Файл: Лекция 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, т. е. как развивалось или какова история того или иного явления, имеюще­го отношение к данной научной дисциплине. Исторический метод используется специалистами общественного здоровья и здравоох­ранения как в научных, так и в учебных целях и позволяет объек­тивно определить приоритетные проблемы и исключить дублиро­вание исследований. Это, в свою очередь, способствует определению приоритетных направлений в области общественного здоро­вья и здравоохранения и рациональному использованию финансо­вых средств. Например, при внедрении системы медицинского стра­хования или принципов семейной медицины в здравоохранение Российской Федерации анализируется исторический опыт их при­менения в других странах и т. д.

Метод экономического анализа. Он позволяет устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику, зависимость экономического развития от уровня общественного здоровья и показателей общественного здоровья от социально-экономических условий жизнедеятельности населения.

Экономический методвключает, прежде всего, финансовую сто­рону тех или иных мероприятий в сфере общественного здоровья и здравоохранения, позволяет определить или обосновать эконо­мическую целесообразность данных мероприятий. И самое глав­ное, экономический метод позволяет определить экономическую эффективность (рентабельность) вложенных в общественное здо­ровье и здравоохранение ассигнований. В случае отсутствия тако­вой экономический метод еще на этапе разработки мероприятий дает возможность избежать необоснованных финансовых затрат. Например, если доказано, что применение того или иного метода диагностики, профилактики или лечения заболеваний позволяет уменьшить сроки лечения и предотвратить развитие заболевания, то данный метод обладает экономической эффективностью и его следует активнее использовать. Можно утверждать, что при разра­ботке, обосновании и совершенствовании того или другого метода или системы мероприятий обязателен экономический анализ. Не­достаточное использование или пренебрежение экономическим методом привело и приводит к различным негативным последстви­ям в общественном здоровье и здравоохранении.

Экспериментальный метод. Он позволяет оценивать индивидуальное и общественное здоровье в зависимости от разнообразных факторов внешней среды, определять направления и организационные формы развития здравоохранения, вести поиск новых форм и методов профилактики болезней и охраны здоровья населения.


Экспериментальный методпредполагает апробацию, т. е. вне­дрение на ограниченной территории, в отдельных регионах и об­ластях новых организационных форм и методов оказания меди­цинской помощи, профилактики и диагностики заболеваний. В случае положительного результата данные методы и формы рас­пространяются повсеместно.

Нельзя не сказать о так называемом системном анали­зе как основе многих, если не большинства, методов научных ис­следований, в том числе математических, статистических, социологических и др. Этот метод (даже методология) особенно успеш­но используется при исследовании общественных и биологичес­ких систем (совокупности взаимосвязанных частей, элементов, представляющих новое свойство, новое качество в сравнении со свойствами отдельных составляющих). Общественное здоровье, здравоохранение как раз представляют собой сложные, развиваю­щиеся, динамичные системы, тесно связанные с другими система­ми, отраслями, областями знаний науки и общества.

Он позволяет на основе анализа взаимосвязанных процессов и факторов выявлять неэффективные звенья, препятствующие развитию систем или служб здравоохранения, выявлять системные факторы риска, нарушающие состояние общественного здоровья, разрабатывать стандартизованные формы технологии лечебного и профилактического процесса.

Такие методы как: статисти­ческие вплоть до математического моделирования, истори­ческие, экономические, экспериментальные, аналитические, нормативные, экспертные, социологические, психологические и многие другие, применяемые при изучении и оценке общественного здоровья и здравоохранения, называются социально-гигие­ническими.

Таким образом, дисциплина «Общественное здоровье и здравоохра­нение» имеет свой предмет, объект исследования и изучения (общественное здоровье и здравоохране­ние) и совокупность методов и подходов, что, бесспорно, отвечает современным требованиям и критериям определения ее как само­стоятельной науки и предмета преподавания.

4. История становления ОЗ


Предпосылки, а вернее, причины возникновения науки и учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохра­нение», заключаются в появлении потребности на­учно обоснованного объяснения природы здоровья и болезней не только отдельного человека, но и групп людей, их со­обществ, т.е. общественного здоровья.

Первой предпосылкой, способствовавшей зарождению данной дисциплины, можно назвать установление причин и механизмов распространения в обществе различных инфекционных и парази­тарных заболеваний, которые, как известно, являлись наиболее массовыми вплоть до XIX столетия и во многом определяли тип или профиль патологии населения, а, следовательно, и обществен­ное здоровье. Борьба с инфекционными заболе­ваниями была основой общественных (государственных) мер или социальной политики в области медицины. Вся история врачева­ния, начиная с рабовладельческой эпохи, вся история цивилизо­ванной медицины свидетельствует о неустанных попытках лечения и, что особенно важно, предотвращения массовых, т.е. инфекци­онных, паразитарных, прежде всего, особо опасных эпидемических заболеваний. Однако, пока не наступила эра бактериологии, когда с помощью микроскопа были обнаружены микроорганизмы-возбудители инфекционных заболе­ваний, и были раскрыты научные основы, т.е. установлены подлинные причины этих заболеваний, нельзя было рассчитывать на успех в борьбе с ними. Именно это великое открытие XIX века положило начало учению об иммунитете и на его основе — вакцинации и другим действенным шагам лечения и предупреждения массовых инфекци­онных заболеваний. Большой вклад в решение этого вопроса внесли Л. Пастер, Р. Кох, И. И. Мечников и другие выдающиеся ученые.

Именно в этот период возникает выраженная потреб­ность в научном обосновании комплекса медико-социальных ме­роприятий, направленных на снижение распространенности инфек­ционных и паразитарных заболеваний, уменьшение социальных по­следствий.

Вторая причина развития общественного здоровья и здравоох­ранения — это организованные общественные движения трудящих­ся за социальные и политические права,
 среди которых на одно из первых мест выдвигалось право на охрану здоровья. Правящий класс, государство были вынуждены в той или иной мере решать выдвигаемые требования. В середине и к концу XIX века правитель­ства ряда европейских стран были вынуждены в ответ на массо­вые выступления трудящихся осуществить реформы и принять за­коны о социальной помощи рабочим, в том числе о страховании и охране здоровья.

Третья предпосылка связана с появлением и развитием государ­ственных медицинских учреждений и элементов государственно­го здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, пред­назначенных прежде всего для оказания медицинской помощи ма­лоимущим слоям населения и профилактики инфекционных забо­леваний. В России получили развитие земская и фабрично-завод­ская медицина.

Развитие социологии — науки об обществе — четвертая пред­посылка, способствовавшая становлению общественного здоровья и здравоохранения. Социология широко использовала для своих целей знания философии, экономические концепции, статистику и демографические данные. К этому времени были созданы теории о народонаселении, классификация и номенклатура болезней.

Пятая предпосылка — это интенсивное развитие естествозна­ния и гигиены. К числу наиболее важных достижений в данной области можно отнести: дарвинизм, нервизм, появление новых ме­дицинских дисциплин (оториноларингологии, офтальмологии, пе­диатрии и др.).

Среди новых наук и учебных дисциплин — экспериментальная гигиена, которая разрабатывает учение о влиянии на организм физических, химических, биологических факторов внешней среды. Однако некоторые ее первые представители не ограничиваются лишь исследованием природных факторов — в поле их внимания попадает человек не только как биологическая особь, но и как су­щество социальное, живущее в мире человеческих, общественных отношений, которые влияют на здоровье и патологию. Возникает интерес к изучению социальных условий, факторов, процессов по отношению к здоровью человека и его воспроизводству. Создается предпосылка для формирования и исследования
, так сказать, со­циальной, общественной стороны гигиены. Именно так в начале ХХ столетия обозначается новая наука (дисциплина) об обществен­ном здоровье и здравоохранении.

Наиболее интенсивно становление общественного здоровья и здравоохранения происходило в Германии. В 1903 г. в этой стране молодой врач Альфред Гротьян начал издавать журнал по социальной гигиене, в 1905 г. он основал в Берлине научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, а в 1912 г. добился доцентуры и в 1920 г. — учреждения кафедры социальной гигиены в Берлинском университете.

Поэтому он фактически является основоположником социальной медицины как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В последующем и в других университетах Германии стали создаваться курсы и кафедры социальной гигиены, которые после второй мировой войны были превращены во многих университетах в кафедры социальной медицины как научной дисциплины, охватывающей все социальные проблемы медицины, а не только профилактический ее раздел (социальная медицина). В Германии в области социальной гигиены работали видные ученые. Среди них соратник и последователь А. Гротьяна профессор А. Фишер, написавший первый учебник по социальной гигиене, который был переведен на русский язык в 1929 году. Социальная гигиена Гротьяна была реформистской, так как посредством этой науки была вскрыта социальная этиология многих болезней. На основе социальной гигиены активно развивались натуралистические теории медицины, объяснявшие многие ее социальные проблемы: евгеника, мальтузианство, социал-дарвинизм.

Социальная гигиена Германии очень сильно переплеталась с социальными проблемами политики. Поэтому в 1934 году, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты (фашисты), на основе социальной гигиены была создана расовая гигиена. Этим самым был нанесен большой вред данной науке и был приостановлен процесс ее активного развития в Германии и в других странах Европы.

В царской России начало по активному изучению социальных проблем медицины положил М.В. Ломоносов своим трудом «О размножении и сохранении российского народа». Крупный вклад в социальные проблемы медицины внесли отечественные ученые-медики XVIII-XIX века: Мудров, Пирогов, Боткин, Сеченов, Захарьин. Особый вклад в становление в стране социальной гигиены как основы социальной медицины внесли ученые-гигиенисты