Файл: Тема Культурология как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема 16. Культура эпохи Просвещения
1. Сформулируйте определения:

  • просвещение – это эпоха …

  • просвещение – это процесс …

  • просвещение – это способ …

2. Каких учёных называют энциклопедистами? Почему в науке ХХ в. таковых почти нет?

3. Приведите примеры высказываний просветителей XVIII в. об образовании и воспитании (не менее 5).

4. Приведите примеры: 1) утопий, рисующих идеальную жизнь, созданных в XVIII в.; 2) садов и парков, созданных в XVIII веке, как воплощение идеалов «лучшей жизни».

5. Сформулируйте особенности художественного сознания эпохи Просвещения в России по плану: 1) роль и значение искусства в обществе. Идея пользы; 2) отношения между художником (творцом) и обществом. Положение художника в обществе; 3) организация художественной жизни и художественной деятельности в России Петровского периода.

6. Опираясь на портреты П.А. Демидова, А.Ф. Кокоринова,
А.Д. Ланского кисти художника Д.Г. Левицкого, охарактеризуйте тип человека просвещённого. Составьте краткую биографическую справку о каждом изображённом.

7. Сформулируйте идею «просвещенного монарха». Кого из русских царей можно назвать «просвещенным» и почему? «Прочитайте» картину «Екатерина-законодательница» Д. Левицкого (жесты, предметы, цвет, имеющие символического значение).

8. Проведите заочную экскурсию по дворцам Растрелли.

9. Соотнесите произведение искусства и автора:


Петропавловский собор

Цикл «Смольнянки»

Мраморный дворец

«Анна Иоанновна с арапчонком»

Здание Академии художеств

Скульптурный портрет
М. Ломоносова

Портрет Струйской

Конная статуя Петра I

Ринальди

Э. Фальконе

А. Ф. Кокоринов
и Ж.-Б. Валлен-Деламот

Д. Левицкий

Ф. Шубин

Ф. Рокотов

Д. Трезини

К.Б. Растрелли


10. Назовите авторов и произведения западноевропейской литературы ведущих жанров Просвещения: 1) просветительский роман; 2) философская повесть; 3) трагедия; 4) комедия.
Список литературы:

  1. Вдовин, Г. В. Персона – Индивидуальность – Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века / Г. В. Вдовин. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 248 с

  2. Виппер, Б. Р. Основные пути развития художественной культуры XVII века / Б. Р. Виппер, 2000. – 437 с.

  3. Вичьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру / А. М. Вичьянц. – 2-е изд., испр. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

  4. Евангулова, О. С. Портретная живопись в России второй половине XVIII в. / О. С. Евангулова, А. А. Карев. – М. : МГУ, 1994. – 200 с.

  5. Калязина, Н. В. Русское искусство Петровской эпохи / Н. В. Калязина, Г. Н. Комелова. – Л. : Художник РСФСР, 1990. – 272 с. : ил.

  6. Краснобаев, Б. И. Очерки истории русской культуры V века / Б. И. Краснобаев. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1987.– 319 с. : ил.

  7. Овсянников, Ю. М. Петр Великий. Первый русский император / Ю. М. Овсянников. – М. : АСИ-Пресс, 2001. – 240с.

  8. Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века / отв. ред. Г. Г. Поспелов. – М. : Изобраз. искусство, 1994. – 336 с. : ил.




Тема 17. Культура романтизма


  1. Раскройте смысл понятий: «байроническая личность», соната, симфония, ноктюрн, экспромт.

  2. Вставьте пропущенные слова

Историческими предпосылками возникновения романтизма были
1) произошедшая во Франции __________ года, 2) ссылка _________ на остров __________, 3) возвращение династии _______________ на престол.

Романтизм возникает в эпоху политической реакции, наступившей после поражения _______________ , после Конгресса в ______________ в ___ году, когда была поделена Европа. Поэтому основными признаками романтического искусства стали 1)__________ , 2)_________, 3) _______ .

  1. Назовите ведущих композиторов (не менее 10) эпохи романтизма и их главные произведения.

  2. Докажите, что тематика многих картин Э. Делакруа («Охота на львов», «Барка Данте», «Еврейская свадьба в Марокко», «Смерть Сарданапала» и др.) характерна для романтического видения мира.

  3. На примере судеб русских художников (на выбор: М. Лермонтов, К. Рылеев, О. Кипренский и др.) выявите новый тип художника-творца в русской романтической культуре (легендарность судьбы, отношения художника и общества, универсализм личности).

  4. Слово «денди» с трудом переводится на русский язык. Зародившись в Англии, дендизм стал популярен в России в XIX в. и приобретал окраску романтического бунтарства. Назовите признаки, по которым можно было определить денди.

  5. Перечислите исторические события, повлиявшие на возникновение романтизма в России.

  6. Заполните пропуски в таблице:




Вид искусства

Автор

Произведение







Портрет Авдулиной




К. Брюллов

Последний день Помпеи

Литература




Поэма «Светлана»




М. Глинка

Я помню чудное мгновенье

Литература




Демон




А. Бестужев-Марлинский




Живопись

А. Орловский




Музыка




Романс «Соловей»

Живопись




«Всадница»




О. Кипренский

Дмитрий Донской на Куликовом поле



9. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее
12 слов).

10. Ответьте на вопросы:

1) Назовите знаменитое петербургское литературное общество, которое имело пародийный характер, с девизом «Глупцы живут на земле для наших маленьких радостей», а его члены носили прозвища, заимствованные из баллад Жуковского: Сверчок, «Светлана», Дымная печурка, Эолова арфа, Резвый кот; и несколько фамилий известных поэтов, входящих в него.

2) Назовите имя поэта-романтика, который исполнял обязанности воспитателя и учителя великого князя Александра Николаевича, будущего Александра II, о чем А.А. Дельвиг писал А.С. Пушкину: «…(он), я думаю, погиб невозвратно для поэзии… Как обвинять его! Он исполнен великой идеи: образовать, может быть, царя. Польза и слава народа русского утешает несказанно сердце русского поэта».

3) Известный русский поэт, обращаясь к своим друзьям, писал:

Первому: Любовью, дружеством и ленью // Укрытый от забот и бед, // Живи под их надежной сенью; // В уединении ты счастлив: ты поэт //

Второму: «Мой первый друг, мой друг бесценный! // И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, // Печальным снегом занесенный, // Твой колокольчик огласил»

Назовите три имени (автор, два адресата). Что объединяло этих людей?

4) Романтический герой одной известной поэмы, обращаясь к возлюбленной, о себе говорит:

Я тот, чей взор надежду губит,

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы,

И, видишь, – я у ног твоих!

Назовите героя и имя той, к которой он обращается.

5) В Критическом словаре придворного этикета есть строки:

«Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который её прижимает к груди, который её увлекает с такой стремительностью, что сердце её невольно начинает стучать, а голова идёт кругом…» О каком молодёжном танце идёт речь? Как и когда он появился в России?

Список литературы:

  1. Ванслов, В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. – М. : Искусство, 1966. – 404 с.

  2. Марченко, Н. А. Быт и нравы пушкинского времени / Н. А. Марченко. – СПб. : Азбука-классика, 2005. – 432 с. : ил.

  3. Турчин, В. С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия: Очерки / В. С. Турчин. – М. : Искусство, 1991. – 552 с.

  4. Федоров, Ф. П. Романтический художественные мир: пространство и время / Ф. П. Федоров. – Рига : Зинатне, 1988. – 456 с.

  5. Яковкина, Н. И. История русской культуры: XIX век / Н. И. Яковкина. – СПб. : Лань, 2000. – 576 с.


Тема 18. Русская культура Серебряного века


    1. Перечислите исторические события, научные открытия, социальные потрясения конца XIX – начала ХХ в., обусловившие появление нового типа культуры.

    2. Дайте определение следующим терминам и понятиям: модерн, стилизация, мистерия, вертеп, лубок, скифство, декаданс, примитивизм, Серебряный век, символизм, футуризм.

    3. Сформулируйте основные тезисы трактата К. Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму».

    4. Назовите участников «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже – режиссёров, композиторов, художников, танцовщиков.

    5. Заполните таблицу (не менее трех авторов и трех произведений):




Стиль

Литература

Живопись

Автор

Произведение

Автор

Произведение

Символизм













Футуризм













Акмеизм













Примитивизм
















    1. Изложите основные положения идейной программы объединения «Мир искусства». Как теоретически обосновывали «мирискусники» проблемы культуры?

    2. Назовите авторов цитат:

а) «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа … Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».