Файл: Вкр или по профильной организации по Вашему выбору, используя открытые источники информации. Опишите полученные результаты в виде разделов текста вкр и включите их в приложения к Отчету о практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 3 Выполните задачи ВКР, которые связаны со сбором материала для ВКР. Проведите сбор материалов и данных для выполнения ВКР по теме ВКР или по профильной организации по Вашему выбору, используя открытые источники информации. Опишите полученные результаты в виде разделов текста ВКР и включите их в приложения к Отчету о практике.

1. Теоретические подходы к разработке и реализации бизнес-плана организации
1.1 Цели и задачи бизнес планирования
Рыночная экономика тесно связана с ростом конкуренции, что в свою очередь весьма остро ставит перед менеджерами вопрос об ответственности за принимаемые решения, за последствия их проведения в жизнь. Большую сложность представляет проблема управления риском с учетом особенностей национальной экономики в современных условиях. Возникла и задача управления ликвидностью предприятия, поскольку актуальной становится проблема оценки его способности своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам. Поэтому в процессе планирования должны обосновываться различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития предприятий. Притом чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью, тем большее значение приобретает планирование.

Бизнес-план в таких условиях становится важным документом, помогающим высветить основные направления функционирования предприятия в течение определенного временного периода; он служит инструментом повышения степени осуществимости различных идей и проектов1.

На сегодняшний день бизнес-планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с бизнес-планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Бизнес-планирование — важнейший этап создания любой компании. Если подойти к нему ответственно и детально расписать основные разделы бизнес-плана, можно уже на старте скорректировать стратегию так, чтобы быстрее достичь поставленных целей2.

Поскольку бизнес-план демонстрирует перспективность проекта, то и создаётся он для:

  • учредителей компании — они могут увидеть в нём её сильные и слабые стороны, чтобы, анализируя их, быстрее приспосабливаться к изменениям рынка и эффективнее управлять бизнесом, менеджеры на основе бизнес-плана могут планировать свою работу;

  • будущих инвесторов, кредиторов, партнёров — с помощью документа они могут оценить прибыльность проекта, ликвидность, срок окупаемости и решить, целесообразно ли делать денежные вложения3.


Главная цель составления бизнес-планирования — планирование работы компании на ближайшее время и на будущее. Есть и другие:

  • использование бизнес-планирования в качестве основы для разработки стратегии — выбора ключевых направлений развития;

  • оценка возможностей;

  • привлечение денег, ресурсов для развития компании.

Такой документ может составляться и для специальных целей — войти в ассоциации, получить нужные контакты и т. д.

Задачи бизнес-плана:

  • определить ключевые, потенциально прибыльные направления развития компании, рынки сбыта;

  • разработать стратегию, шаги по её реализации, краткосрочные и долгосрочные цели;

  • определить возможности для отстройки от конкурентов;

  • продумать маркетинговые мероприятия;

  • оценить финансовое положение бизнеса, имеющиеся ресурсы, спрогнозировать издержки;

  • по возможности предусмотреть все риски4.

После запуска компании бизнес-план помогает отслеживать этапы реализации проекта и оперативно корректировать деятельность, к тому же через донесение его целей, которые сформулированы в документе, можно эффективнее управлять персоналом — повышать боевой дух команды, мотивацию и пр.

Бизнес-планирование на предприятии выполняет ряд функций:

- применение бизнес-плана для выработки стратегии, применяется при создании нового предприятия или при внедрении нового направления на действующем предприятии;

- планирование, с целью оценки возможностей развития новых направлений и осуществления контроля процессов внутри предприятия;

- привлечение денежных средств за счет кредитов и ссуд;

- привлечение денежных средств за счет инвестиций бизнес - партнеров;

- увеличение мотивации сотрудников предприятия, вовлечение всего персонала в процесс реализации бизнес-плана5.

При создании бизнес-плана на предприятии необходимо учитывать принципы планирования. Выделяется пять принципов, четыре из которых составил теоретик и практик менеджмента Анри Файоль практически 100 лет назад. Пятый предложил Рассел Акофф, исследователь системного подхода в менеджменте и управлении.

Принцип единства. В рамках этого принципа компания представляется как единая система с отдельными взаимодействующими подразделениями. Планирование позволяет координировать их работу. На практике это выглядит следующим образом: действия всех членов команды согласованы, всё работает как единый механизм. Соответственно, ситуации, когда поступает крупный заказ на производство, а сырья не хватает, либо когда запускается маркетинговая кампания, а производственные мощности не могут удовлетворить спрос, исключаются.


Принцип непрерывности. Сводится к тому, чтобы осуществлять планирование непрерывно, циклично. Должны быть месячный, квартальный, годовой планы. При этом старый план должен сменяться новым планом. Иными словами, составить план на год, а потом отложить его до следующего года — неправильно, ведь планирование — это точный маршрут к цели, и, продумав, его нужно потом придерживаться.

Принцип гибкости. Гибкость — это возможность корректировать готовые планы в соответствии с изменениями на рынке, непредвиденными обстоятельствами. На практике этот принцип реализовывается за счёт создания резервов — создания резервного фонда, загрузки производственных мощностей максимум на 80% и т. д.

Главное, чтобы корректировка была обоснованной.

Принцип точности. Согласно ему, в плане должны быть отражены точные данные, иначе не получится вовремя отреагировать на изменения рынка. То есть, по сути, нужно опираться на реальную, а не предполагаемую картину и планировать работу, исходя из этого. Другой момент — расписывать в плане настолько детально всё, насколько возможно.

Принцип участия. Он предполагает, что к составлению планов должны привлекаться сотрудники, которые непосредственно будут их реализовывать, вне зависимости от должности, обязанностей6.

План — это перечень задач для достижения цели. Следовательно, продумывая эти задачи, сотрудники будут больше мотивированы на результат (они охотнее будут выполнять работу, когда поймут, зачем они ею делают), улучшится коммуникация между отделами, и компания от этого только выиграет.

Разработка бизнес-плана является непрерывным процессом финансово – хозяйственной деятельности предприятия в целом. Создание бизнес-плана состоит из множества процедур, которые подразделяются на этапы.

Этапы процесса бизнес - планирования на предприятии представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 - Этапы процесса бизнес - планирования на предприятии7
Первым этапом процесса бизнес - планирования на предприятии является подготовительный этап, который включает в себя:

- принятие решения о создании бизнес-плана;

- ведение подготовительных работ для дальнейшей разработки и реализации бизнес-плана.

Второй этап процесса бизнес - планирования на предприятии включает в себя разработку бизнес – плана:

- сбор необходимых данных;

- проведение экспертных оценок и расчетов;


- документальное оформление бизнес-плана;

- первоначальное утверждение бизнес-плана.

Третий этап процесса бизнес - планирования на предприятии включает в себя продвижение бизнес – плана:

- проведение переговоров с партнерами;

- оформление договоров;

- проведение аудита бизнес-плана инвесторами, с целью принятия решения об инвестировании;

- окончательное утверждение бизнес-плана.

Четвертый этап процесса бизнес - планирования на предприятии включает в себя реализацию бизнес – плана:

- проводится анализ соответствия бизнес-плана поставленным целям;

- проводится оценка эффективности бизнес-плана;

- в случае выявления ошибок бизнес-план корректируется8.

Бизнес – планирование на предприятии способно избежать потенциальных ошибок при реализации новой продукции, таких как недостаточность капитала, неверный подбор персонала, отрицательный баланс и другое.

При разработке бизнес-плана используют следующие информационные источники:

- внутренние источники информации, к которым относятся бухгалтерская отчетность предприятия, архитектурные проекты, план производства работ, отчеты о предыдущих исследованиях и т.д.);

- внешние официальные источники информации, к которым относятся строительные нормы и правила, нормативно – законодательные материалы, документы Минстроя и Госстроя России и т.д.);

- внешние научно-исследовательская информация (пособия и журналы по планированию, экономике, управлению строительным производством и т.д.);

- внешняя коммерческая информация (материалы аналитических и консалтинговых фирм).

Таким образом, бизнес – план представляет собой краткое описание, позволяющее выбрать оптимальный и перспективный вариант производства новой продукции на предприятии. Бизнес-план состоит из разделов, при создании которых осуществляются этапы процесса создания бизнес – планирования и учитываются принципы планирования на предприятии.
1.2 Основные разделы бизнес-плана
Существует несколько вариантов структуры и разделов бизнес-плана. Зависят они от той сферы деятельности, для которой разрабатывается проект. Для сферы услуг это может быть простой проект, не содержащий некоторых разделов. А вот для больших производственных предприятий это должен быть детальный и подробный бизнес-план. От задач может зависеть и выбор методики расчетов тех или иных показателей.


Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план. При втором подходе инициаторы бизнес-план сами не разрабатывают, а являются заказчиками. Разработчиками являются фирмы, авторские коллективы, эксперты и консультанты9.

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести:

  • специфику вида деятельности;

  • размеры предприятия;

  • цель составления бизнес-плана;

  • общую стратегию предприятия;

  • размер предполагаемого рынка и наличие конкурентов

  • требования потенциального инвестора и др10.

На один проект на предприятии может быть разработано несколько бизнес-планов. Например: один внутренний − рабочий бизнес-план для самого предприятия, второй – внешний для потенциальных коммерческих инвесторов, третий − внешний для получения поддержки администрации города и т.д. Причем каждый из них будет разным по структуре, объему, полноте раскрытия тех или иных вопросов, несмотря на то, что все они будут раскрывать суть одного и того же проекта.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Отсутствие единого стандарта разработки бизнес-планов объясняется и различными видами бизнеса, и различными целями, с которыми создаются бизнес-планы. Тем не менее, можно выделить разделы, которые обычно присущи бизнес-плану.

Любой бизнес-план начинается с оформления титульного листа, на котором указывается название самого проекта, наименование организации, для которой он разрабатывался, ее расположение (страна, город), телефоны, данные владельца и того, кто этот документ составлял и разрабатывал, дата создания. Могут на титульный лист выноситься и финансовые показатели, если планируется бизнес-план показывать потенциальным кредиторам или инвесторам. Чаще всего в таком случае указываются сроки окупаемости, доходность, необходимость получить заемные средства и их количество.

Кроме того, на титульном листе может быть указана информация о политике конфиденциальности. Как правило, там указывается тот факт, что разработанный бизнес-план не должен быть раскрыт третьим лицам.

После титульного листа оформляется первый раздел бизнес-плана – резюме. В нем содержится обобщенная информация. Задачей этой части документа является привлечение внимания читателей, а точнее возможных инвесторов или кредиторов. Именно резюме создает первое впечатление, от которого зачастую и зависит успешность и реализация проекта