Файл: Возрастной период сср и ведущая деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возрастной период


ССР и ведущая деятельность

Новообразования в познавательной сфере ( сенсомоторное развитие, все познавательные процессы)

Новообразования в личностной сфере (мотивация, эмоционально-волевая регуляция, нравственное развитие, самосознание)

Общение со взрослыми и со сверстниками

Младенчество

(0-1)


«Мы» - единая жизнь с матерью

Непосредственно-эмоциональное общение

Ходьба, улыбка, двигательная реакция,

Эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.

Связанность ребёнка с матерью, все формы активности опосредованы взрослым

Раннее детство (1-3)

 Распад «Пра-Мы»
Предметно-манипулятивная деятельность

Открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый,

Появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.

Взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.

Дошкольник (3-7)

Сюжетно-ролевая игра

Возникновение внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться)

Преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира,

Поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.

Младший школьник(7-11)

Учебная деятельность

Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов,

Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».

Подросток(11-15)

Интимно-личностное общение

Характеризуется возрастанием познавательной активности («пик любознательности»)

Чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».

Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. 

Ранняя юность(старший школьник) (15-17)

Учебно-профессиональная деятельность

Заканчивается анатомо-физиологическое созревание организма. Формирование познавательных и профессиональных интересов.

Профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.

Общение со взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства «взрослости». Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым в коллективе.


Характеристика возрастного развития ( по периодизации Д.Б.Эльконина)

Дошкольник

За короткий пятилетний период (начиная с 2008 г.) резко снизилось, например, когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Снизилась их энергичность, желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, особо значимой в их психическом становлении, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям дошкольного возраста сейчас оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад. Обращает на себя внимание дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника, что является одним из наиболее тревожных достоверно установленных фактов.
Младший школьник

У 25 процентов детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная социальная компетентность, беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30 процентов самостоятельных решений, предложенных этими детьми, имеют явно агрессивный характер.
Существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития. До 50 процентов младших школьников переходят в основную школу с несформированностью навыка письма, что выступает, кстати, зримым показателем нарушения в развитии линейного мышления, в частности показателем того, как образное мышление буквально «сбивает» мышление линейное. Все у большего числа детей данного возраста отмечаются серьёзные проблемы с умением читать, понимать текст.

Подросток

Материалы сравнительных исследований показывают, что, если в начале 90‑х гг. многие подростки испытывали чувство одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4–5‑м месте по силе проявления, то ныне тревожность у 12–15‑летних вышла на 2‑е место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, как раз на этапе начала выхода в этот мир, а отсюда – опустошённости, растерянности, неверия в себя.

Всё больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряжённости из-за постоянного чувства незащищённости, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.
Большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе.
Значительные подвижки произошли в процессе индивидуализации и социализации детей подросткового возраста. Показательно, в частности, что на первый план у подростков сейчас выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии.