Файл: План урока литературы 38 Раздел долгосрочного плана Тема маленького человека Школа Тема урока Теория Раскольникова и ее опровержение в романе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краткосрочный план урока литературы 38
Раздел долгосрочного плана: Тема маленького человека | Школа: | ||||||||||||
Тема урока:Теория Раскольникова и ее опровержение в романе. | |||||||||||||
Дата: | ФИО учителя: | ||||||||||||
КЛАСС: 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | |||||||||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | 10.1.3.1 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения 10.1.6 - давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на текст произведения, выражая собственное мнение о теме и образах | ||||||||||||
Цели урока | Учащиеся смогут: отвечать на поставленный вопрос, подкрепляя своё мнение цитатами из текста. | ||||||||||||
Критерии оценивания | Аргументирует своё мнение примерами и цитатами из текста. Находит в тексте художественные детали и объясняет их роль для создания образа героини. | ||||||||||||
Привитие ценностей | У учащихся формируется интерес к классической литературе, совершенствуется культура чтения. Работа в группе развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде. | ||||||||||||
Межпредметные связи | Искусство | ||||||||||||
Уровень мыслительных навыков | Знание. Понимание. Применение. Анализ. | ||||||||||||
Предыдущее обучение | Учащиеся на предыдущем уроке рассмотрели композицию произведения и роль сквозного символа в произведении. Символика романа. Знакомство с главным героем. | ||||||||||||
ИКТ | Слайдовая презентация | ||||||||||||
План | |||||||||||||
Планируемое время | Запланированные задания | Ресурсы | |||||||||||
Начало урока 5 минут | Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку. Стадия вызова. Прочитав роман«Преступление и наказание», мы приходим к выводу о том, что Раскольников стал жертвой собственной идеи. Что это за идея? Как она возникла? Какие причины привели Раскольникова к созданию негуманнойтеории? Каквыоцениваете эту теорию? Какую оценку дает ей Достоевский? На эти вопросы предстоит найти ответ на занятии. ФО стратегия «Только минута» В течение 1 минуты учащиеся в парах высказывают друг другу свои предположения, затем учитель может попросить некоторых учащихся поделиться своим мнением с классом. | | |||||||||||
Середина урока 1 мин. 2 минуты 12 минут 10 минут 5 минут |
Сегодня на уроке мы рассмотрим суть теории Раскольникова, ведущих мотивах преступления, уясним ошибочность «идеи» главного героя романа и ее пагубные последствия.
Беседа по вопросам. 1.Какую причину можно назвать основной в создании Раскольниковым теории, приведшей его к преступлению? (Та, которая рождена социальной средой, и в первую очередь нищетой.) 2.Что происходит с человеком, оказавшимся во власти нищеты? (Нищета унижает достоинство человека, уязвляет его самолюбие; подавляет человека, рождает в нём комплекс неполноценности; он постоянно в плену проблем, из которых не видит выхода; он мучительно размышляет над своей жизнью, сравнивает себя с другими людьми, пытаясь объяснить причины своего неблагополучия, и начинает делать неправильные выводы; сделав неправильные выводы, человек неправильно оценивает все окружающее; личностные качества перестают быть поддержкой, утрачиваются нравственные ориентиры, и, чтобы выйти из затруднения, человек готов и способен на преступные действия). Преподаватель: Подтвердите это примерами из романа. (Учащиеся пересказывают содержание отдельных эпизодов романа, излагают и комментируют историю семьи Мармеладовых). Обучающийся: Мармеладов - став нищим, оскорблен тем, что не может найти работу, обеспечить семью, чувствовать себя уважаемым человеком; не найдя работы, чтобы облегчить душевные страдания, начинает пить и спивается; нищета и трудности ослабили его волю, лишили надежды; изменяется сознание Мармеладова, и он совершает то, чего раньше никогда бы не сделал - крадет вещи из дома, пускает семью по миру; и как следствие - дочь отправляет на панель и не стесняется уже жить за ее счет, на деньги, заработанные ее страшным "трудом". Это его тягчайшее нравственное преступление) 3. Но не каждый человек, оказавшись в подобной Раскольникову ситуации, совершает преступление. Пример тому - приятель Раскольникова Разумихин. Что, помимо нужды, может подтолкнуть человека к преступлению? (Многое зависит не только от обстоятельств, но и от самого человека). Дифференциация.Распределение вопросов в группе регулируется учителем. Учащимся с высоким уровнем способностей можно предложить вопросы на анализ, синтез (какие приёмы использует автор, сопоставить характеристики героини и т.д.), а также прокомментировать использование автором изобразительно-выразительных средств языка в анализируемых фрагментах. 3. Работа с текстом романа. (Комментированное чтение; составление социального и психологического портрета Раскольникова; поиск цитат, пересказ и анализ эпизодов, раскрывающих суть теории; конспектирование; составление опорного конспекта- схемы, работа с лингвистическим словарем). Беседа Преподаватель: Каково социальное положение главного героя? Примерный ответ учеников. (Главная черта социального портрета Раскольникова - крайняя степень бедности. Сын небогатого провинциального чиновника, имеет мать, живущую на пенсию за умершего мужа в 120 рублей в год, и взрослую сестру, которая поступила гувернанткой в дом состоятельного помещика Свидригайлова, чтобы помочь брату выучиться. В настоящее время он, нищий студент, исключен из университета за неуплату. Деньги на обучение присылала мать из своей крохотной пенсии, подрабатывая вязанием, и из жалованья сестры. На жизнь этих денег не хватало, и Раскольников пытался содержать себя сам, занимаясь репетиторством, за которое платили копейки, и существенно поддержать его они не могли. Не хватало на самое необходимое, поэтому он сильно пообносился, потерял приличный вид и как следствие, работу. Изо дня в день тянулось этонеблагополучие. Поэтому превратился когда-то благородный человек в "лохмотника"). 2.черты личности Раскольникова? Как характеризуют его другие герои романа? (Разумихин характеризует его как доброго человека; ему раскрывает трагедию своей жизни Мармеладов; дети не сторонятся его; он бескорыстно, в ущерб себе, по первому душевному порыву помогает беднякам Мармеладовым, девочке на бульваре, своему университетскому товарищу, его больному отцу; спасает на пожаре детей; разрушает свадьбу своей сестры с негодяем Лужиным; уважительно относится к Соне; его теория тоже создана из сострадания к обездоленным людям. В нем словно два человека, противоположных друг другу; недаром он носит говорящую фамилию - Раскольников. Доброта, сострадание к обездоленным, способность бескорыстно помочь, обостренное чувство справедливости и индивидуализм, надменность, сознание превосходства над людьми, болезненное страдание из-за бедности, от которой у него развивается комплекс неполноценности. Отсюда у героя замкнутость, и желание самоутвердиться, и повышенное самомнение).
Не только собственная нищета, но и всеобщая нужда и страдания бедняков заставляет Раскольникова задуматься над устройством мира, он наблюдает окружающую жизнь людей, сочувствуя всем страдающим от жестокой действительности. Размышляя о причинах несправедливого устройства общества, он мучительно ищет ответ на вопрос, способен ли человек разрушить привычные законы жизни или вынужден бессильно им подчиняться? Оценивая происходящее, он делает вывод о необходимости переделать мир. Но кто способен на это? Мучающийся, страдающий обыватель не в состоянии это сделать в силу своей слабости и привычки подчиняться чужим законам. Но есть - их немного - особые люди, "владыки мира", "право имеющие", способные творить законы и преобразовывать жизнь, строить её по своим, справедливым, законам и заставить им подчиняться всех. А сопротивляющихся и мешающих - уничтожить ради великой идеи преобразования мира. Так родилась его теория, суть которой в предоставлении права избранным людям творить историю, оправдывая жертвы именем прогресса. Идея о «сильной личности»побудила Раскольникова отнести себя к необыкновенным и проверить это, совершив убийство, которое привело его к личной трагедии, к разладу со всем миром и жизнью. ФО комментарии учителя и одноклассников Подведение итогов урока. Составление опорного конспекта- схемы теории Раскольникова Раскольников разделил всех людей на два разряда: I разряд: низший - обыкновенные люди - большая часть - посредственность - материал - "твари дрожащие" - законопослушные - "господа настоящего". Их задача: быть послушными, жить сегодняшним днем - они не могут изменить мир. II разряд : высший - необыкновенные люди - немногие, талантливые - собственно люди - "право имеющие" - создающие законы - "господа будущего". Их задача: разрушить настоящее во имя будущего - они могут улучшить, переделать мир и поэтому имеют право (и должны) уничтожить все препятствия на пути ко всеобщему благу, в том числе они имеют право на преступление, на убийство немногих, мешающих этому всеобщему счастью (имеют право разрешить себе "кровь по совести") и не считать себя преступниками, поскольку благородная цель оправдывает средства. Оценка теории. Она античеловечна: проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; преступна по средствам достижения. | Слайд 7 | |||||||||||
Конец 5 мин. | Рефлексия «Выбор». Учащиеся получают таблички и выбирают в правой колонке подходящее слово.
Домашнее задание. Задание на дом: самостоятельная письменная работа Дайте свою оценку теории Раскольникова. | Слайд 8-9 | |||||||||||
| |
ИО учителя, шк., тел. | . |
Предмет/класс | Русский язык 9 класс |
Название раздела | Раздел 5. Подросток в современном мире. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация. |
Тема урока 38 | Книги в нашей жизни. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления. |
Целиобучения | 9.2.1.1 понимать открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотнося заключённую в тексте информацию с информацией других источников /личным опытом; 9.3.7.1 корректировать и редактироватьимеющиеся недочеты в тексте. |
Критерии оценивания | |
Ход урока
этапы урока, время | Задания | ресурсы | ||||||||||||
Актуализация темы и цели урока (2мин) Выход на тему(2 мин). Усвоение нового материала. 2-3 (мин.) | Здравствуйте Сегодня на уроке мы будем работать над темой «Книги в нашей жизни. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления» Какие представления у вас связаны с понятием «книга» и «интернет»? Какие у них есть достоинства и недостатки? Запишите слова и словосочетания в схему: э | карточки | ||||||||||||
Практическая часть Задание 1 (4-5 мин.) | Какие книги вы предпочитаете читать – печатные или электронные? Почему? Может ли фильм заменить книгу? Чтение статьи «Книга в нашей жизни» (упражнение 204А) Заполнение таблицы:
| | ||||||||||||
Задание 2 (2мин) | Знакомство с темой урока «БСП со значением противопоставления» Примеры бессоюзных сложных предложений со значением противопоставления: Он разрушил – вы построите. Лето припасает — зима поедает. Хотел сделать много дел – ничего не сделал. Пытался читать – буквы расплывались перед глазами. БСП со значением противопоставления можно заменить сложносочиненным предложением с союзамиа, но. Пример: Мы искали щенка повсюду – его нигде не было. (Мы искали щенка повсюду, но его нигде не было). Обычно в бессоюзных сложных предложениях со значением противопоставления время глаголов (выполняющих роль сказуемых в частях БСП) совпадает, а сами части являются равноправными. | | ||||||||||||
Задание3: (3-4 мин.) | Выполнение упражнения 208 Не спеши языком – торопись делом. (БСП со значением противопоставления, синонимично ССП Не спеши языком, а торопись делом) Жизнь прожить – не поле перейти. (БСП со значением противопоставления, синонимично ССП Жизнь прожить, но не поле перейти) Истинные словане бывают приятны, приятные словане бывают истинны. ( БСП со значением противопоставления, синонимично ССПИстинные словане бывают приятны, а приятные словане бывают истинны) Ранняя птичка носок прочищает, поздняя глаза продирает. (БСП со значением противопоставления, синонимично ССП Ранняяптичка носок прочищает, апоздняя глаза продирает) Июль – макушкалета,декабрь – шапка зимы. (БСП со значением противопоставления, синонимично ССП Июль – макушка лета, а декабрь – шапка зимы) Не верь ушам, верь своим очам. (БСП со значением противопоставления, синонимично ССП Не верь ушам, а верь своим очам.) | | ||||||||||||
Итог урока | Вы достигли цели обучения, если… - обозначили предикативные части сложного бессоюзного предложения; - построили схемы; - поставили точку с запятой между частями БСП. Сегодня на уроке вы: - определили скрытую и открытую информацию несплошного текста; - корректировали и редактировали текст; - ставили знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. До встречи на следующем уроке! Домашнее задание: упр.210 – записать свое мнение в таблицу по предложенным тезисам. | |
Краткосрочный план
Раздел 3. Война в судьбах людей Урок 38 Дата Класс: 11 | Школа: Учитель: Кол-во присутствующих: отсутствующих: |
Тема: Авторская позиция в повести «Сотников». | |
Цели обучения: | 11.2.4 - определять роль эпизода, его взаимосвязь с тематикой и проблематикой произведения на основе анализа художественных средств и приемов; |
Критерии оценивания | научиться объёмно, целостно воспринимать эпизод, видеть выражение авторской концепции мира и человека. |
Языковые цели: | Учащиеся смогут: - пополнить словарный запас - выразить мнение по содержанию прочитанной информации; |
Привитие ценностей | Приблизиться к осознанию нравственного кредо В. Быкова, который ставит читателя перед важным выбором, цена которому – жизнь. |
Межпредметные связи | Раздел имеет междисциплинарные связи с историей. |
Использование ИКТ | Учащиеся будут развивать навыки поиска информации по данной теме; работать с презентациями и видеоматериалами. |
Предварительные знания | Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретённых учащимися на предыдущих уроках. |
План
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы и оборудование |
Начало урока |
Работа с эпиграфом. - Сегодня мы продолжаем работу над повестью В.Быкова «Сотников», работаем над анализом эпизода (18 гл.) - Что такое эпизод? Как вы считаете, зачем надо работать над анализом эпизода? Что даёт эта работа? Каковы основные аспекты анализа эпизода? - Сформулируйте цель нашего урока - Чем вызвано обращение к этому эпизоду? - Как объяснить желание Быкова рассказать о человеке на войне? | |
Середина урока | Быков рассказывал о написании повести: «Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: «Что такое человек…? На что он способен?..» (см. эпиграф к уроку). Эти слова взяты в качестве эпиграфа к нашему уроку. Запишите слова Быкова. - Почему Быкова волновали эти вопросы? Почему старался заразить читателя своей болью? Во имя чего? Для какой цели? Поэтому нашему уроку будут предпосланы слова Ф.М.Достоевского «Человек есть тайна…» (см. эпиграф) - Как вы понимаете значение этих слов? Назовите ключевое слово урока. - Чем же определяется поведение человека? - Что такое нравственность? - Какую задачу поставил Быков, исходя из этого? - Назовите героев эпизода. Назовите главных, второстепенных героев? Почему так распределили героев? По ходу урока вы должны написать синквейн. В конце урока поделимся своими находками. Итак, нами определены основные вопросы, поставлены цели и задачи, которые будем совместно решать в группах. Работа над анализом эпизода - Мы переходим к работе над эпизодом. - Определите его границы. - Каков смысл эпизода? - Как бы вы озаглавили эпизод? Почему - Какая же проблема заявлена в эпизоде? В каких произведениях встречалась подобная проблема? Выступление групп А теперь переходим к выполнению заданий. У каждой группы своё задание. Внимательно слушаем, затем добавляем, выражаем свое мнение по услышанному. 1 группа Составьте план эпизода, определяя его композиционные части. 2 группа сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака, определяя языковые средства, к которым прибегал автор, чтобы выразить своё отношение. - Будьте внимательны, определите читательское отношение к героям. 3 группа Выбрать яркие высказывания, выражающие авторское отношение к героям, событию. - Подумайте, чему учит повесть? Какие качества надо в себе развивать? Почему? Для чего? 4 группа Попробуйте вжиться в образ мальчика в будёновке. От лица этого героя приготовьте рассказ о казни. Представитель группы от лица мальчика в будёновке передаст историю казни, свои мысли и чувства от увиденного, постарается вызвать эмоциональный отклик слушателей. - Внимательно следите за рассказом. Подумайте, не искажены ли факты? Чем могли бы дополнить рассказ? - Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ? - Дайте оценку работе группы по критериям: - точность выбранного материала; - последовательность, логичность изложения; постижение внутреннего мира героев. - Подумайте, какова роль мальчика в будёновке. Как связан Сотников с образом мальчика? - Чему учит повесть? Вернёмся к словам Достоевского. Свяжите слова классика с нашими наблюдениями Роль литературы недооценивать нельзя. В.Быков в 1975 г. говорил: «Литература должна, не переставая бить в свои колокола, настойчиво пробуждая в людях потребность в высокой духовности, без которой любой самый высокий прогресс материальной культуры будет не в радость». Поделитесь своими работами («лесенками», синквейнами) | |
Конец урока 5 минут | -Каковы ваши впечатления об уроке? - Что для вас было наиболее трудным? - Что вы считаете наиболее полезным для себя. Оцените свою работу. Домашнее задание: написать сочинение. Темы по выбору: 1) Мои пять правил жизни; 2) Человек на войне; 3) Размышляю над прочитанным; 4) Анализ эпизода | |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности |