Файл: Преподаватель к э. н., доцент Игнатова Н. А. Дисциплина экономика и право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преподаватель:
к.э.н., доцент Игнатова Н.А.
Дисциплина:
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2022-2023 уч. год

Институты государственной власти представляют собой образования, осуществляющие власть и управление обществом.
Институты представлены в виде крупных групп государственных властных органов, характеризующихся большой стабильностью.

Государство реализует свои задачи в области экономической деятельности через свой аппарат, т. е. систему государственных органов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Государственные органы действуют от имени государства в пределах установленной нормативными правовыми актами компетенции, издают общеобязательные к исполнению акты, вправе применять принуждение в отношении субъектов хозяйственной деятельности.
Основные институты государственной власти:
1.
Парламент – высший законотворческий и представительный властный орган.
2. Правительство – главный орган исполнительной власти.
3. Президент страны – единоличный государственный лидер, получивший свои полномочия посредством избрания народом.
4. Судебная система.


Цель экономической деятельности государства основана на ст. 2
Конституции РФ, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью и обязывающей государство их признавать, соблюдать и защищать, а также на ст. 18, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Исходя из этих конституционных основ цель деятельности государства в сфере экономики становится обусловленной потребностями социума.

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка
Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.


Институты государственной власти в России
Президент РФ
Суды РФ
Федеральное собрание
(Совет Федерации,
Государственная Дума)
Правительство РФ

Государственные институты власти Российской Федерации не включают в свою систему местное самоуправление. Субъектам дано право создавать свои властные органы. Должностных лиц назначают избирательным методом после выборов и тайного голосования граждан.
Местный институт системы органов государственной власти самостоятельно:
1) управляет муниципальной собственностью;
2) формирует, утверждает, исполняет местный бюджет;
3) устанавливает порядок по налогам и сборам;
4) охраняет общественный порядок;
5) решает текущие проблемы субъекта Федерации.

Президент Российской Федерации является государственным лидером, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации.
Деятельность главы осуществляется через Администрацию Президента России, действующую на правах органа управления государством. Глава государства также является главой Совета Безопасности и Совета обороны.
Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ в своих ежегодных посланиях определяет главные ориентиры развития экономики.

Правительство Российской Федерации осуществляет
Основные экономические функции на федеральном уровне — высший исполнительный орган государственной власти РФ, ответственный за организацию реализации внутренней и внешней политики России.
Согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. включает Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Министерства, федеральные комиссии, службы, агентства и надзоры, а также государственные комитеты составляют систему федеральных органов.
К правомочиям Правительства относятся ( в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным
законом от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве РФ»):
1.
Разработка и исполнение федерального бюджета, отчетность перед Государственной Думой.
2.
Реализация в России единой государственной экономической, культурной, научной, образовательной, социальной, экологической политики, а также политики здравоохранения.
3.
Управление федеральной собственностью.
4.
Принятие оборонительных мер, мероприятий по обеспечению безопасности государства и осуществление внешней политики России.
5.
Деятельность в области соблюдения общественного порядка, обеспечение гражданских прав и свобод, борьбы с неправомерными действиями преступников.
6.
Иные полномочия в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ - 4 .
Президент РФ и Правительство РФ осуществляют правовое регулирование в сфере экономики и финансов, утверждают федеральные
целевые программы, концепции, стратегии и другие программные документы.



Федеральное Собрание — законодательный орган, состоящий из двух палат (Государственной Думы и Совета Федерации), принимает федеральные законы, регулирующие вопросы экономики и финансов. Президент РФ подписывает федеральные законы и обнародует их. По представлению
Правительства РФ парламент принимает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и отчет об исполнении федерального бюджета прошлого года.


Счетная палата РФ
является высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ
«О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности; реализует внешний государственный аудит (контроль) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами в пределах своей компетенции. Деятельность Счетной палаты обеспечивает безопасность и социально-экономическое развитие
Российской Федерации.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство
деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации:
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)
Управление делами
Президента
Российской
Федерации
(федеральное агентство)


Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет
Правительство Российской Федерации:
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Министерство спорта Российской Федерации
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Министерство экономического развития Российской Федерации
Министерство энергетики Российской Федерации

Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью
которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное медико-биологическое агентство
Федеральное агентство по делам молодежи
Федеральное агентство по делам национальностей
Федеральное агентство по туризму

Министерство финансов Российской Федерации:
1. Федеральная налоговая служба
2. Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
3. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
4. Федеральная таможенная служба
5. Федеральное казначейство (федеральная служба)
6. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Особое место в разработке и реализации экономической политики занимает Центральный банк
РФ (Банк России) , крупнейший банк страны, осуществляющий эмиссию банкнот, организующий денежное обращение, регулирующий и контролирующий деятельность кредитных организаций.
Правовой статус, задачи, функции и принципы организации деятельности Банка России, обеспечивающие финансовую стабильность, устойчивость и эффективность функционирования банковской системы России, определяются на основе Конституции РФ Законом о Банке России.
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2022) – Ст. 1:
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.



Конституция РФ признает многообразие форм собственности и их равную защиту. Для развития экономики страны особое значение имеет государственная собственность, позволяющая государству решать вопросы в интересах всего общества, выполнять социальные обязательства перед ним.

Государственную собственность, наряду с муниципальной, называют публичной собственностью.
С учетом федеративного устройства России государственная собственность подразделяется на:
-
федеральную собственность
-
и собственность субъектов Федерации
Публично-властные территориальные образования — государство в целом — Российская Федерация и субъекты РФ — являются субъектами права государственной собственности, обладающими правомочиями публичных собственников.
От их имени в гражданском обороте права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению имуществом публичных собственников, по управлению и контролю за объектами публичной собственности осуществляют органы государственной власти. Но при этом они не становятся собственниками соответствующего имущества, принадлежащего Российской Федерации и ее субъектам.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК РФ).

1.
обеспечивает устойчивые предпосылки для экономического роста страны;
2.
способствует созданию и воспроизводству публичных благ;
3.
способствует совершенствованию государственного управления;
4.
обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей производства, технологий, недоступных частному капиталу (космическая промышленность, геология, авиационная промышленность и другие высокотехнологичные производства и пр.);
5.
обеспечивает работу малорентабельных и убыточных сфер социально-экономической инфраструктуры, непривлекательных для частного капитала;
6.
служит инструментом для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
7.
укрепляет государственный суверенитет, его автономность в экономических отношениях как внутри государства, так и за рубежом;
8.
обеспечивает национальную безопасность;
9.
сглаживает негативные последствия экономического кризиса.

Участие государства в предпринимательской деятельности обусловлено необходимостью эффективного использования государственной собственности в разных сферах экономики для получения прибыли в целях удовлетворения потребностей общества в товарах, работах, услугах. Российское государство участвует как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях различных организационно-правовых форм.
Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Основная цель институтов развития - преодоление «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики.
Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.