ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возрастной период | ССР и ведущая деятельность | Новообразования в познавательной сфере ( сенсомоторное развитие, все познавательные процессы) | Новообразования в личностной сфере (мотивация, эмоционально-волевая регуляция, нравственное развитие, самосознание) | Общение со взрослыми и со сверстниками |
Младенчество (0-1) | «Мы» - единая жизнь с матерью Непосредственно-эмоциональное общение | Ходьба, улыбка, двигательная реакция, | Эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей. | Связанность ребёнка с матерью, все формы активности опосредованы взрослым |
Раннее детство (1-3) | Распад «Пра-Мы» Предметно-манипулятивная деятельность | Открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, | Появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения. | Взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии. |
Дошкольник (3-7) | Сюжетно-ролевая игра | Возникновение внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться) | Преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, | Поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности. |
Младший школьник(7-11) | Учебная деятельность | Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. | Произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, | Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый». |
Подросток(11-15) | Интимно-личностное общение | Характеризуется возрастанием познавательной активности («пик любознательности») | Чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я». | Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. |
Ранняя юность(старший школьник) (15-17) | Учебно-профессиональная деятельность | Заканчивается анатомо-физиологическое созревание организма. Формирование познавательных и профессиональных интересов. | Профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций. | Общение со взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства «взрослости». Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым в коллективе. |
Характеристика возрастного развития ( по периодизации Д.Б.Эльконина)
Дошкольник
За короткий пятилетний период (начиная с 2008 г.) резко снизилось, например, когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Снизилась их энергичность, желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, особо значимой в их психическом становлении, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям дошкольного возраста сейчас оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад. Обращает на себя внимание дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника, что является одним из наиболее тревожных достоверно установленных фактов.
Младший школьник
У 25 процентов детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная социальная компетентность, беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30 процентов самостоятельных решений, предложенных этими детьми, имеют явно агрессивный характер.
Существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития. До 50 процентов младших школьников переходят в основную школу с несформированностью навыка письма, что выступает, кстати, зримым показателем нарушения в развитии линейного мышления, в частности показателем того, как образное мышление буквально «сбивает» мышление линейное. Все у большего числа детей данного возраста отмечаются серьёзные проблемы с умением читать, понимать текст.
Подросток
Материалы сравнительных исследований показывают, что, если в начале 90‑х гг. многие подростки испытывали чувство одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4–5‑м месте по силе проявления, то ныне тревожность у 12–15‑летних вышла на 2‑е место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, как раз на этапе начала выхода в этот мир, а отсюда – опустошённости, растерянности, неверия в себя.
Всё больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряжённости из-за постоянного чувства незащищённости, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.
Большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе.
Значительные подвижки произошли в процессе индивидуализации и социализации детей подросткового возраста. Показательно, в частности, что на первый план у подростков сейчас выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии.