Файл: Вкр или по профильной организации по Вашему выбору, используя открытые источники информации. Опишите полученные результаты в виде разделов текста вкр и включите их в приложения к Отчету о практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих опера­ций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может слу­читься. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуются предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные раз­работки, предшествующие первым шагам предприятия. Можно верить или не ве­рить в планирование, но избежать его в полном смысле этого понятия никому не удается. Отсюда альтернати­ва: планировать самому или быть планируемым. Необходимость составления планов предо­пределяется многими причинами; в их числе: неопределенность будущего, координирующая роль плана, оптимизация экономиче­ских последствий, ограниченность ресурсов22.

Разработка бизнес-планирования состоит из нескольких этапов.

  • Подготовительный - определение целей написания бизнес-плана, источников информации и круга читателей, а также разработка общей структуры документа.

  • Разработка по разделам - сбор информации из первичных и вторичных источников и непосредственное написание документа. Для составления грамотного и четкого плана потребуются данные о потенциальных размерах рынка, производственных операциях и сырье, финансовых аспектах деятельности фирмы и т. д. На этапе анализа полученной информации выделяются основные направления деятельности компании, определяются слабые и сильные стороны бизнеса и оцениваются возможности и риски.

  • Анализ чувствительности - анализ устойчивости проекта по отношению к внешним показателям. На этом этапе рассчитываются показатели ликвидности, деловой активности, рентабельности, эффективности инвестиций и т. д. Полученные данные позволяют сделать выводы о конкурентоспособности проекта.

  • Обсуждение с ведущими специалистами структурных подразделений, руководителями компании и консультантами сторонних организаций. Это определяет необходимость доработки или внесения нужных корректировок и помогает довести документ до ума.

  • Заключительный – финальная редакция, утверждение и передача документа заинтересованным лицам23.


Конечный вариант плана должен выполняться на высоком уровне. В документе обязательно наличие схем, таблиц, рисунков, которые наглядным образом продемонстрируют инвесторам и банкирам все преимущества вложения средств в исследуемое направление. Как правило, он состоит из 25-50 страниц и охватывает временной отрезок в три-пять лет. При этом первые два года рассматриваются по месяцам, а третий и последующий – в разрезе одного года.

При работе над бизнес-планом необходимо соблюдать определённый механизм построения проекта. В этом механизме, первым, что необходимо указать - это цель предприятия, которая указывается в зависимости от временного интервала. Цели, которые ориентированы на перспективу, могут иметь общие характеристики, а те, которые предусмотрены на ближайший период, должны быть конкретизированы. Так же нужно провести увязку целей государства и самого предприятия. Необходимо раскрыть возможности реализации интересов потребителей на основании выработанных целей. Необходимо опираться на следующие принципы: Цели должны быть достижимыми и реалистичными, измеримыми и конкретными, быть ориентированными во времени.

Следующая часть механизма – стратегия торговой деятельности. Необходимо охарактеризовать вид деятельности и сегмент рынка, в котором собирается работать организация, а так же преимущества предприятия перед конкурентами. Необходимо коротко описать возможности, которые существуют у предприятия для входа на рынок и утверждения в нём. Так же, нужно обозначить слабые и сильные стороны в действиях конкурентов, описать контраргументы. Отметить перспективы выхода на другие сегменты рынка, включая и международный сегмент.

Компетенция и профессионализм кадров. Нужно дать краткую характеристику руководителю организации, так же имеющемуся персоналу, квалификацию работников, их опыту, достижениям и способностям. Подчеркнуть взаимосвязь между деловыми качествами работников с возможностями в достижении цели.

Следующий сегмент механизма – финансы и инвестиции. Необходимо обобщить финансовую и экономическую стороны деятельности организации, указать время, которое необходимо для достижения окупаемости данного бизнес-плана и устойчивого потока денежных средств, а так же ожидаемую рентабельность. Для инвесторов необходимо дать суммарную оценку размерам финансирования, определить срок, в который будет отдан долг, а так же назвать форму получения отдачи от вложенного капитала24
.

Практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельству­ющие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места, как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.

Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизвод­ственного или корпоративного планирования, включает не весь ком­плекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориенти­руется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое плани­рование может включать различные виды совместной текущей и пер­спективной деятельности.

Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершает­ся. Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере выпол­нения одного годового плана фирмы после соответствующей коррек­тировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие простран­ственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет.

В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проек­та необходимых производственных ресурсов и, в первую очередь, де­нежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тща­тельного обоснования многих финансовых показателей с учетом су­ществующей степени риска не только во внутренней производствен­но-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финан­совых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходи­мы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.

В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя – учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимают­ся профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линей­ных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реаль­ной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в буду­щем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-про­екта на основе соизмерения затрат и результатов
25.

На начальных этапах составления бизнес-планов на те или иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выпол­нения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В даль­нейшем требуется проведение специалистами подробных или уточ­ненных расчетов основных планово-экономических показателей.

Необходимость разработки бизнес-планов обусловлена следующими причинами:

·новые экономические условия требуют новых предпринимателей и дают им возможность попытаться реализовать свои «предпринимательские наклонности». Однако многие из этих людей никогда не руководили каким-либо коммерческим предприятием и потому крайне слабо представляют весь круг проблем, связанных с предпринимательством в условиях рыночной экономики;

·меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному ему борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей;

·бизнес-план является связующим звеном между организатором производства и инвестором. Если предприниматель рассчитывает не только на свои средства, а хочет привлечь средства со стороны, то есть заинтересовать потенциальных инвесторов вложить деньги в предлагаемое дело, необходимо доказать им эффективность такого вложения.

·бизнес-план позволит предпринимателю отчетливо увидеть перспективы бизнеса, оценить существующую экономическую ситуацию и возможности, определить эффективные направления развития компании и все необходимые действия по достижению поставленных целей, проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.

·бизнес-план будет служить стандартом, с которым можно сверять результаты практической деятельности по его реализации и вносить в эту деятельность необходимые коррективы26.

Рассмотрим международные методики построения бизнес-плана для предпринимательских проектов, в том числе коммерческих и социальных.

Методика KPMG. KPMG – глобальная сеть фирм, оказывающих профессиональные услуги. Специализируется на аудиторских, налоговых и консультационных услугах. Штаб-квартира находится в Нидерландах, компания действует более чем в 150 странах. Согласно KPMG, бизнес-план является одновременно управленческим инструментом и инструментом продаж. Это ценный управленческий инструмент для развития, расширения и текущей работы вашего бизнеса, будь то производственная компания, сервисная или торговая организация. Это инструмент продаж для завоевания и сохранения поддержки со стороны инвесторов. Эксперты KPMG отмечают, что все бизнесы сталкиваются с вопросами планирования и измерения достигнутых результатов в основных областях деятельности, таких как производство, маркетинг, управление и финансы. Поэтому некоторые вопросы, которые необходимо исследовать в бизнес-плане, остаются одними и теми же для всех видов бизнеса, например размер и рост целевого рынка, конкуренты и т. д.


Методика Ernst & Young. Ernst & Young (EY) – глобальная компания, оказывающая профессиональные услуги, со штаб-квартирой в Великобритании. EY осуществляет деятельность в более чем 150 странах и предоставляет аудиторские, налоговые, консалтинговые и консультационные услуги. Руководство EY по составлению бизнесплана (3-е издание) было переведено на русский язык и опубликовано в 2010 г. Согласно EY, традиционные подходы к бизнес-планированию уже не являются достаточно гибкими или достаточно сложными, чтобы реагировать на динамические изменения в бизнес-среде. Если бизнес-планы отключены от повседневной реальности организации, процесс бизнес-планирования не приведет к желаемым результатам. Любой план должен включать ключевые аспекты рынка, управленческой команды и финансового влияния бизнес-модели. Не существует согласованного формата для всех бизнес-планов, однако они должны следовать логической последовательности в объяснении идеи, преимуществ и результатов27.

Бизнес-планирование должно быть связано с целью организации и интегрировано в цикл управления бизнесом. Новые проекты должны начинаться на основе существующих стратегических инициатив или на их совершенствовании, чтобы адаптироваться к изменениям ключевых экономических и бизнесусловий. Бизнес-план должен основываться на четко определенных показателях результатов, которые напрямую связаны со стратегическими задачами организации и выступают в качестве мер для оценки успеха.

Методика Deloitte. Deloitte Touche Tohmatsu Ltd – сеть, предоставляющая профессиональные услуги, штаб-квартира располагается в США. Deloitte предоставляет аудиторские, налоговые, консалтинговые услуги, консультирование по рискам предприятия и финансам по всему миру.

Согласно Deloitte, бизнес-план обслуживает внешние и внутренние задачи. Любая заявка по привлечению средств почти наверняка потребует предоставления бизнес-плана. Это в равной степени относится к банкам для получения овердрафтов и кредитов, государственным учреждениям – для грантов, венчурным инвесторам – для кредитов и капитала. Также многие родительские компании требуют от дочерних компаний (филиалов) представлять бизнес-план каждый год. Бизнес-планы также являются важным документом планирования для собственного менеджмента компании.

Deloitte подчеркивает, что проект не должен быть как неподвижная цель, и бизнес-план должен показать текущее состояние, текущие потребности и будущие перспективы проекта. План должен описывать сильные стороны компании, но в то же время быть реалистичным относительно ее проблем и того, как предполагается их преодолеть или минимизировать.