Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 Вопрос 1. Назовите признаки литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ



Группа 22П171в
Студент
Р.А.Садовщикова


МОСКВА 2023

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №1

Вопрос №1. Назовите признаки литературного языка.

Ответ: обработанность (литературный язык - это язык, обработанный мастерами слова: писателями, поэтами, учеными, общественными деятелями), устойчивость(стабильность), обязательность для всех носителей языка, нормированность, наличие функциональных стилей.

Вопрос №2. Назовите факторы, определяющие функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка.

Ответ: в современных представлениях о функционально-стилевой дифференциации функциональный стиль понимается как подсистема литературного языка, которая определяется условиями и целями общения

в какой-либо сфере общественной деятельности и обладает определенной совокупностью стилистически значимых языковых средств.

Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

В качестве ведущих функциональных стилей выделяются: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный.

Вопрос №3. Как вы понимаете, что такое функциональный стиль и функциональная разновидность?


Ответ: функциональные стили речи - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Функциональная разновидность - это исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая специфическим характером, сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, это разновидность, соответствующая той или иной социально значимой сфере общения

и деятельности, соотносительной с определенной формой сознания, - наука, искусство, право и т.д.

Вопрос №4. Почему считается, что история русского литературного языка начинается с IX века?

Ответ: Потому что Церковнославянская письменность, введённая Кириллом и Мефодием в 862 году, основывалась на старославянском языке, который свою очередь произошёл от южнославянских диалектов. Литературная деятельность Кирилла и Мефодия состояла в переводе книг святого Писания Нового и Ветхого завета. Ученики Кирилла и Мефодия перевели на церковнославянский язык с греческое большое количество религиозных книг. Некоторые исследователи полагают, что Кирилл и Мефодий ввели не кириллицу, а глаголицу; а кириллица была разработана их учениками. По мере распространения церковнославянских религиозных текстов на Руси, постепенно стали появляться и литературные сочинения, которые использовали письменность Кирилла и Мефодия. Первые такие сочинения относятся к концу XI века. Это «Повесть временных лет» (1068), «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печорского», «Слово о закон и благодати» (1051), «Поучение Владимира Мономаха» (1096) и «Слово о полку Игореве» (1185—1188). Эти произведения написаны языком, который представляет собой смешение церковнославянского языка с древнерусским. Создателем современного литературного языка считается Александр Пушкин, произведения которого считаются вершиной русской литературы. Этот тезис сохраняется в качестве доминирующего, несмотря на существенные изменения, произошедшие в языке почти за двести лет, прошедшие со
времени создания его крупнейших произведений, и явные стилистические различия между языком Пушкина, и современных писателей.

Между тем, сам поэт указывал на первостепенную роль Н.М. Карамзина в формировании русского литературного языка, по словам А.С. Пушкина, этот славный историк и литератор «освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова».

Вопрос №5. В чем отличие литературного языка IX века от литературного языка ХХ века?

Ответ: Отличается современный язык богатством и разнообразием.

Вопрос №6. Какой смысл вкладывается в понятие «литературный язык» независимо от времени его существования?

Ответ: Литературный язык — высшая форма русского языка, это язык национальной культуры: язык политики и искусства, науки и официальных документов, язык повседневного и делового общения культурных людей. У литературного языка есть важный признак: это язык нормированный, т. е. литературный язык опирается на систему норм. Языковыми нормами называются исторически сложившиеся образцы и правила, которыми определяются произношение и написание слов, их выбор, образование грамматических форм слов, построение и использование в речи сочетаний слов и предложений, создание целостных текстов.

Вопрос №7. Как соотносятся «язык художественной литературы» и «литературный язык»?

Ответ: Литературный язык, обладающий большим богатством выразительных и изобразительных средств, выступает в качестве высшей формы общенародного языка и отличается от последнего тем, что это язык обработанный, упорядоченный и нормированный, служащий средством общения во всех сферах общественной деятельности человеческого общества.

Язык художественной литературы – это особая разновидность литературного языка со своими специфическими закономерностями в содержании и форме.


Вопрос №8. Как соотносятся два понятия «национальный язык» и «литературный язык»?

Ответ: Национальный язык – это язык, на котором говорит определенный народ / нация, например, русский язык, английский язык и т. д. А литературный язык – это разновидность национального языка. Национальный язык делится на нормативные слова (литературный язык) и ненормативные слова (диалектизмы, маты, профессиональный сленг, детский лепет и т. д.

Вопрос №9. Назовите негативные явления в нашей речи. Приведите примеры.

Ответ:

1. Лексические ошибки:

- вы сможете дать мне пятьсот рублей? (правильно: вы сможете одолжить мне пятьсот рублей?);

- дешевые цены (правильно: низкие цены).

2. Грамматические ошибки:

- за молодежью принадлежит будущее (правильно: молодежи принадлежит будущее);

- эта рубашка красивше (правильно: эта рубашка красивее).

3. Орфоэпические ошибки:

- тортЫ (правильно-тОрты);

- звОнишь (правильно-звонИшь).

4. Жаргоны:

- париться (беспокоиться);

- бомбит (раздражает);

- факап (неудача).

5. «Вирус канцелярита»:

Канцеляризм – слово или оборот речи, характерные для стиля деловых бумаг и документов.

Канцелярские обороты лишают разговорную речь простоты.

- было принято решение (альтернатива: мы решили);

- производить проверку (альтернатива: проверять).

6. Речевые штампы:

- при голосовании поднялся лес рук;

- под углом зрения.

7. Слова-спутники:

- если критика, то резкая;

- если задачи, то конкретные.

8. Многословие:

- ценные сокровища;

- темный мрак.

9. Фонетические ошибки:

-дЭкан (правильно: дЕкан);

- поДскользнуться (правильно: поскользнуться).

Вопрос №10. Расскажите об употреблении жаргонов в наши дни. Каково ваше отношение к жаргонам?

Ответ: Жаргон-это совокупность языковых элементов, свойственных определенной возрастной или профессиональной группе людей.

Например, жаргон у молодежи: агриться(злиться), банить (блокировать в интернете), буллинг (травля).

Студенческий жаргон: шпора (шпаргалка), физра (физическая культура).

В наши дни в своей речи жаргон употребляют большое количество людей. Это связано с желанием ярче проявить отношение к чему-либо.


Мое отношение к жаргонам некритичное. Это связано с тем, что люди, которые меня окружают и сама я используем жаргоны в определенных ситуациях. Например, учась в школе я слышала жаргон от учителей («Садись- пара», что означает «Садись-два»).

Задачи:

Задание. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими:

1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь);

2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов);

3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рассматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев);

4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устойчивой нормой, единой и общеобязательной для всех говорящих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин).

Ответ: литературный язык-это язык, государственных и культурных учреждений, школьного обучения, радио и телевидения, науки, публицистики, художественной литературы, то есть всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Литературный язык существует в устной и письменной формах.

Признаки литературного языка: обработанность (литературный язык - это язык, обработанный мастерами слова: писателями, поэтами, учеными, общественными деятелями), устойчивость(стабильность), обязательность для всех носителей языка, нормированность, наличие функциональных стилей.

Определений литературного языка существует огромное количество. Сравнивая определение, сформулированное мной, и определениями, представленными в задании, можно сделать вывод, что все они верны.