Файл: Преподаватель к э. н., доцент Игнатова Н. А. Дисциплина экономика и право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К основным направления функционирования институтов развития относятся сферы, являющиеся ключевыми с точки зрения реализации государственной социально- экономической политики:
1
• развитие экономической и социальной инфраструктуры
2
• развитие инновационной сферы
3
• содействие развитию внешнеэкономической деятельности
4
• поддержка малого и среднего бизнеса
5
• устранение региональных дисбалансов в развитии

Формы участия государства Российская Федерация и его
субъектов в предпринимательской деятельности:

Государственное унитарное предприятие (ГУП)

Государственная корпорация

Государственная компания

Государственные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах:
казенных, бюджетных или автономных учреждений
(ст. 123.22 ГК РФ).

Акционерные общества с государственным участием (АО).

Взаимодействие субъектов государственного сектора экономики с частным сектором осуществляется также в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП)

В настоящее время в России действуют следующие институты развития,
пример:
1. Инвестиционный фонд Российской Федерации.
2. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
3. ОАО «Российская венчурная компания»
4. АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования».
5. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий».
6. Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ».
7. ОАО «Российский сельскохозяйственный банк».
8. ОАО «Росагролизинг».
9. ОАО «Российский фонд информационно-коммуникационных технологий».
10. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.


форма участия государства в имущественных отношениях, предусмотренная ст. 113 ГК РФ. ГУП- коммерческая организация, имущество которой находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Правовое положение
ГУП, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяются
Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».


Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О
некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
– статья 7.1:
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской
Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской
Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.


некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.
Государственная компания создается на основании федерального закона. (Государственная компания “Российские автомобильные дороги”)


Государственное казенное учреждение (ГКУ) государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Такое учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от данной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы
РФ.

Государственное бюджетное учреждениеявляется некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом РФ для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти
(государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение может оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие вышеуказанным целям, при условии, что такая деятельность отражена в его учредительных документах.

Автономное учреждение— некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Особенностью данной формы государственного учреждения является сочетание некоммерческой формы и коммерческого содержания. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. В отличие от иных форм государственного учреждения доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.



Акционерные общества как коммерческие корпорации и собственники своего имущества обладают широкой хозяйственной самостоятельностью и могут использовать различные формы участия в управлении и контроле. Пакеты акций в АО могут быть проданы негосударственным инвесторам для привлечения дополнительных инвестиций.

Выделяют несколько групп АО, в которых:
1.
до 100 % капитала принадлежит государству;
2.
государству принадлежит контрольный пакет акций;
3.
государству принадлежит «Золотая акция»;
4.
государству принадлежит блокирующий пакет акций (25 % плюс 1 акция);
5.
государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%)


- юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта ГЧП, исполнением и прекращением соглашения о ГЧП, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о ГЧП определены Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской
Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Особенностями ГЧП являются:

1) паритетные начала партнерских отношений государства и бизнеса;

2) публичная направленность в целях достижения лучших результатов посредством совместного распределения затрат на осуществление проекта, консолидации ресурсов, активов и вкладов сторон.