Файл: Введение в дисциплину Актуальность изучения дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
режима питания, т.е. правильного распределения пищи между отдельными приемами, а также прием ее в установленное время с соблюдением определенных интервалов. Объем пищи должен создавать ощущение насыщенности.
Одним из принципов рационального питания является распределение энергетической ценности суточного рациона по отдельным приемам (табл. 5).
Простейшим методом определения достаточности питания является наблюдение за динамикой массы тела человека. Установить соответствие питания потребностям организма по всем компонентам можно на основании лабораторного анализа рациона с определением содержания в нем белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Другим методом оценки питания является определение качественного состава и энергетической ценности рациона с использованием таблиц химического состава продуктов. Для подсчета количественного состава рациона, необходимо иметь перечень и количество продуктов, входящих в суточный рацион (меню-раскладка).
Таблица 5. Распределение энергетической ценности суточного рациона по отдельным приемам (в % от общей калорийности)
Контрольные вопросы
1. Что такое рациональное питание?
2. Каким требованиям должно соответствовать рациональное питание?
3. Назовите основные пути обеспечения рационального питания.
4. Как распределяется энергетическая ценность суточного рациона по отдельным приемам?
5. Как определяется достаточность питания?
6. Оцените свой суточный рацион с точки зрения рационального питания.
Задание 2
Изучение физиологических норм питания, принятых и дифференцированных для различных групп населения
Для оценки питания авторы рекомендуют руководствоваться «Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения», разработанными Институтом питания РАМН и утвержденными Министерством здравоохранения в 1991 г. и развитыми в последующие годы (табл. 6, 7). Наиболее близкий нам по времени документ — Методические рекомендации по рациональному питанию, утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Г. Онищенко 18 декабря 2008 г. («Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации»).
При определении потребности в основных пищевых веществах ключевую роль играет точность рекомендуемого уровня потребления энергии, исключающая возникновение диспропорций между уровнями поступления энергии с пищей и ее расходом. Вероятность возникновения такой диспропорции связана с систематическим снижением энергоемкости трудовой деятельности, снижением расхода энергии в быту и является причиной широкого распространения за последнее время избыточности массы тела.
Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии трудоспособного населения дифференцируются в зависимости от пола, возраста и характера деятельности граждан. Однако принадлежность к той или иной профессии не всегда отражает реальные энергозатраты человека. Потребовалось введение объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергии для конкретных групп населения. Таким критериям согласно рекомендациям ВОЗ является соотношение общих энергозатрат на все виды жизнедеятельности с величиной основного обмена.
Интенсивность основного обмена зависит от пола, возраста и массы тела. Соотношение общих энергозатрат с величиной основного обмена дает величину коэффициента физической активности (КФА). Например, коэффициент физической активности равен 2, если энергозатраты на все виды жизнедеятельности в два раза выше величины основного обмена для соответствующей группы людей одного пола и возраста.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации (действующая редакция). Гражданский кодекс Российской Федерации (действующая редакция). „
Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция). Уголовный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.
Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля
1998 г. № 28-ФЗ.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3.
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»
от 25 июля 2002 г. № ИЗ-ФЗ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э.А.Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г. В. Гуськов. — М., 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл. / под ред. Ю.Л.Воробьева. — М., 2005.
Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл. / под ред. Ю.Л.Воробьева. — М., 2005.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова. — М., 2007. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: 10—11 кл. — М., 2003.
Смирнов А. Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., — М., 2007.
Смирнов А. Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.
Основы военной службы: учеб. пособие / под общ. ред. А.Т.Смирнова. — М., 2003.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для 10 — 11 кл. общеобразоват. учрежд. / под общ. ред. А.Т.Смирнова. — 6-е изд. — М., 2006.
Топоров И.К. Основы безоЦ&сности жизнедеятельности. Методические рекомендации: 10 —11 кл. — М., 2005.
100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: сборник. — М., 2006.
www.mchs.gov.ru— сайт МЧС РФ.
www.mvd.ru— сайт МВД РФ.
www.mil.ru— сайт Минобороны РФ.
31
www.fsb.ru— сайт ФСБ РФ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вопросы для самоконтроля 129
Вопросы для самоконтроля 157
разводить костры. 173
Вопросы для самоконтроля 173
Вопросы для самоконтроля 180
Вопросы для самоконтроля 183
Вопросы для самоконтроля 185
Вопросы для самоконтроля 189
Вопросы для самоконтроля 192
Вопросы для самоконтроля 206
Вопросы для самоконтроля 226
Вопросы для самоконтроля 335
Вопросы для самоконтроля 337
Вопросы для самоконтроля 341
Вопросы для самоконтроля 345
Инженерная защита. Виды защитных сооружений
Вопросы для самоконтроля 129
Вопросы для самоконтроля 157
разводить костры. 173
Вопросы для самоконтроля 173
Вопросы для самоконтроля 180
Вопросы для самоконтроля 183
Вопросы для самоконтроля 185
Вопросы для самоконтроля 189
Вопросы для самоконтроля 192
Вопросы для самоконтроля 206
Вопросы для самоконтроля 226
Вопросы для самоконтроля 335
Вопросы для самоконтроля 337
Вопросы для самоконтроля 341
Вопросы для самоконтроля 345
1
Одним из принципов рационального питания является распределение энергетической ценности суточного рациона по отдельным приемам (табл. 5).
Простейшим методом определения достаточности питания является наблюдение за динамикой массы тела человека. Установить соответствие питания потребностям организма по всем компонентам можно на основании лабораторного анализа рациона с определением содержания в нем белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Другим методом оценки питания является определение качественного состава и энергетической ценности рациона с использованием таблиц химического состава продуктов. Для подсчета количественного состава рациона, необходимо иметь перечень и количество продуктов, входящих в суточный рацион (меню-раскладка).
Таблица 5. Распределение энергетической ценности суточного рациона по отдельным приемам (в % от общей калорийности)
Прием пищи | Энергетическая ценность рациона, % | |
при трехразовом питании | при четырехразовом питании | |
Первый завтрак | 30 | 20 — 30 |
Второй завтрак | — | 10—15 |
Обед | 45 — 50 | 40 — 50 |
Ужин | 20 — 25 | 15 — 20 |
Контрольные вопросы
1. Что такое рациональное питание?
2. Каким требованиям должно соответствовать рациональное питание?
3. Назовите основные пути обеспечения рационального питания.
4. Как распределяется энергетическая ценность суточного рациона по отдельным приемам?
5. Как определяется достаточность питания?
6. Оцените свой суточный рацион с точки зрения рационального питания.
Задание 2
Изучение физиологических норм питания, принятых и дифференцированных для различных групп населения
Для оценки питания авторы рекомендуют руководствоваться «Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения», разработанными Институтом питания РАМН и утвержденными Министерством здравоохранения в 1991 г. и развитыми в последующие годы (табл. 6, 7). Наиболее близкий нам по времени документ — Методические рекомендации по рациональному питанию, утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Г. Онищенко 18 декабря 2008 г. («Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации»).
При определении потребности в основных пищевых веществах ключевую роль играет точность рекомендуемого уровня потребления энергии, исключающая возникновение диспропорций между уровнями поступления энергии с пищей и ее расходом. Вероятность возникновения такой диспропорции связана с систематическим снижением энергоемкости трудовой деятельности, снижением расхода энергии в быту и является причиной широкого распространения за последнее время избыточности массы тела.
Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии трудоспособного населения дифференцируются в зависимости от пола, возраста и характера деятельности граждан. Однако принадлежность к той или иной профессии не всегда отражает реальные энергозатраты человека. Потребовалось введение объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергии для конкретных групп населения. Таким критериям согласно рекомендациям ВОЗ является соотношение общих энергозатрат на все виды жизнедеятельности с величиной основного обмена.
Интенсивность основного обмена зависит от пола, возраста и массы тела. Соотношение общих энергозатрат с величиной основного обмена дает величину коэффициента физической активности (КФА). Например, коэффициент физической активности равен 2, если энергозатраты на все виды жизнедеятельности в два раза выше величины основного обмена для соответствующей группы людей одного пола и возраста.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
-
Взаимодействие человека и среды обитания. -
Эволюция среды обитания, переход к техносфере. -
История и перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности . -
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. -
Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья. -
Факторы, способствующие укреплению здоровья. -
Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы. -
Двигательная активность и закаливание организма как составляющие здорового образа жизни. -
Роль физической культуры в сохранении здоровья человека. -
Пути сохранения репродуктивного здоровья общества. -
Вредные привычки и их профилактика. -
Алкоголь и его влияние на здоровье человека. -
Табачный дым и его составные части. -
Пассивное курение и его влияние на здоровье. -
Наркотики и их пагубное воздействие на организм человека. -
Профилактика наркомании. -
Профилактика инфекционных заболеваний. -
Витамины и их влияние на организм человека. -
Воздействие музыки на организм человека. -
Компьютерные игры и их влияние на организм человека. -
Стресс и его влияние на организм человека. -
Девиантное поведение: сущность, виды и механизм возникновения. -
Пути повышения умственной и физической работоспособности. -
Особенности трудовой деятельности женщин и подростков. -
Рациональная организация рабочего места. -
Негативные факторы производственной среды. -
Техносфера как источник негативных факторов. -
Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. -
Методы и средства защиты от опасностей технических систем и механизмов. Классификация чрезвычайных ситуаций. -
Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. -
Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. -
Модели поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. -
Модели поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. -
Чрезвычайные ситуации социального происхождения. -
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в качестве заложника. -
Терроризм как основная социальная опасность современности. -
Космические опасности: мифы и реальность. -
Чрезвычайные ситуации военного времени. -
Современные средства поражения и их поражающие факторы. -
Оповещение и информирование населения об опасности. -
Инженерная защита в системе обеспечения безопасности. -
Основы обороны государства. -
Порядок прохождения воинской службы. -
Боевые традиции и символы воинской чести. -
Дни воинской славы России. -
Устойчивость производства в чрезвычайных ситуациях. -
Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. -
Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. -
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. -
Физические и химические факторы среды обитания. -
Экологические основы безопасности жизнедеятельности. -
Основные принципы защиты населения при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время. -
Оказание первой медицинской помощи при травмах. -
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инфаркте. -
Глобальное потепление и природные чрезвычайные ситуации. -
Генетически модифицированные продукты и угрозы, связанные с их употреблением.
ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации (действующая редакция). Гражданский кодекс Российской Федерации (действующая редакция). „
Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция). Уголовный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.
Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля
1998 г. № 28-ФЗ.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3.
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»
от 25 июля 2002 г. № ИЗ-ФЗ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э.А.Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г. В. Гуськов. — М., 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл. / под ред. Ю.Л.Воробьева. — М., 2005.
Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл. / под ред. Ю.Л.Воробьева. — М., 2005.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова. — М., 2007. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: 10—11 кл. — М., 2003.
Смирнов А. Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., — М., 2007.
Смирнов А. Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.
Основы военной службы: учеб. пособие / под общ. ред. А.Т.Смирнова. — М., 2003.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для 10 — 11 кл. общеобразоват. учрежд. / под общ. ред. А.Т.Смирнова. — 6-е изд. — М., 2006.
Топоров И.К. Основы безоЦ&сности жизнедеятельности. Методические рекомендации: 10 —11 кл. — М., 2005.
100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: сборник. — М., 2006.
www.mchs.gov.ru— сайт МЧС РФ.
www.mvd.ru— сайт МВД РФ.
www.mil.ru— сайт Минобороны РФ.
31
www.fsb.ru— сайт ФСБ РФ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вопросы для самоконтроля 129
Вопросы для самоконтроля 157
разводить костры. 173
Вопросы для самоконтроля 173
Вопросы для самоконтроля 180
Вопросы для самоконтроля 183
Вопросы для самоконтроля 185
Вопросы для самоконтроля 189
Вопросы для самоконтроля 192
Вопросы для самоконтроля 206
Вопросы для самоконтроля 226
Вопросы для самоконтроля 335
Вопросы для самоконтроля 337
Вопросы для самоконтроля 341
Вопросы для самоконтроля 345
-
Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций 75
Инженерная защита. Виды защитных сооружений
Вопросы для самоконтроля 129
Вопросы для самоконтроля 157
разводить костры. 173
Вопросы для самоконтроля 173
Вопросы для самоконтроля 180
Вопросы для самоконтроля 183
Вопросы для самоконтроля 185
Вопросы для самоконтроля 189
Вопросы для самоконтроля 192
Вопросы для самоконтроля 206
Вопросы для самоконтроля 226
Вопросы для самоконтроля 335
Вопросы для самоконтроля 337
Вопросы для самоконтроля 341
Вопросы для самоконтроля 345
1