Файл: Общая характеристика античной политикоправовой мысли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) Человек по своей природе есть «животное общественное и политическое» - т.е. в людях изначально заложена потребность объединиться и жить в государстве, так как удовлетворить свои потребности в одиночку индивид не может;

2) Процедура учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира Богом, а государство является частью земного порядка, управителем которого является Бог – поэтому, прежде чем приступать к руководству государством, необходимо внести порядок в его учреждения;

3) Цель любой государственности – «общее благо», создание условий для достойной и разумной жизни, полноценного развития человека. Для этого, по Аквинату, необходимо сохранение неравенства и существующей феодальной иерархии, привилегированного положения состоятельных людей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, всеобщее повиновение высшим сословиям;

4) Любая “политическая общность” (т.е. государство) образуется из ремесленников, земледельцев, солдат, политиков и других категорий работников (т.е. Аквинат воспроизводит здесь обычные для Средневековья представления о разделении труда и социальной стратификации). Для нормального развития государство должно опираться на определенное число физически крепких, мужественных и интеллектуально развитых людей;

5) Любая государственная власть подразделяется на три основных элемента: 1) сущность; 2) форму (происхождение); 3) использование (т.е. механизм).

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором высшие слои общества управляют низшими. Данный порядок заведен Богом и по сути своей представляет божественное, благое установление. При этом конкретные способы происхождения (точнее, завоевания) власти, те или иные формы ее устройства могут оказаться несовершенными и несправедливыми. Использование власти может привести к злоупотреблению ею со стороны правителей, когда последние властвуют с помощью неправедных средств, безбожно и несправедливо. Таким образом, если первый элемент власти (сущность) безупречен, то второй и третий подвержены искажению. Это может произойти в том случае, если правитель уклоняется от наставлений римско – католической церкви;

6) В зависимости от характера власти выделял 3 правильных формы правления (монархия, аристократия и политика), и 3 отклоняющихся (тирания, олигархия и демагогия (демократия) – отмечал преимущество смешанной формы правления, однако процветание общества считал возможным лишь при монархии;


7) Наилучшей формой правления является смешанная (где монарх олицетворяет единство, аристократия – влияние заслуг, а участие во власти подданых – гарантию мира и согласия). При этом процветание общества возможно лишь при анархии;

8) Правителя – тирана, который творит произвол и правит вопреки божественным установлениям, народ имеет право свергнуть. Однако окончательное решение о возможности его насильственного отстранения от власти может принимать только церковь;

9) Все формы существовавшие в истории формы правления несовершенны (хотя известное предпочтение Фома отдает прямой демократии), и поэтому следует пытаться создать «смешанное правление», сочетающее в себе черты демократии, аристократии и монархии. Имеено такой режим и призван утвердить в обществе «распределительную справедливость» (т.е. выдвинуть сильных и способных в руководство государства).

В русле официальной доктрины церкви выражены представления Фомы Аквината о сущности закона и права:

1) В основе любого закона лежит христианское представление о долге по отношению к ближним, церкви и государственным властям, который заповедал человеку Бог, а также правда и справедливость (справедливость по Аквинату – стремление воздавать каждому свое);

2) Все законы связаны между собой отношениями субординации. В основе «пирамиды законов» лежит вечный закон (lex aeterna), управляющий Вселенной, от которого производны все другие виды законов; Он является высшим, поскольку без опоры на него невозможно окончательно истребить зло, а люди из – за несовершенства человеческого разума не смогут прийти к единому представлению о правде;

3) Производным от божественного закона является естественный закон (lex naturalis), который не является действительным без соответствия божественному закону, не будучи установленным властной инстанцией и обнародованным («Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе»). Он предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать божественную истину и уважать других людей;

4) Конкретизацией (конкретным воплощением) естественного закона служит человеческий (позитивный) закон (lex humana). Его предназначение – силой и страхом принуждать людей (которые по природе своей несовершенны) избегать зла и достигать добродетели, упорядочивать жизнь общества; При этом в отличие от закона естественного человеческий (позитивный) закон изменяет свое содержание в зависимости от конкретной страны и периода времени. В то же время общее в законодательстве различных стран образует т.н. 
«право народов» (ius gentium);

5) Законодательство отдельных (феодальных) государств надлежит соблюдать столь же неукоснительно, как и предписания божественного разума.

Марсилий Падуанский

За критику папства и открытую поддержку императора Людовика Баварского в его борьбе с папой был объявлен еретиком, отлучен от церкви в 1327 г. и приговорен к сожжению на костре. Участвовал в итальянском походе императора Людовика Баварского, сделавшего М. Падуанского викарием Рима. Последние годы жил в Германии, где и умер.

Основная работа «Защитник мира» (написана в 1324, опубликована в 1522). В книге автор рассуждает о небесных и земных целях человека, о законах, определяющих пути достижения этих целей. Эти рассуждения изложены в виде толкований модной в то время «Политики» Аристотеля, но сопровождались ссылками на Святое писание. Не исключено, что книга была написана в связи с тем, что в 1302 г. папа Бонифаций VIII издал буллу, в которой провозгласил абсолютный приоритет церковной власти над светской.

Государство.

Падуанский во многом заимствует у Аристотеля теорию происхождения государства. Государство возникает в результате эволюции человеческого общества: семьи во имя общего блага объединяются в роды, роды в племена, племена в города. Завершающая стадия – появление государства, которое формируется в результате соглашения, заключенного между людьми, проживающими на одной территории. М.Падуанский определяет государство как политический союз, цель которого - забота о благе населения.

Формы правления, как и Аристотель, он разделяет на правильные и неправильные. Предпочтение отдает монархии (наследственной и выборной). При этом доказывает, что выборная монархия более совершенна, т.к. монарх даже пожизненно и всенародно избранный, ответственен перед подданными, и может быть смещен народом, когда превышает свои полномочия и правит не на основе законов.

Разделение государственной власти. М.Падуанский проводит четкое различие между властью законодательной и исполнительной. Утверждал, что подлинным источником всякой власти является народ, однако не весь, а его лучшая, достойнейшая часть. Членов общества он делил на две категории: высшую и низшую, где высшая (чиновники, священники, военные) служат общему благу, а низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботятся лишь о своих интересах. Только народ – единственный носитель суверенитета и верховный законодатель. Власть законодательная определяет компетенцию и организацию власти исполнительной. Исполнительная власть должна осуществлять волю законодателя (народа), быть единоличной и действовать в рамках закона. Кроме того, она и избирается народом (как и все должностные лица любого ранга).


Соотношение церкви и государства. М.Падуанский полагал, что светская и церковная власти должны быть разделены. Попытки церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства. Духовенство имеет право только проповедовать христианское учение. Он отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, считая, что не должно присутствовать принуждения в делах религии. Еретика нужно не убивать, а изгонять из государства (если его учение вредно для общежития), и делать это может только государство, но не церковь. Высказывался за реформу церкви, за выборность священников и подвластность их светскому суду, за отмену ряда привилегий римских пап.

Право.

Духовная власть должна быть отделена от светской власти. Отсюда проистекает деление законов на два вида по их цели, содержанию и способам обеспечения:

  • божественный закон - указывает путь вечного блаженства, определяет различия между грехом и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире;

  • человеческий закон – это правила, регулирующие человеческое поведение, содержание приказания, запрещение, дозволение. Он отражает божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, обеспечивает общее благо, прочность власти, различает правомерное и неправомерное поведение, устанавливает справедливость.

М. Падуанский делает вывод, что право есть установленные государством границы дозволенного и запрещенного. Таким образом, не государство базируется на праве, а право определяется государством.

14.Концепция «двух градов» Августина и его учение о власти и государстве.

В центре социально-политических взглядов Августина стоял вопрос о государстве, В период кризиса государственности в Римской империи, очевидцем которого он стал, Августин старался создать концепцию христианского государства. Опираясь на античную философию, считал, что задача государства - забота о общем благе народа. Народ он понимал как «большое разумное множество, сплоченное полным единством своих идеалов». Обязанность народа и государства - укреплять высокие идеалы.

Задача государства - забота о мире и обеспечении безопасности граждан, поддержание в социуме порядка и спокойствия. Достичь этого можно, опираясь на справедливый закон
, без которого невозможно политическое устройство. Государство без закона – не настоящее государство.

Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории.

Мир в государстве - большая ценность. Однако Августин признавал возможность справедливой войны: народ, подвергшийся нападению, имеет право защищаться.

Государство должно обеспечить народу порядок и безопасность. Государство поддерживает закон, охраняет собственность граждан, карает нарушителей. Все это невозможно без судов. Подчеркивая необходимость судов, Августин отмечает, что их деятельность должна быть исходить из гуманности.

Забота о людях и их благе дает государству право требовать от них повиновения. Без власти невозможна общественная жизнь. Власть происходит от Бога. Конечной причиной объединения людей в общество Августин считал социальную природу человека, который был создан Богом.

Важной проблемой для Августина было отношение между государством и Церковью. Каждый из этих институтов важен и необходим, и между ними существует взаимозависимость. Церковь должна признавать специфические цели государства и не нарушать общественного спокойствия, не противоречить законам государства (если эти законы не противоречат божественным заповедям). Государство должно признавать авторитет Церкви в духовной сфере и, исходя из превосходства духовных целей над мирскими, темными целями, подчиняться духовному авторитету Церкви. Вопрос о соотношении полномочий Церкви и государства в эпоху Средневековья вышел далеко за пределы чистой теории. Соперничество светской и духовной власти пронизывает всю историю Средневековья.