Файл: 1. Проанализируйте материалы занятия. Создайте таблицу и перечислите основные этапы развития психологии в ее разделах. Охарактеризуйте в таблице кратко каждый этап.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





1.      Проанализируйте материалы занятия. Создайте таблицу и перечислите основные этапы развития психологии в ее разделах. Охарактеризуйте в таблице кратко каждый этап.



2.      Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая. В частности, в первобытном обществе было представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов, причем эта душа представлялась существующей независимо от «тела» (анимизм, анимистические взгляды на психику: душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга). Почему тогда были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались? Почему они до сих пор живы в виде обязательных элементов некоторых современных религиозных верований?


Возникновение таких взглядов на природу психики было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В настоящее время анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований .В современных религиях анимизм представлен немного в другом виде, а именно в виде монотеизма – веры в одного Бога – сверхъестественной сущности, создавшей всё и влияющей на всё в целом.

3.      Кто автор идеалистической трактовки сознания? Как вы считаете, связана ли эта трактовка с рождением интроспекции как метода психологии? Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Если наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?)

Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III V вв н.э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии.

Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. К 40-м годам как концепция дуализма, так и термин «интроспекция» в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода. Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в: 1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; 2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; 3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).

4.      К XX в. развитие психологических знаний прошло путь от анимистических представлений древних до понятия о психике как субъективном образе объективного мира. Покажите, какие факты, добытые наукой в разные периоды, привели, в конечном счете, к выводу о психике как субъективном образе объективного мира (перечислите основные вехи на этом пути).


Анимизм, тотемизм; Гиппократ: учение о темпераментах; Алкмеон: мозг – орган души; Анаксагор: «ум» как начало вещей; софисты: учителя мудрости; Сократ: познай самого себя; Платон: душа и царство идей; Аристотель: душа – способ организации тела; психологические воззрения в эпоху эллинизма; стоики; эпикурейцы; Гален; Плотин: понятие о рефлексии; Августин: понятие о внутреннем опыте; Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»; Бенедикт Спиноза: Бог – Природа; Лейбниц: проблема бессознательного; Томас Гоббс: ассоциация идей; Джон Локк: два вида опыта; Гартли: основоположник ассоцианизма; Беркли: вещь как комплекс; Сеченов, Павлов — рефлексы как основа психологии поведения










Семенова Анна Сергеевна