Файл: Преимущества медиации при разрешении конфликтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Психолог-практик. Базовая клиентоориентированная стратегия и основные методы психологической помощи (1160)
Дисциплина: Конфликтология и медиация
Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45
баллов,
Выполнил:
слушатель Местякова Анастасия Дмитриевна
Преподаватель:
Хаидов Сергей Курбанович
г. Москва - 2023

2
Презентация на тему:
«Преимущества медиации при разрешении конфликтов»

3
Оглавление
1.
Конфликт .............................................................................................................................................. 4 1.1.
Понятие конфликта ..................................................................................................................... 4 1.2.
Причины, вызывающие конфликт ............................................................................................. 4 1.3.
Понятия конфликтная ситуация и инцидент ............................................................................ 5 1.4.
Деструктивные стороны и последствия конфликта ................................................................. 6 2.
Медиация ............................................................................................................................................. 7 2.1.
Понятие медиации ....................................................................................................................... 7 2.2.
Принципы медиации ................................................................................................................... 7 2.3.
Преимущества медиации ............................................................................................................ 8 2.4.
Этапы медиации .......................................................................................................................... 9

4
1. Конфликт
1.1. Понятие конфликта
У термина «конфликт» (лат. conflictus — столкнувшийся), на сегодняшний день, нет однозначного определения. Наиболее полной будет следующая формулировка:
Конфликт — это столкновение противоречащих друг другу интересов противодействующих сторон, каждая из которых выбирает собственные способы действий и методы поведения для достижения целей. Каждая из сторон использует свой арсенал методов, предлагает свой набор альтернатив разрешения конфликтного взаимодействия и выбирает свой собственный путь достижения согласия.
1.2. Причины, вызывающие конфликт
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:
• объективных;
• организационно-управленческих;
• социально-психологических;
• личностных
Началом конфликта можно считать момент, когда один из участников понимает, что претензии противоположной стороны нельзя совместить с его интересами. Степень этого несоответствия определяется тем, в какой мере альтернативные варианты развития событий могут удовлетворить притязания обеих сторон. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая — главным образом субъективный.
К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию пред конфликтной обстановки — объективного компонента пред конфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного


5 противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, способ реагирования будут субъективны в контексте сказанного выше.
Организационно-управленческие причины конфликтов — обстоятельства, связанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллективов, групп. Можно выделить четыре типа подобных причин.
Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы.
Личностные причины конфликта связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими.
1.3. Понятия конфликтная ситуация и инцидент
Конфликтная ситуация — крайняя степень обострения накопившихся противоречий.
Противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем нанесения ущерба оппоненту, при негативном отношении к нему.
Для перехода этих противоречий в конфликтную ситуацию необходим ряд условий:
• Сложившаяся ситуация должна иметь большое значение для конфликтующих сторон.

6
• Один из участников противостояния создает реальное препятствие для выполнения притязаний другого (даже если это субъективное восприятие, а не реальность).
• Превышение уровня толерантности (индивидуальной или групповой) по отношению к этому препятствию.
Чтобы конфликт возник, между участниками должна существовать конфликтная ситуация, а также должен появиться инцидент.
Инцидент — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться.
1.4. Деструктивные стороны и последствия конфликта
Деструктивные стороны конфликта – это:
• отрицательные эмоциональные и переживания;
• нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины;
• ухудшение качества работы и сложное восстановление деловых отношений;
• представление о победителях или побежденных как о врагах.
Любой конфликт, если его своевременно не разрешать, превращается в деструктивный. Сначала он разрушает отношения между людьми, а затем дезорганизует систему управления. Именно поэтому очень важно оперативно предпринимать все меры, чтобы не допустить разрушительных ссор внутри коллектива. Важно направить любые разногласия в конструктивное русло.
Деструктивные конфликты, как правило, приводят к ссорам и натянутым отношениям, а иногда и к физическому насилию. Этот вид конфликта вызывает депрессивное состояние, нежелание проявлять активность и принимать участие в общественной жизни коллектива. В прямом смысле слова, каждый участник может быть
«ранен» в этом словесном бою, получить невроз.
Ужасным последствием этого конфликта может быть попытка суицида, в лучшем случае – напряжение и разочарование, которые со временем приводят к недоверию даже в


7 отношении к близким людям, вызывают симптомы невроза и, в крайнем случае, ведут к деградации личности.
2. Медиация
2.1. Понятие медиации
Медиация — процесс урегулирования спора между двумя конфликтующими сторонами путем вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица — медиатора с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию.
Медиация — альтернатива судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства. Она обладает целым рядом преимуществ, главное из которых — принятие сторонами на добровольной и равноправной основе того решения, которое устроит всех участников спора и удовлетворит их интересы.
2.2. Принципы медиации
Добровольность Равноправие Нейтральность медиатора Конфиденциальность

8 1. Добровольность. В отличие от судебной тяжбы вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным
2. Равноправие сторон. Совместный характер действий предполагает, что в процессе принимают участие все участники. Причем, ни за одной стороной не может быть признано право считать приемлемым для нее, только один результат.
3. Нейтральность медиатора. Медиатор должен быть независим от всех участников, а также от предмета спора. Принцип нейтральности в медиации требует не того, чтобы медиатор дистанцировался от сторон, а того, чтобы он имел представление о мировоззрении каждого из участников.
4. Конфиденциальность. Она означает правило, в силу которого факт проведения процедуры медиации, а также сведения, включая устную информацию, и документы, которые использовались в ходе процесса медиации, не подлежат разглашению, если иное не установлено соглашением сторон.
2.3. Преимущества медиации
Медиация — альтернатива судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства. Она обладает целым рядом преимуществ, главное из которых — принятие сторонами на добровольной и равноправной основе того решения, которое устроит всех участников спора и удовлетворит их интересы.
Основные преимущества:
1. Вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации добровольно, а медиатор выбран свободно.
2. В медиации конфликтующие сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор может только высказать мнение, решений по поводу конфликта он не принимает.
3. Медиация — процесс, в ходе которого все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольноберут на себя обязанность выполнять принятые совместно решения. Понятно, что стороны делают это лишь тогда, когда удовлетворены этими решениями.
4. В ходе медиации спорщики перестают искать «правого» и «виноватого», а с помощью посредника обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают тот, который оба сочтут наилучшим. Медиация


9 ориентирована скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем прямо на юридические законы, прецеденты и правила.
5. Медиация проходит конфиденциально. Все остается между сторонами конфликта и медиатором. Он будет держать в секрете все разговоры и всю информацию.
Риск медиации минимален, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса.
6. Процесс медиации относительно непродолжителен и к тому же может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.
2.4. Этапы медиации
1. Вводное слово. Происходит знакомство сторон с медиатором, последний доносит до сторон необходимую информацию о проведении процедуры, о порядке примирения, а также особенностях и организационных мерах по регулированию возникшего конфликта.
Данный этап позволяет сформировать доброжелательную и доверительную атмосферу, настроить на конструктивные переговоры.
2. Высказывание позиций. На данном этапе сторонам дается возможность высказать свою позицию и свое отношение к возникшему конфликту. Медиатор после того, как сторона изложила свою точку зрения, пересказывает ее. Поскольку стороны разговаривают через посредника и обращаются к нему, это заставляет их излагать свое мнение взвешенно и понятно, быть при этом свободными в изложении, не опасаясь негативных реакций, и отстраниться от эмоций, связанных с конфликтом.
3. Третий этап — вентилирование эмоций. Задача данного этапа — открыть
«эмоциональные шлюзы» для устранения негативных и усиления позитивных эмоций и, вовремя закрыв их, устранить непродуктивные составляющие конфликта и обеспечить эффективные переговоры. Структурированное и нейтрализованное резюмирование позиций медиатором на предыдущем этапе уже должно благотворно повлиять на эмоции сторон. В то же время выделение «открытия шлюзов» для эмоций в отдельный этап представляется и тактически обоснованным, и содержательно оправданным. Эмоции реально существуют, хотя могут и сдерживаться. От них нужно освободиться, отделить психологический

10 эмоциональный фактор в общении от информационного и конструктивного — для разрешения конфликта. Предоставленная медиатором возможность откровенно и корректно говорить о своих чувствах повышает доверие к медиации.
4. Определение темы переговоров и вопросов. После того, как медиатор выслушивает обе стороны, он определяет план переговоров и урегулирование разногласий. При этом необходимо изначально выбрать способ разрешения разногласий. Задача медиатора – помочь сторонам услышать друг друга, преодолев эмоции и выявив истинные потребности субъектов. Следует обратить внимание сторон на этих достижениях: почва для сотрудничества найдена и приобретен опыт учета обоюдных интересов.
5. Предложения по разрешению конфликта. На данной стадии стороны формируют предложения, а медиатор оказывает содействие участникам в поиске способов разрешения конфликта, преодоления всех возникших разногласий. После каждого предложения сторонам дается возможность высказаться о плюсах и минусах того или иного способа разрешения конфликта. Медиатор должен помочь сторонам преодолеть замкнутость на единожды выбранных позициях и стремление считать их единственно правильными.
6. Оценка выдвинутых предложений с позиций взаимной выгоды. Задача данного этапа — протестировать выработанные предложения на приемлемость для сторон и реалистичность исполнения. На данном этапе сторонам необходимо окончательно осознать собственные истинные интересы, справиться с эмоциями, оценить высказывания и поведение свое и другой стороны в свете ориентации на конструктивные переговоры.
7. Выработка условий соглашения о разрешении конфликта и подписание соглашения. Задача данного этапа — придать высказанным ранее и взаимно одобренным идеям форму условий медиативного соглашения, оговорить гарантии их реализации, сроки выполнения, порядок воздействия при уклонении от исполнения решения и иные детали. Задача медиатора — помочь сторонам выработать формулировки и проследить, чтобы все элементы соглашения не вызывали разногласий.


11 8. Выход из медиации. Медиатор поздравляет стороны с взаимной победой и объявляет об окончании медиации. Важно обратить внимание сторон на то, что медиация помогла им найти выход из затруднительной ситуации, сократила время и расходы на разрешение проблемы. Медиатор благодарит стороны за доверие и приносит извинения за те промахи, которые за собой обнаружил, уничтожает сделанные им рабочие записи и напоминает о правилах конфиденциальности.