Файл: Задание Проанализируйте, каким образом тот или иной дефект развития сказывается на личностных особенностях ребенка. (Развернутый ответ) Задание 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Проанализируйте, каким образом тот или иной дефект развития сказывается на личностных особенностях ребенка. (Развернутый ответ)
Задание 2. Составьте схему классификации речевых нарушений. Укажите автора классификации и критерии выделения нарушений в отдельные группы. (схема)
Задание 3. Составьте список комплектования собственной (личной) логопедической библиотеки по данной теме. В виду библиографической редкости ряда работ (статей, книги, пособия) кратко зафиксируйте их основные положения. Отметьте их в рабочей базе. (Список или база данных. Данный файл будет продолжаться в других темах.)

Задание 4. Пользуясь словарем, объясните значение термина «аграмматизм». Назовите виды аграмматизмов. Напишите примеры. (Ответ на вопрос)

Задание 5. Проанализировать первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта обследованного ребенка. Обоснуйте свои выводы. (Развернутый ответ)

  1. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. При анализе речевого нарушения важное значение имеет оценка деятельности ребенка.

У всех детей с дефектами в развитии наблюдаются:

1) ряд достаточно резко выраженных специфических для каждой группы особенностей, не свойственных нормально развивающимся детям, т.е. нарушения системы психической деятельности.

Например, грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений у незрячих (слепых) детей, ущербность моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата да и многое другое, препятствует успешной адаптации детей в окружающий их социальной сфере.

2) своеобразие и трудности в овладении родной речью, которые особенно очевидны у детей со сниженным слухом и специфическими речевыми нарушениями;

3) отклонения в проеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды. Так умственно отсталые дети, рассматривая предмет, выделяют у него лишь немногие части и свойства и далеко не всегда осмысливают их значение
Типы отклонений
Физические :
болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.

 
Психические : задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность. 
Социальные : сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.
Педагогические : отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования. На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.
 Виды нарушений, их классификация В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушением слуха, зрения, речи, функция опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.) 
Возможно и другое подразделение и на группы: 

1) дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;

2) в связи с функциональной незрелостью;

3) дети с отклонениями в развитии на почве депривации
 В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» приводится следующая классификация детей с нарушениями развития: 

1) дети сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);


2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

6) дети с искаженными (или дисгармоничным) развитием. 

Этиология нарушений развития

 Этиология (греч. aitia –причина, logos – учение) – учение о причинах возникновения болезни. Причины возникновения болезни могут быть вызваны эндогенными и экзогенными факторами.  Эндогенные факторы (греч. endon – внутри, genos – род, происхождение) – возникший по причинам, лежавший  во внутренней среде  организма.

 Экзогенные факторы  (греч. exo – снаружи, genos – род, происхождение) – возникший по причинам, лежавший  вне организма (травмы, инфекции, нарушения питания).

  Дизонтогенез –  отклонение в психическом развитии.

  Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами:

По времени воздействия на организм (пренаталъным, наталъным, постнатальным, перенатальным).


Неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития называется  пренаталъным,  в период  родовой деятельности  наталъным,  а после рождения –  постнаталъным  воздействием. Соответственно называются и нарушения.  Сочетание внутриутробной и природовой патологии называется  перинатальным повреждением  (например, перинатальная энцефалопатия).

2. Патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуляцией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифицированное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

3. Прижизненные факторы: опухали мозга (менингиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекционные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясение мозга, контузии и т.д.

4. Проявляется наследственная отягощенность: через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (абберации) приводят к умственной отсталост ребенка, нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д.


Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма.
По словам И.П.Павлова, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равновесие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию.




Нарушения речи






Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи

Расстройства фонационного оформления высказывания

Нарушение структурно- сематического оформления высказывания

Алалия

Афазия

дисфония

брадилалия

тахилалия

заикание

дислалия

ринолалия

дизартрия

дислексия

дисграфия

дизорфография

дискалькулия





Жукова, Надежда Сергеевна. Логопедия : основы теории и практики : [система логопедического воздействия : пособие для развивающего обучения, осуществляемого родителями, воспитателями детских учреждений и учителями] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2011. - 282, [1] с. : ил. - (Поэтапное коррекционное обучение)

Экземпляры: всего:1 - Ф.1(1) 2. Жукова, Надежда Сергеевна. Уроки логопеда : исправление нарушений речи / Н. С. Жукова ; ил. Евгении Нитылкиной. - Москва : Эксмо, 2010. - 114, [4] с. : цв. ил.Экземпляры: всего:1 - ЦДБ(1) 3. Степанова, Ольга Алексеевна. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание / О.А. Степанова. - М.: Форум, 2009. - 126 с.


Экземпляры: всего: 1 – ЦДБ 4. Домашний логопед: полн. справ. - М.: Эксмо, 2007. - 488 с.
Экземпляры: всего:2 - АБ, Ф.1 
5. Залмаева, Раиса Яковлевна. Сам себе логопед: пособие для родителей / Р.Я. Залмаева. - СПб.: XXI век, 1996. - 91 с.
Экземпляры: всего: 2 - АБ, Ф.3 6. Светлова, Инна Евгеньевна. Домашний логопед / И.Е. Светлова; ил. Е. Гальдяевой. - М.: Эксмо, 2005. - 255 с.: ил. - (Дошкольный учебник).
Экземпляры: всего: 1 – ЦДБ 7Школьник, Юлия Константиновна. Логопедия: пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо, 2006. - 96 с.: ил.
Экземпляры: всего:1 – ЦДБ

Условные обозначения: АБ – абонемент ЦГБ (ул. Бардина, 25) 
МО – Методический отдел ЦБС (ул. Бардина, 25)
ОДЛ – отдел детской литературы ЦГБ (ул. Бардина, 25) 
ОНТ и ИБР – отдел информационно-библиографической работы ЦГБ(ул.Бардина,25) 
ОК – отдел комплектования ЦБС (ул.Бардина, 25)
1 – библиотека «Забота» (Строительная,37)
3 – библиотека пос. Высокий
5 – библиотека пос. Протоки
7 – Центр общественного доступа (читальный зал «Эрудит» (ул. Строительная,34)
ЦДБ – Центральная детская библиотека (Ленинградский пр., 7) 
ЧЗ – читальный зал ЦГБ (ул.Бардина,25)


  1. Аграмматизм - нарушение речи, проявляющееся в трудностях при восприятии предложений. Аграмматизм - нарушение речи, проявляющееся в трудностях при восприятии предложений. Основными признаками аграмматизма являются короткая длина фразы, упрощенный синтаксис, ошибки и пропуски основных глаголов, а также опущение или замена грамматических морфем, таких как маркеры множественного числа или функторы. В логопедии выделяют 2 вида аграмматизма: Импрессивный: обусловлен непониманием грамматических конструкций частично или полностью Экспрессивный: характеризуется несформированностью или распадом способности правильного применения грамматических норм в собственной речи.

    Менее выраженная форма характеризуется неадекватным построением предложений. При этом первым выступает имя одушевленное существительное, далее все существительные употребляются в случайных падежах или именительном падеже. Примеры аграмматизма “Девочка пошел школа”; “Бабушка читают газету”; “Собака… курица… несла”, “Я пошла гости… гости пошли”.