Файл: План урока литературы 38 Раздел долгосрочного плана Тема маленького человека Школа Тема урока Теория Раскольникова и ее опровержение в романе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткосрочный план урока литературы 38

Раздел долгосрочного плана:

Тема маленького человека

Школа:

Тема урока:Теория Раскольникова и ее опровержение в романе.


Дата:

ФИО учителя:

КЛАСС: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

10.1.3.1 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения

10.1.6 - давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на текст произведения, выражая собственное мнение о теме и образах

Цели урока


Учащиеся смогут:

отвечать на поставленный вопрос, подкрепляя своё мнение цитатами из текста.

Критерии оценивания

Аргументирует своё мнение примерами и цитатами из текста.

Находит в тексте художественные детали и объясняет их роль для создания образа героини.

Привитие ценностей

У учащихся формируется интерес к классической литературе, совершенствуется культура чтения. Работа в группе развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Межпредметные связи

Искусство

Уровень мыслительных навыков

Знание. Понимание. Применение. Анализ.

Предыдущее обучение

Учащиеся на предыдущем уроке рассмотрели композицию произведения и роль сквозного символа в произведении. Символика романа. Знакомство с главным героем.

ИКТ

Слайдовая презентация

План

Планируемое время

Запланированные задания

Ресурсы

Начало урока
5 минут



Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Стадия вызова. Прочитав роман«Преступление и наказание», мы приходим к выводу о том, что Раскольников стал жертвой собственной идеи. Что это за идея? Как она возникла? Какие причины привели Раскольникова к созданию негуманнойтеории? Каквыоцениваете эту теорию? Какую оценку дает ей Достоевский?

На эти вопросы предстоит найти ответ на занятии.

ФО стратегия «Только минута»

В течение 1 минуты учащиеся в парах высказывают друг другу свои предположения, затем учитель может попросить некоторых учащихся поделиться своим мнением с классом.


Середина урока

1 мин.

2 минуты

12 минут

10 минут

5 минут

  1. Слово учителя. Сообщение темы, цели урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим  суть теории Раскольникова, ведущих мотивах преступления, уясним ошибочность «идеи» главного героя романа и ее пагубные последствия.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Беседа по вопросам.

1.Какую причину можно назвать основной в создании Раскольниковым теории, приведшей его к преступлению?

(Та, которая рождена социальной средой, и в первую очередь нищетой.)

2.Что происходит с человеком, оказавшимся во власти нищеты?

(Нищета унижает достоинство человека, уязвляет его самолюбие; подавляет человека, рождает в нём комплекс неполноценности; он постоянно в плену проблем, из которых не видит выхода; он мучительно размышляет над своей жизнью, сравнивает себя с другими людьми, пытаясь объяснить причины своего неблагополучия, и начинает делать неправильные выводы; сделав неправильные выводы, человек неправильно оценивает все окружающее; личностные качества перестают быть поддержкой, утрачиваются нравственные ориентиры, и, чтобы выйти из затруднения, человек готов и способен на преступные действия).

Преподаватель: Подтвердите это примерами из романа. (Учащиеся пересказывают содержание отдельных эпизодов романа, излагают и комментируют историю семьи Мармеладовых).

Обучающийся: Мармеладов - став нищим, оскорблен тем, что не может найти работу, обеспечить семью, чувствовать себя уважаемым человеком; не найдя работы, чтобы облегчить душевные страдания, начинает пить и спивается; нищета и трудности ослабили его волю, лишили надежды; изменяется сознание Мармеладова, и он совершает то, чего раньше никогда бы не сделал - крадет вещи из дома, пускает семью по миру; и как следствие - дочь отправляет на панель и не стесняется уже жить за ее счет, на деньги, заработанные ее страшным "трудом". Это его тягчайшее нравственное преступление)

3. Но не каждый человек, оказавшись в подобной Раскольникову ситуации, совершает преступление. Пример тому - приятель Раскольникова Разумихин. Что, помимо нужды, может подтолкнуть человека к преступлению? 

(Многое зависит не только от обстоятельств, но и от самого человека).

Дифференциация.Распределение вопросов в группе регулируется учителем. Учащимся с высоким уровнем способностей можно предложить вопросы на анализ, синтез (какие приёмы использует автор, сопоставить характеристики героини и т.д.), а также прокомментировать использование автором изобразительно-выразительных средств языка в анализируемых фрагментах.

3. Работа с текстом романа.

(Комментированное чтение; составление социального и психологического портрета Раскольникова; поиск цитат, пересказ и анализ эпизодов, раскрывающих суть теории; конспектирование; составление опорного конспекта- схемы, работа с лингвистическим словарем).

Беседа

Преподаватель: Каково социальное положение главного героя?

Примерный ответ учеников. (Главная черта социального портрета Раскольникова - крайняя степень бедности. Сын небогатого провинциального чиновника, имеет мать, живущую на пенсию за умершего мужа в 120 рублей в год, и взрослую сестру, которая поступила гувернанткой в дом состоятельного помещика Свидригайлова, чтобы помочь брату выучиться. В настоящее время он, нищий студент, исключен из университета за неуплату. Деньги на обучение присылала мать из своей крохотной пенсии, подрабатывая вязанием, и из жалованья сестры. На жизнь этих денег не хватало, и Раскольников пытался содержать себя сам, занимаясь репетиторством, за которое платили копейки, и существенно поддержать его они не могли. Не хватало на самое необходимое, поэтому он сильно пообносился, потерял приличный вид и как следствие, работу. Изо дня в день тянулось этонеблагополучие. Поэтому превратился когда-то благородный человек в "лохмотника").

2.черты личности Раскольникова? Как характеризуют его другие герои романа?

(Разумихин характеризует его как доброго человека; ему раскрывает трагедию своей жизни Мармеладов; дети не сторонятся его; он бескорыстно, в ущерб себе, по первому душевному порыву помогает беднякам Мармеладовым, девочке на бульваре, своему университетскому товарищу, его больному отцу; спасает на пожаре детей; разрушает свадьбу своей сестры с негодяем Лужиным; уважительно относится к Соне; его теория тоже создана из сострадания к обездоленным людям.

В нем словно два человека, противоположных друг другу; недаром он носит говорящую фамилию - Раскольников. Доброта, сострадание к обездоленным, способность бескорыстно помочь, обостренное чувство справедливости и индивидуализм, надменность, сознание превосходства над людьми, болезненное страдание из-за бедности, от которой у него развивается комплекс неполноценности. Отсюда у героя замкнутость, и желание самоутвердиться, и повышенное самомнение).

  1. Что происходит с Раскольниковым под влиянием нищеты?

Не только собственная нищета, но и всеобщая нужда и страдания бедняков заставляет Раскольникова задуматься над устройством мира, он наблюдает окружающую жизнь людей, сочувствуя всем страдающим от жестокой действительности.

Размышляя о причинах несправедливого устройства общества, он мучительно ищет ответ на вопрос, способен ли человек разрушить привычные законы жизни или вынужден бессильно им подчиняться?

Оценивая происходящее, он делает вывод о необходимости переделать мир. Но кто способен на это? Мучающийся, страдающий обыватель не в состоянии это сделать в силу своей слабости и привычки подчиняться чужим законам. Но есть - их немного - особые люди, "владыки мира", "право имеющие", способные творить законы и преобразовывать жизнь, строить её по своим, справедливым, законам и заставить им подчиняться всех. А сопротивляющихся и мешающих - уничтожить ради великой идеи преобразования мира. Так родилась его теория, суть которой в предоставлении права избранным людям творить историю, оправдывая жертвы именем прогресса. Идея о «сильной личности»побудила Раскольникова отнести себя к необыкновенным и проверить это, совершив убийство, которое привело его к личной трагедии, к разладу со всем миром и жизнью.

ФО комментарии учителя и одноклассников

Подведение итогов урока.

Составление опорного конспекта- схемы теории Раскольникова

Раскольников разделил всех людей на два разряда:

I разряд: низший - обыкновенные люди - большая часть - посредственность - материал - "твари дрожащие" - законопослушные - "господа настоящего".

Их задача: быть послушными, жить сегодняшним днем - они не могут изменить мир.

II разряд : высший - необыкновенные люди - немногие, талантливые - собственно люди - "право имеющие" - создающие законы - "господа будущего". Их задача: разрушить настоящее во имя будущего - они могут улучшить, переделать мир и поэтому имеют право (и должны) уничтожить все препятствия на пути ко всеобщему благу, в том числе они имеют право на преступление, на убийство немногих, мешающих этому всеобщему счастью (имеют право разрешить себе "кровь по совести") и не считать себя преступниками, поскольку благородная цель оправдывает средства.

Оценка теории. Она античеловечна: проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; преступна по средствам достижения.


Слайд 7

Конец

5 мин.


Рефлексия «Выбор». Учащиеся получают таблички и выбирают в правой колонке подходящее слово.


На уроке я работал

Активно/пассивно

Урок показался мне

Коротким/длинным

Материал урока для меня был

Понятен/непонятен

Интересен/скучен

Полезен/бесполезен


Домашнее задание.

Задание на дом: самостоятельная письменная работа

Дайте свою оценку теории Раскольникова.



Слайд 8-9










ИО учителя, шк., тел.

.

Предмет/класс

Русский язык 9 класс

Название раздела

Раздел 5. Подросток в современном мире. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.

Тема урока 38

Книги в нашей жизни. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления.

Целиобучения

9.2.1.1 понимать открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотнося заключённую в тексте информацию с информацией других источников /личным опытом;

9.3.7.1 корректировать и редактироватьимеющиеся недочеты в тексте.

Критерии оценивания





Ход урока


этапы урока, время

Задания

ресурсы

Актуализация темы и цели урока

(2мин)

Выход на тему(2 мин).

Усвоение нового материала.

2-3 (мин.)


Здравствуйте

Сегодня на уроке мы будем работать над темой

«Книги в нашей жизни. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления»
Какие представления у вас связаны с понятием «книга» и «интернет»?

Какие у них есть достоинства и недостатки?

Запишите слова и словосочетания в схему:

э


карточки

Практическая часть

Задание 1

(4-5 мин.)


Какие книги вы предпочитаете читать – печатные или электронные? Почему?

Может ли фильм заменить книгу?
Чтение статьи «Книга в нашей жизни» (упражнение 204А)

Заполнение таблицы:

Признаки

Научная статья

Стиль речи

Публицистический

Тип речи

Повествование

Цель текста

Довести до учащихся значимость книги

Целевая аудитория

Ученики 8-11 классов

Полезная информация











Задание 2 (2мин)

Знакомство с темой урока «БСП со значением противопоставления»

Примеры бессоюзных сложных предложений со значением противопоставления: Он разрушил – вы построите. Лето припасает — зима поедает. Хотел сделать много дел – ничего не сделал. Пытался читать – буквы расплывались перед глазами.

БСП со значением противопоставления можно заменить сложносочиненным предложением с союзамиа, но. Пример: Мы искали щенка повсюду – его нигде не было. (Мы искали щенка повсюду, но его нигде не было).

Обычно в бессоюзных сложных предложениях со значением противопоставления время глаголов (выполняющих роль сказуемых в частях БСП) совпадает, а сами части являются равноправными.




Задание3:

(3-4 мин.)


Выполнение упражнения 208

Не спеши языком – торопись делом. (БСП со значением противопоставления, синонимично ССП Не спеши языком, а торопись делом)

Жизнь прожить – не поле перейти. (БСП со значением противопоставления, синонимично ССП Жизнь прожить, но не поле перейти)

Истинные словане бывают приятны, приятные словане бывают истинны. ( БСП со значением противопоставления, синонимично ССПИстинные словане бывают приятны, а приятные словане бывают истинны)

Ранняя птичка носок прочищает, поздняя глаза продирает. (БСП со значением противопоставления, синонимично ССП Ранняяптичка носок прочищает, апоздняя глаза продирает)

Июльмакушкалета,декабрьшапка зимы. (БСП со значением противопоставления, синонимично ССП Июльмакушка лета, а декабрьшапка зимы)

Не верь ушам, верь своим очам. (БСП со значением противопоставления, синонимично ССП Не верь ушам, а верь своим очам.)




Итог урока

Вы достигли цели обучения, если…

- обозначили предикативные части сложного бессоюзного предложения;

- построили схемы;

- поставили точку с запятой между частями БСП.
Сегодня на уроке вы:

- определили скрытую и открытую информацию несплошного текста;

- корректировали и редактировали текст;

- ставили знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.

До встречи на следующем уроке!
Домашнее задание: упр.210 – записать свое мнение в таблицу по предложенным тезисам.





Краткосрочный план

Раздел 3. Война в судьбах людей

Урок 38

Дата

Класс: 11

Школа:

Учитель:

Кол-во присутствующих:

отсутствующих:

Тема: Авторская позиция в повести «Сотников».

Цели обучения:

11.2.4 - определять роль эпизода, его взаимосвязь с тематикой и проблематикой произведения на основе анализа художественных средств и приемов; 


Критерии оценивания

научиться объёмно, целостно воспринимать эпизод, видеть выражение авторской концепции мира и человека.

Языковые цели:

Учащиеся смогут:

- пополнить словарный запас

- выразить мнение по содержанию прочитанной информации;

Привитие ценностей

Приблизиться к осознанию нравственного кредо В. Быкова, который ставит читателя перед важным выбором, цена которому – жизнь.

Межпредметные связи

Раздел имеет междисциплинарные связи с историей.

Использование ИКТ

Учащиеся будут развивать навыки поиска информации по данной теме; работать с презентациями и видеоматериалами.

Предварительные знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретённых учащимися на предыдущих уроках.

План

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы и оборудование

Начало урока


  1. Орг. момент

Работа с эпиграфом.

- Сегодня мы продолжаем работу над повестью В.Быкова «Сотников», работаем над анализом эпизода (18 гл.) - Что такое эпизод? Как вы считаете, зачем надо работать над анализом эпизода?

Что даёт эта работа?

Каковы основные аспекты анализа эпизода?

- Сформулируйте цель нашего урока

- Чем вызвано обращение к этому эпизоду?

- Как объяснить желание Быкова рассказать о человеке на войне?




Середина урока


Быков рассказывал о написании повести: «Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: «Что такое человек…?

На что он способен?..» (см. эпиграф к уроку). Эти слова взяты в качестве эпиграфа к нашему уроку. Запишите слова Быкова.

- Почему Быкова волновали эти вопросы?

Почему старался заразить читателя своей болью? Во имя чего? Для какой цели?

Поэтому нашему уроку будут предпосланы слова Ф.М.Достоевского «Человек есть тайна…» (см. эпиграф)

- Как вы понимаете значение этих слов?

Назовите ключевое слово урока.

- Чем же определяется поведение человека?

- Что такое нравственность? - Какую задачу поставил Быков, исходя из этого?

- Назовите героев эпизода. Назовите главных, второстепенных героев? Почему так распределили героев? По ходу урока вы должны написать синквейн. В конце урока поделимся своими находками. Итак, нами определены основные вопросы, поставлены цели и задачи, которые будем совместно решать в группах.

Работа над анализом эпизода

- Мы переходим к работе над эпизодом.

- Определите его границы.

- Каков смысл эпизода?

- Как бы вы озаглавили эпизод? Почему

- Какая же проблема заявлена в эпизоде?

В каких произведениях встречалась подобная проблема?

Выступление групп

А теперь переходим к выполнению заданий.

У каждой группы своё задание. Внимательно слушаем, затем добавляем, выражаем свое мнение по услышанному.

1 группа

Составьте план эпизода, определяя его композиционные части.

2 группа

сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака, определяя языковые средства, к которым прибегал автор, чтобы выразить своё отношение.

- Будьте внимательны, определите читательское отношение к героям.

3 группа

Выбрать яркие высказывания, выражающие авторское отношение к героям, событию.

- Подумайте, чему учит повесть?

Какие качества надо в себе развивать?

Почему? Для чего?

4 группа

Попробуйте вжиться в образ мальчика в будёновке. От лица этого героя приготовьте рассказ о казни.

Представитель группы от лица мальчика в будёновке передаст историю казни, свои мысли и чувства от увиденного, постарается вызвать эмоциональный отклик слушателей.

- Внимательно следите за рассказом. Подумайте, не искажены ли факты?

Чем могли бы дополнить рассказ?

- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Дайте оценку работе группы по критериям:

- точность выбранного материала;

- последовательность, логичность изложения;

 постижение внутреннего мира героев.

- Подумайте, какова роль мальчика в будёновке. Как связан Сотников с образом мальчика?

- Чему учит повесть?

Вернёмся к словам Достоевского. Свяжите слова классика с нашими наблюдениями

Роль литературы недооценивать нельзя. В.Быков в 1975 г. говорил: «Литература должна, не переставая бить в свои колокола, настойчиво пробуждая в людях потребность в высокой духовности, без которой любой самый высокий прогресс материальной культуры будет не в радость». Поделитесь своими работами («лесенками», синквейнами)



Конец урока

5 минут


-Каковы ваши впечатления об уроке?

- Что для вас было наиболее трудным?

- Что вы считаете наиболее полезным для себя. Оцените свою работу. Домашнее задание: написать сочинение.

Темы по выбору:

1) Мои пять правил жизни;

2) Человек на войне;

3) Размышляю над прочитанным;

4) Анализ эпизода







Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности