Файл: Задание Сопоставьте дизартрию с функциональной дислалией, механической дислалией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7. Состояние мимики. Наиболее нарушена мимика у детей с дизартрией: их лицо амимично, они не могут надуть щеки, наморщить лоб и т.д. Особенно ярко проявляются двигательные расстройства при активном сокращении мышц лица. Оценка результатов обследования моторики артикуляционного аппарата и состояния мимики дана в разделе Схема обследования детей с ринолалией.

8. Звукопроизношение. Проверяется изолированное произнесение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные (губные, губно-зубные, задненебные, передненебные взрывные, шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры). Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях "стертой" дизартрии.

9. Слуховая функция: состояние физического слуха; состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

10. Просодическая сторона речи. При исследовании просодической стороны речи обращается внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранность пауз в потоке речи (деление слов на слоги, скандированность), сила голоса (слабый, громкий, немодулированный), высота голоса (высокий, низкий), тембр голоса (нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый), внятность речи (отчетливость, смазанность).

11. Зрительная функция. Перед обследованием зрительной функции необходимо ознакомиться с заключением офтальмолога о состоянии остроты зрения. Для обследования зрительного гнозиса можно предложить задания на различение цвета, узнать перевернутые, перечеркнутые изображения, узнать предмет по его части, по контуру и т.д.

12. Стереогноз. Для обследования тактильного гнозиса используется игра "Волшебный мешочек" - узнавание на ощупь различных предметов, находящихся в мешочке, узнавание фактуры тканей (шерсть, шелк и т.д.), геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг и т.д.), узнавание цифр, букв, написанных на руке.

13. Состояние словарного запаса и грамматического строя речи. Необходимость обследования словарного запаса и грамматического строя речи у детей с дизартрией, особенно, если она является следствием церебрального паралича, обусловлена тем, что для этих детей характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде задержки речевого развития, так и общем недоразвитии речи.


14. Письменная речь.

15. Психическое состояние.

16. Заключение о состоянии речи.

Необходимо указать форму дизартрии (бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую), характер нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, т.е. наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, необходимо логопедическое заключение. Например, псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие; псевдобульбарная дизартрия, общее недоразвитие речи (III уровень).

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________

Дата обследования (число, месяц, год) ____________________________________________

Возраст (количество лет, месяцев)________________________________________________

Домашний адрес, телефон_______________________________________________________

Диагноз районной (городской) МППК___________________________________________

Сведения о родителях

Мать: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, домохозяйка)__________________________

_________________________________________________________________________________

Отец: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, безработный) ________________________

_________________________________________________________________________________

Жалобы родителей (трудности кормления ребенка в раннем возрасте, в настоящее время; формирование у ребенка навыков самообслуживания; становление предметно-практической, изобразительной, конструктивной, игровой деятельности, психомоторики, речи, особенности поведения, взаимоотношений с детьми, взрослыми, осознание (нет) ребенком своего недостатка, отношение к нему)_____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наследственные заболевания матери, отца, ближайших родственников_________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок___________________________________________________

Характер беременности: токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертоническая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов
брюшины, холецистит, желчнокаменная болезнь), инфекционные болезни, вирусные заболевания матери (опасны грипп, краснуха), нарушения питания матери_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные, недоношенный плод (предрасположен к родовой травме и внутричерепным кровоизлияниям)__________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция__________________________

Крик: был, нет________________________________________________________________

Асфиксия: белая, синяя__________________________________________________________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость_______________________________________

Вес и рост ребенка при рождении________________________________________________

Вскармливание: к груди приложили на _____ день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.___________

Вскармливание грудью до

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное.

Выписка из родильного дома на ________________ день.

Дополнительное пребывание в роддоме, причины___________________________________

Раннее развитие:

Держит голову с ___________мес., сидит с___________мес., стоит________________мес., ходит с____________

Первые зубы с _______________мес., к 1 году _____________зубов.

Перенесенные заболевания: до 1 года __________________________________________, после 1 года ____________________________________________________________________

Инфекции_____________________________________________________________________

Ушибы и травмы головы___________________________________________________________

Судороги при высокой температуре_________________________________________________

Данные о развитии речи

Лепет, характер лепета__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первые слова__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет____________________________

_____________________________________________________________________________

Речевая среда: дефицит речевого общения, норма___________________________________

_____________________________________________________________________________

Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат___________________________________

Логопедическое обследование


1. Исследование слухового внимания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Исследование зрительного восприятия.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Исследование пространственного праксиса.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исследование произвольной мимической моторики.

- оскал - покой, поднимание верхней губы_________________________________________

- надувание обеих щек, по очереди________________________________________________

- поднимание бровей — покой, наморщивание лба__________________________________

- наморщивание носа___________________________________________________________

- поочередное зажмуривание глаз_________________________________________________

Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века; синкинезии

Одиночные движения языком:

- положить широкий язык на нижнюю губу________________________________________

- положить узкий язык на нижнюю губу___________________________________________

- язык «жалом» при открытом рте________________________________________________

- узким языком коснуться правого - левого углов рта________________________________

- показать язык «чашечкой» при открытом рте______________________________________

- положить широкий язык на верхние зубы при открытом рте и растянутых в улыбке губах_________________________________________________________________________

- выполнить «лакательное» движение языком при откры­том рте_______________________

Серии движений языком:

- открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, закрыть рот______________________________

_____________________________________________________________________________

- открыть рот, показать попеременно (5—6 раз) узкий и широкий язык, закрыть рот______

_- открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую (слева направо и наоборот), закрыть рот___________________________________________________________________

- те же движения выполнить широким языком (обратить внимание на точность, объем движений)______________________________________________________________________


Отметить равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка, замена движений языка; слюнотечение.

Подъязычная связка (уздечка) языка:

- положить широкий язык на нижнюю губу и постараться дотронуться им до середины (или ниже) подбородка__________________________________________________________

- это же движение выполнить узким языком________________________________________

- поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться языком к носу___________________

_____________________________________________________________________________

- поднять широкий язык за верхние зубы и провести кончиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба____________________________

_____________________________________________________________________________

- присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5—6 раз)________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отметить состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом______________________________________________________

Мягкое небо (обследовать визуально):

- предложить покашлять с открытым ртом и языком, лежащим на нижней губе__________

_____________________________________________________________________________

Отметить: плоское, округлое, гиперкинез. Отклонение маленького язычка в сторону, расщелины____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Твердое небо

- обследовать визуально и отметить: нормальное, излишне низкое, куполообразное, «готическое», расщелины_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Зубы

- обследовать визуально и отметить: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюстной дуги, язычный наклон зубов и т.д.

Прикус

- обследовать визуально и отметить: открытый передний, открытый боковой, прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти)________________________________________________________

Губы

- нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа. Расщелина верхней губы_____

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________