Файл: За годы Советской власти понятия предпринимательство практически было исключено из экономической лексики, а термин предприниматель воспринимался негативно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Синдикат - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.

Концерн — финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецко-говорящих стран Европы и в странах Прибалтики. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Консорциум — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.

Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.

Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.

Холдинг — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией. Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.


Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.

Транснациональная компания (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах.

Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.

Принимающие страны — страны, в которых размещена собственность ТНК.

Принадлежать к ТНК, как правило, способна фирма, в которой очень высокий уровень эффективности управления сравнимый с государственным. Причём, не всегда, именно качество продукции ТНК играет решающую роль; Ибо многие компании, являясь по определению ТНК, осуществляют, лишь сбыт, некоторой продукции, которую сами не производят.
2.4 Отличительные особенности организации форм предпринимательской деятельности в развитых странах
2.4.1 Формы коммерческих предприятий в США

Среди организационно-правовых форм бизнеса большое распространение в США получили единоличные предприятия. Это в основном мелкие предприятия в розничной и мелкооптовой торговле и в сфере услуг. Здесь ответственность предпринимателя является неограниченной. Судебный иск может выть обращен на все его имущество.

Надо отметить исключительную простоту процедуры регистрации таких предприятий. По существу, исполнения каких-либо формальностей, связанных с регистрацией единоличного предприятия, не требуется. Единственный официальный документ — налоговая декларация. Финансовые записи не обязательны, их необходимость связана, прежде всего, с налоговыми целями. Вместе с тем для некоторых видов деятельности требуются лицензии административных органов штата, в котором предполагается эту деятельность осуществлять.

Достаточно широко распространена в США такая организационная форма бизнеса, как партнерство — аналог российского товарищества.

Общее партнерство, или просто партнерство, функционирует на основе законодательства и договора между партнерами. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, если иное не определено в соглашениях между ними. Как и в единоличных предприятиях, предприниматели партнерств несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам партнерства.


Партнерства в США не облагаются налогами, так как налоги уплачиваются с доходов предпринимателей, входящих в состав партнерства. Партнеры, однако, оформляют налоговые декларации. Затем каждому партнеру направляется специальная форма К1, устанавливающая его долю в прибылях и убытках партнерства; она подается в налоговые органы совместно с декларацией об индивидуальных доходах.

Другой организационно-правовой формой партнерства является партнерство с ограниченной ответственностью. В таких партнерствах объединяются высококвалифицированные специалисты для занятия профессиональной деятельностью в сфере юридических и финансовых услуг, медицины и др. Причем, обычно это мелкие и средние предприятия.

Для создания партнерства нужны как минимум один полный и один ограниченный партнер. Создание партнерств требует выполнения некоторых официальных формальностей: партнеры должны передать в секретариат штата, подписанный ими сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнерства, его членах, структуре капитала и др. По налогообложению положение ограниченных партнерств аналогично положению общих.

Наиболее распространенная и универсальная форма бизнеса в США – корпорация, которая строит свою деятельность в соответствии с уставом (т.е. статьями об ассоциации) и внутренним регламентом. Наличие этих двух документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Вместе тем регламент — это внутренний документ корпорации, его не надо нигде утверждать. Статьи об ассоциации содержат положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент дополняет и детализирует статьи об ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме.

Федеральная налоговая система предусматривает налоговые льготы для малых корпораций; они освобождаются от налога на прибыль. В 1997 г. в США насчитывалось 23,6 млн. фирм, в том числе 4,7 млн. корпораций (19,9%), 1,8 млн. партнерств (7,5%) и 17,2 млн. индивидуальных предприятий (72,6%). По масштабам продаж на первом месте находились корпорации (около 88%), на втором — партнёрства (7,2%), и на последнем — индивидуальные предприятия (4,8%). На долю малого (с численностью занятых до 100 человек) и среднего (от 100 до 500) бизнеса приходился 41% общего объёма продаж. В малом и среднем бизнесе было занято 51,9% всей рабочей силы.


В последние годы в США все большую популярность завоевывает такая организационно-правовая форма бизнеса, как компания с ограниченной ответственностью (LLC). Это гибридная, или комбинированная, правовая структура, сочетающая в себе черты корпорации (ограниченная имущественная ответственность участников) и партнерства (доходы LLC облагаются налогом так же, как доходы партнерства, т.е. только как доходы её участников). В этом заключается их основное преимущество перед корпорациями, которые, как известно, платят еще и налог на прибыль. Таким образом, LLC вполне приемлема для налогового планирования. А для бизнеса, для которого важен имидж, лучше подходит корпорация.
2.4.2 Формы коммерческих предприятий в Японии

По данным известного экономического обозревателя Японии Такао Накадзава, роль среднего и малого бизнеса в Японии весьма велика и составляет по числу предприятий 99,1%, а по численности работающих 78%. Из этого он делает вывод о том, что Япония – страна среднего и малого бизнеса. Финансируют малые и средние предприятия главным образом социальные кредитные кооперативы.

Следует отметить высокую эффективность и рациональность японской системы управления производством. Она сочетает в себе развитие предпринимательства и нововведений, высокую прибыльность с заботой о работниках.

У японских управляющих и других работников очень высока степень идентификации со своей фирмой. В официальной обстановке, представляясь незнакомцу, японец, прежде всего, называет компанию, где он служит, а потом уже своё имя. Исторически сложившийся в японском обществе культ труда и неформальный, слабо регламентирующий характер отношений между начальником и подчинённым способствовали высокой степени развития в японских корпорациях предпринимательства в групповой форме. Важные предпринимательские решения, как правило, принимаются высшими управляющими, но при обязательном реальном участии в подготовке этих решений нижестоящих групп.
3 СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
3.1 Государственная поддержка предпринимательства в России
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп
населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.