ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 16. Культура эпохи Просвещения
1. Сформулируйте определения:
-
просвещение – это эпоха … -
просвещение – это процесс … -
просвещение – это способ …
2. Каких учёных называют энциклопедистами? Почему в науке ХХ в. таковых почти нет?
3. Приведите примеры высказываний просветителей XVIII в. об образовании и воспитании (не менее 5).
4. Приведите примеры: 1) утопий, рисующих идеальную жизнь, созданных в XVIII в.; 2) садов и парков, созданных в XVIII веке, как воплощение идеалов «лучшей жизни».
5. Сформулируйте особенности художественного сознания эпохи Просвещения в России по плану: 1) роль и значение искусства в обществе. Идея пользы; 2) отношения между художником (творцом) и обществом. Положение художника в обществе; 3) организация художественной жизни и художественной деятельности в России Петровского периода.
6. Опираясь на портреты П.А. Демидова, А.Ф. Кокоринова,
А.Д. Ланского кисти художника Д.Г. Левицкого, охарактеризуйте тип человека просвещённого. Составьте краткую биографическую справку о каждом изображённом.
7. Сформулируйте идею «просвещенного монарха». Кого из русских царей можно назвать «просвещенным» и почему? «Прочитайте» картину «Екатерина-законодательница» Д. Левицкого (жесты, предметы, цвет, имеющие символического значение).
8. Проведите заочную экскурсию по дворцам Растрелли.
9. Соотнесите произведение искусства и автора:
Петропавловский собор Цикл «Смольнянки» Мраморный дворец «Анна Иоанновна с арапчонком» Здание Академии художеств Скульптурный портрет М. Ломоносова Портрет Струйской Конная статуя Петра I | Ринальди Э. Фальконе А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот Д. Левицкий Ф. Шубин Ф. Рокотов Д. Трезини К.Б. Растрелли |
10. Назовите авторов и произведения западноевропейской литературы ведущих жанров Просвещения: 1) просветительский роман; 2) философская повесть; 3) трагедия; 4) комедия.
Список литературы:
-
Вдовин, Г. В. Персона – Индивидуальность – Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века / Г. В. Вдовин. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 248 с -
Виппер, Б. Р. Основные пути развития художественной культуры XVII века / Б. Р. Виппер, 2000. – 437 с. -
Вичьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру / А. М. Вичьянц. – 2-е изд., испр. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 224 с. -
Евангулова, О. С. Портретная живопись в России второй половине XVIII в. / О. С. Евангулова, А. А. Карев. – М. : МГУ, 1994. – 200 с. -
Калязина, Н. В. Русское искусство Петровской эпохи / Н. В. Калязина, Г. Н. Комелова. – Л. : Художник РСФСР, 1990. – 272 с. : ил. -
Краснобаев, Б. И. Очерки истории русской культуры V века / Б. И. Краснобаев. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1987.– 319 с. : ил. -
Овсянников, Ю. М. Петр Великий. Первый русский император / Ю. М. Овсянников. – М. : АСИ-Пресс, 2001. – 240с. -
Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века / отв. ред. Г. Г. Поспелов. – М. : Изобраз. искусство, 1994. – 336 с. : ил.
Тема 17. Культура романтизма
-
Раскройте смысл понятий: «байроническая личность», соната, симфония, ноктюрн, экспромт. -
Вставьте пропущенные слова
Историческими предпосылками возникновения романтизма были
1) произошедшая во Франции __________ года, 2) ссылка _________ на остров __________, 3) возвращение династии _______________ на престол.
Романтизм возникает в эпоху политической реакции, наступившей после поражения _______________ , после Конгресса в ______________ в ___ году, когда была поделена Европа. Поэтому основными признаками романтического искусства стали 1)__________ , 2)_________, 3) _______ .
-
Назовите ведущих композиторов (не менее 10) эпохи романтизма и их главные произведения. -
Докажите, что тематика многих картин Э. Делакруа («Охота на львов», «Барка Данте», «Еврейская свадьба в Марокко», «Смерть Сарданапала» и др.) характерна для романтического видения мира. -
На примере судеб русских художников (на выбор: М. Лермонтов, К. Рылеев, О. Кипренский и др.) выявите новый тип художника-творца в русской романтической культуре (легендарность судьбы, отношения художника и общества, универсализм личности). -
Слово «денди» с трудом переводится на русский язык. Зародившись в Англии, дендизм стал популярен в России в XIX в. и приобретал окраску романтического бунтарства. Назовите признаки, по которым можно было определить денди. -
Перечислите исторические события, повлиявшие на возникновение романтизма в России. -
Заполните пропуски в таблице:
Вид искусства | Автор | Произведение |
| | Портрет Авдулиной |
| К. Брюллов | Последний день Помпеи |
Литература | | Поэма «Светлана» |
| М. Глинка | Я помню чудное мгновенье |
Литература | | Демон |
| А. Бестужев-Марлинский | |
Живопись | А. Орловский | |
Музыка | | Романс «Соловей» |
Живопись | | «Всадница» |
| О. Кипренский | Дмитрий Донской на Куликовом поле |
9. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее
12 слов).
10. Ответьте на вопросы:
1) Назовите знаменитое петербургское литературное общество, которое имело пародийный характер, с девизом «Глупцы живут на земле для наших маленьких радостей», а его члены носили прозвища, заимствованные из баллад Жуковского: Сверчок, «Светлана», Дымная печурка, Эолова арфа, Резвый кот; и несколько фамилий известных поэтов, входящих в него.
2) Назовите имя поэта-романтика, который исполнял обязанности воспитателя и учителя великого князя Александра Николаевича, будущего Александра II, о чем А.А. Дельвиг писал А.С. Пушкину: «…(он), я думаю, погиб невозвратно для поэзии… Как обвинять его! Он исполнен великой идеи: образовать, может быть, царя. Польза и слава народа русского утешает несказанно сердце русского поэта».
3) Известный русский поэт, обращаясь к своим друзьям, писал:
Первому: Любовью, дружеством и ленью // Укрытый от забот и бед, // Живи под их надежной сенью; // В уединении ты счастлив: ты поэт //
Второму: «Мой первый друг, мой друг бесценный! // И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, // Печальным снегом занесенный, // Твой колокольчик огласил»
Назовите три имени (автор, два адресата). Что объединяло этих людей?
4) Романтический герой одной известной поэмы, обращаясь к возлюбленной, о себе говорит:
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, – я у ног твоих!
Назовите героя и имя той, к которой он обращается.
5) В Критическом словаре придворного этикета есть строки:
«Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который её прижимает к груди, который её увлекает с такой стремительностью, что сердце её невольно начинает стучать, а голова идёт кругом…» О каком молодёжном танце идёт речь? Как и когда он появился в России?
Список литературы:
-
Ванслов, В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. – М. : Искусство, 1966. – 404 с. -
Марченко, Н. А. Быт и нравы пушкинского времени / Н. А. Марченко. – СПб. : Азбука-классика, 2005. – 432 с. : ил. -
Турчин, В. С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия: Очерки / В. С. Турчин. – М. : Искусство, 1991. – 552 с. -
Федоров, Ф. П. Романтический художественные мир: пространство и время / Ф. П. Федоров. – Рига : Зинатне, 1988. – 456 с. -
Яковкина, Н. И. История русской культуры: XIX век / Н. И. Яковкина. – СПб. : Лань, 2000. – 576 с.
Тема 18. Русская культура Серебряного века
-
Перечислите исторические события, научные открытия, социальные потрясения конца XIX – начала ХХ в., обусловившие появление нового типа культуры. -
Дайте определение следующим терминам и понятиям: модерн, стилизация, мистерия, вертеп, лубок, скифство, декаданс, примитивизм, Серебряный век, символизм, футуризм. -
Сформулируйте основные тезисы трактата К. Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму». -
Назовите участников «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже – режиссёров, композиторов, художников, танцовщиков. -
Заполните таблицу (не менее трех авторов и трех произведений):
Стиль | Литература | Живопись | |||
Автор | Произведение | Автор | Произведение | ||
Символизм | | | | | |
Футуризм | | | | | |
Акмеизм | | | | | |
Примитивизм | | | | |
-
Изложите основные положения идейной программы объединения «Мир искусства». Как теоретически обосновывали «мирискусники» проблемы культуры? -
Назовите авторов цитат:
а) «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа … Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».