой весьма причудливым. В это время появляются новые типы зданий: универсальные магазины, пассажи, многоквартирные доходные дома, вокзалы, большие гостиницы, музеи. Быстрыми темпами идет строительство промышленных предприятий складских помещений. Именно эти типы зданий вытесняют монументальные классические постройки прошлого. В архитектуре наступает эпоха стиля модерн.
Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов М.А. Балакириева, М. П. Мусорского, Ц. А. Кюи, А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова, известное как «Могучая кучка».

Мировую известность приобрели музыкальные произведения П. И. Чайковского. Русская музыка второй половины ХIХ в., используя народный фольклор и национальные мотивы, продолжила традиции русской классической музыки.