Файл: Введение в дисциплину Актуальность изучения дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
режи­ма питания, т.е. правильного распределения пищи между отдельными приемами, а также прием ее в установленное время с соблюдением определенных интервалов. Объем пищи должен создавать ощущение насыщенности.

Одним из принципов рационального питания является рас­пределение энергетической ценности суточного рациона по отдельным приемам (табл. 5).

Простейшим методом определения достаточности питания является наблюдение за динамикой массы тела человека. Установить соответствие питания потребностям организма по всем компонентам можно на основании лабораторного ана­лиза рациона с определением содержания в нем белков, жи­ров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Другим методом оценки питания является определение качественного состава и энергетической ценности рациона с использованием таблиц химического состава продуктов. Для подсчета количественного состава рациона, необходимо иметь перечень и количество продуктов, входящих в суточный ра­цион (меню-раскладка).


Таблица 5. Распределение энергетической ценности суточного рациона по отдельным приемам (в % от общей калорийности)

Прием пищи

Энергетическая ценность рациона, %

при трехразовом питании

при четырехразовом питании

Первый завтрак

30

20 — 30

Второй завтрак



10—15

Обед

45 — 50

40 — 50

Ужин

20 — 25

15 — 20



Контрольные вопросы

1. Что такое рациональное питание?

2. Каким требованиям должно соответствовать рациональное пи­тание?

3. Назовите основные пути обеспечения рационального питания.

4. Как распределяется энергетическая ценность суточного рацио­на по отдельным приемам?

5. Как определяется достаточность питания?

6. Оцените свой суточный рацион с точки зрения рационального питания.

Задание 2
Изучение физиологических норм питания, принятых и дифференцированных для различных групп населения

Для оценки питания авторы рекомендуют руководство­ваться «Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения», раз­работанными Институтом питания РАМН и утвержденными Министерством здравоохранения в 1991 г. и развитыми в последующие годы (табл. 6, 7). Наиболее близкий нам по времени документ — Методические рекомендации по раци­ональному питанию, утвержденные руководителем Феде­ральной службы по надзору в сфере защиты прав потреби­телей и благополучия человека Г. Г. Онищенко 18 декабря 2008 г. («Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Рос­сийской Федерации»).

При определении потребности в основных пищевых веще­ствах ключевую роль играет точность рекомендуемого уровня потребления энергии, исключающая возникновение диспро­порций между уровнями поступления энергии с пищей и ее расходом. Вероятность возникновения такой диспропорции связана с систематическим снижением энергоемкости трудо­вой деятельности, снижением расхода энергии в быту и явля­ется причиной широкого распространения за последнее время избыточности массы тела.


Нормы физиологических потребностей в пищевых веще­ствах и энергии трудоспособного населения дифференцируются в зависимости от пола, возраста и характера деятельности граждан. Однако принадлежность к той или иной профессии не всегда отражает реальные энергозатраты человека. Потре­бовалось введение объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергии для конкрет­ных групп населения. Таким критериям согласно рекоменда­циям ВОЗ является соотношение общих энергозатрат на все виды жизнедеятельности с величиной основного обмена.

Интенсивность основного обмена зависит от пола, возраста и массы тела. Соотношение общих энергозатрат с величиной основного обмена дает величину коэффициента физической активности (КФА). Например, коэффициент физической активности равен 2, если энергозатраты на все виды жизнедеятельности в два раза выше величины основного обмена для соответствующей группы людей одного пола и возраста.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Взаимодействие человека и среды обитания.

  2. Эволюция среды обитания, переход к техносфере.

  3. История и перспективы развития науки о безопасности жизне­деятельности .

  4. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

  5. Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения лич­ного здоровья.

  6. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

  7. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной само­стоятельной работы.

  8. Двигательная активность и закаливание организма как состав­ляющие здорового образа жизни.

  9. Роль физической культуры в сохранении здоровья человека.

  10. Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.

  11. Вредные привычки и их профилактика.

  12. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

  13. Табачный дым и его составные части.

  14. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

  15. Наркотики и их пагубное воздействие на организм человека.

  16. Профилактика наркомании.

  17. Профилактика инфекционных заболеваний.

  18. Витамины и их влияние на организм человека.

  19. Воздействие музыки на организм человека.

  20. Компьютерные игры и их влияние на организм человека.

  21. Стресс и его влияние на организм человека.

  22. Девиантное поведение: сущность, виды и механизм возникно­вения.

  23. Пути повышения умственной и физической работоспособности.

  24. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.

  25. Рациональная организация рабочего места.

  26. Негативные факторы производственной среды.

  27. Техносфера как источник негативных факторов.

  28. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

  29. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и механизмов. Классификация чрезвычайных ситуаций.

  30. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характе­ра, наиболее вероятных для данной местности и района прожи­вания.

  31. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного харак­тера, наиболее вероятных для данной местности и района про­живания.

  32. Модели поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природ­ного характера.

  33. Модели поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техно­генного характера.

  34. Чрезвычайные ситуации социального происхождения.

  35. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в качестве заложника.

  36. Терроризм как основная социальная опасность современности.

  37. Космические опасности: мифы и реальность.

  38. Чрезвычайные ситуации военного времени.

  39. Современные средства поражения и их поражающие факторы.

  40. Оповещение и информирование населения об опасности.

  41. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности.

  42. Основы обороны государства.

  43. Порядок прохождения воинской службы.

  44. Боевые традиции и символы воинской чести.

  45. Дни воинской славы России.

  46. Устойчивость производства в чрезвычайных ситуациях.

  47. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвы­чайных ситуациях.

  48. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

  49. МЧС России — федеральный орган управления в области защи­ты населения от чрезвычайных ситуаций.

  50. Физические и химические факторы среды обитания.

  51. Экологические основы безопасности жизнедеятельности.

  52. Основные принципы защиты населения при чрезвычайных си­туациях в мирное и военное время.

  53. Оказание первой медицинской помощи при травмах.

  54. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточ­ности и инфаркте.

  55. Глобальное потепление и природные чрезвычайные ситуации.

  56. Генетически модифицированные продукты и угрозы, связанные с их употреблением.


ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации (действующая редакция). Гражданский кодекс Российской Федерации (действующая ре­дакция). „

Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция). Уголовный кодекс Российской Федерации (действующая редак­ция).

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 де­кабря 1994 г. № 68-ФЗ.

Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля

1998 г. № 28-ФЗ.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3.

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»

от 25 июля 2002 г. № ИЗ-ФЗ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 ян­варя 2002 г. № 7-ФЗ.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 де­кабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупре­ждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э.А.Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г. В. Гуськов. — М., 2008.

Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл. / под ред. Ю.Л.Во­робьева. — М., 2005.

Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл. / под ред. Ю.Л.Во­робьева. — М., 2005.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для уча­щихся / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова. — М., 2007. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового об­раза жизни: 10—11 кл. — М., 2003.

Смирнов А. Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., — М., 2007.

Смирнов А. Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.
Основы военной служ­бы: учеб. пособие / под общ. ред. А.Т.Смирнова. — М., 2003.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицин­ских знаний и здорового образа жизни: учебник для 10 — 11 кл. общеобразоват. учрежд. / под общ. ред. А.Т.Смирнова. — 6-е изд. — М., 2006.

Топоров И.К. Основы безоЦ&сности жизнедеятельности. Методи­ческие рекомендации: 10 —11 кл. — М., 2005.

100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы сол­датами и сержантами по призыву и по контракту: сборник. — М., 2006.

www.mchs.gov.ru— сайт МЧС РФ.

www.mvd.ru— сайт МВД РФ.

www.mil.ru— сайт Минобороны РФ.


31
www.fsb.ru— сайт ФСБ РФ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вопросы для самоконтроля 129

Вопросы для самоконтроля 157

разводить костры. 173

Вопросы для самоконтроля 173

Вопросы для самоконтроля 180

Вопросы для самоконтроля 183

Вопросы для самоконтроля 185

Вопросы для самоконтроля 189

Вопросы для самоконтроля 192

Вопросы для самоконтроля 206

Вопросы для самоконтроля 226

Вопросы для самоконтроля 335

Вопросы для самоконтроля 337

Вопросы для самоконтроля 341

Вопросы для самоконтроля 345

  1. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций 75

Инженерная защита. Виды защитных сооружений

Вопросы для самоконтроля 129

Вопросы для самоконтроля 157

разводить костры. 173

Вопросы для самоконтроля 173

Вопросы для самоконтроля 180

Вопросы для самоконтроля 183

Вопросы для самоконтроля 185

Вопросы для самоконтроля 189

Вопросы для самоконтроля 192

Вопросы для самоконтроля 206

Вопросы для самоконтроля 226

Вопросы для самоконтроля 335

Вопросы для самоконтроля 337

Вопросы для самоконтроля 341

Вопросы для самоконтроля 345




1