Файл: 31. Великие реформы 60х 70х годов xix века и их значение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Россия вступила в XIX век первой державой Европы по численности населения. По данным переписи 1795 г., на территории в 17,4 млн. кв. км проживало 37,4 млн., человек, принадлежавших к разным национальным и религиозным группам. Бок о бок с самым многочисленным русским народом жили украинцы, белорусы, тюрко-язычные и финно-угорские народы. Россия была аграрной страной с архаичной системой хозяйства и феодально-крепостническими отношениями. Около 90 % всего населения составляли крестьяне, примерно 2 % - дворяне. Российская экономика носила экстенсивный характер. Тормозом на пути социально-экономического развития страны была не только крепостническая система, но и объективные факторы: природно-климатические, географические и демографические. Колонизация все новых территорий, низкая плотность населения, непригодность многих земель для сельскохозяйственного производства замедляли и затрудняли те процессы, которые шли на Западе в более благоприятных условиях.

Говоря об особенностях развития Великобритании, Франции, США, следует сказать:

1)о более раннем вступлении на путь капиталистического развития;

2)наличие колониальных владений, которые выступали рынками сбыта товаров;

3)завершенность аграрного переворота;

4)наличие и развитие новых экономических теорий и либеральных учений.

Россия:

1)относительно позднее вступление на путь капиталистического развития;

2)влияние внешних факторов, которые ускорили ход к индустриальному развитию;

3)необъятная территория с различными условиями, неравномерность освоения территории;

4)привлечение иностранных капиталов, смешан. компании;

5)Рос. гос-во ощущало недостаток рынков сбыта;

6)развитие, складывание нов. капиталистич. промышлен. нарду с существоваш. аграрн. Отсталым фактором. Остатки полукрепостнической системы.

7)слабое развитие свободной конкуренции;

8)наличие многоуровневой экономики;

9)наличие самодержавной власти монарха;

10) большое значение в экономическом развитии;

11)различный уровень экономического состояния многочисленных народов России;

12)острота социальных противоречий.

Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

В 19 в. Россия вступила на путь индустр. цивилизации. Но страна находилась на более раннем этапе. Мешали феод. устои: самодержавие, сословность, креп. право. Важным было и другое: отношения различных общ-ных сил и центр. власти к модернизации, степень их активности. Победив в войне 1812г. Россия избежала унизительной участи не оказалась под властью иноземных захватчиков, но и не испытала воздействия либер.-бурж. реформ Наполеона. Буржуазия в России была немногочисленна, слишком зависела от гос. власти, чтобы претендовать на полит. лидерство и добиваться уничтожения феод. устоев. Кр-во хоть и имело своих предпринимателей, но было патриархальным и противником модернизации. Невежество народов, убогость, нищета не позволяли развиваться кап-ким отношениям. В 1 половине 19 в. когда вся Европа бурлила революциями в России произошел только один всплеск осознанной борьбы за модернизацию – восстание декабристов, да и то потерпело поражение. Цель ликвидировать креп. право поставила не буржуазия, а двор. интеллигенция. Верховная власть так и не решилась на координальные изменения в обл. гос-го устройства, соц. сфере. Либеральный царь Александр 1 ограничился небольшими либеральными преобразованиями. Политика Николая 1 была далека от либерально-умеренного курса. Технико-эк. отставание от Европы проявилось в Крымской войне, поражение в которой толкнуло власти к провидению либер. реформ. Реформы Ал.1 начались с отмены креп. права и продолжились другими реформами, которые углубили развертывание процесса инд-ции. Россия превращалась в инд-ную державу. Построены банки, ж\д, АО, города. По темпам роста Россия вышла на 1 место в мире. Развивались 2 класса – рабочие и буржуазия. Но в пром-ти сущ. жестокая эксплуатация детей и женщин, система штрафов, отсутствие гарантий. Все это делало жизнь рабочих невыносимой. В развитии с/х наблюдались 2 тенденции: 1) прогресс с/х, рост произ-ти; 2) отсталость, запущенность деревни. Более 1 /4 кр-н не могли себя прокормить, причины – феод. пережитки и сохр. общины. Т.о. к концу 19 в. Россия подошла к стадии инд-ции общ-ва, но реформы породили противоречия и Россия осталась страной догоняющего типа развития.

34. Культура России XIX века, её вклад в мировую культуру.

В первой половине XIXв. политика царизма направлена на сохранение сословной культуры общества и тем самым мешала формированию подлинно демократической культуры. И все же национальный подъем, вызванный победой в войне 1812г., ведущей ролью России в разгроме Наполеона, способствовал значительному прогрессу ее культуры. В это время создаются непреходящие эстетические ценности мирового значения в области искусств, начинается "золотой век" русской литературы. Отличительная черта этой эпохи - демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий, начало широкого распространения лучших достижений русской и мировой культуры.

В период преобразований начала XIXв. была реформирована система народного просвещения. В 1802г. появилось Министерство народного просвещения. По положению об устройстве учебных заведений (1803г.) было создано 6 учебных округов во главе с попечителями и 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, гимназии в губернских городах и университеты. Провозглашалась преимущественность между школами всех ступеней.

В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян - лицеи (в Ярославле, Одессе, Нежине, Царском Селе), которые готовили высших государственных чиновников.

Необходимость обучения грамоте требовала расширения сети школ. С 30-х годов различные ведомства открывают начальные школы к 1861г. их было создано около 30 тысяч.

Первая половина века стала временем существования различных художественных на-правлений: классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. В это время создают свои произведения А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.

Итак, к середине XIXв. можно говорить о завершении в основных чертах процесса формирования национальной культуры. К этому времени завершается процесс складывания литературного языка, характерных особенностей русской национальной культуры, которые выражались в ее особой общественной сопричастности и социальности.

Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения и науки в России.

Социальное и экономическое развитие страны требовали более высокого уровня развития системы народного образования. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй половины века.

После 1861г. в России увеличивается сеть начальных школ. Они делились на: 1) церковно-приходские школы; 2) школы, открытые земствами; 3) крестьянские школы грамоты. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Общая грамотность всего населения в 1860г. составила 6%, а в 1897г. - 21%.


Среднее образование развивалось гораздо медленнее. Основными типами средних школ были гимназии и реальные училища. На основании специального министерского циркумера был ограничен прием в гимназию детей малоимущих родителей. И все же, с 60-х годов до середины 90-х число учащихся в мужских средних учебных заведениях возросло в 6 раз и составляло более 150 000. положительным было создание реальных училищ, где основное внимание уделялось изучению точных наук и естествознанию.

Дальнейшие распространение получило высшее образование. К существующим 7 университетам присоединились еще 2 в Одессе и Томске. Более высокими темпами расширялось высшее техническое образование. Существенным достижением было открытие высших женских институтов - Бестужевских курсов и женского медицинского института в Петербурге, высших женских курсов в Москве. Всего к концу века в вузах России обучалось около 30 000 студентов, из низ 2500 женщин.

Университетский устав 23 августа 1884г. физически уничтожал автономию университетов.

Значительную роль в распространении образования играли различные общественные организации, публичные библиотеки и читальни, музеи, печать, другие общедоступные средства просвещения и самообразования.

Вторая половина века стала периодом новых выдающихся открытий русской науки в области естествознания и математики. И.М. Сеченов являлся основоположником отечественной физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Чебышев создает единую математическую школу в России, делает ряд научных открытий в различных областях математики. П.Н. Яблочков и А.Н. Ладыгин - электрическую лампочку.

Развитие географической науки связано с деятельностью академика П.П. Семенова Тян-Шанского. Он исследовал Тянь-Шань, был руководителем географического общества, организовал ряд крупных экспедиций по исследованию Центральной Азии под руководством Н.М. Пржевальского, в Новую Гвинею - Миклухо-Маклая и многих других.

Крупный план в развитие отечественной истории внесли С.М. Соловьев и В.О. Ключевский.

Художественная литература второй половины века продолжала традиции А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Этот период стал переломной стадией для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского, который своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии. Главными центрами театральной культуры в России оставались Малый и Александрийский театры.


Живопись и музыкальная жизнь пореформенного периода отмечены появлением двух крупных созвездий талантов, центрами которых были Товарищество художников - передвижников и "Могучая кучка" композиторов. На новые веяния в искусстве оказали заметное влияние идеи демократического движения 50-60-х годов. В 1863г. группа учеников Академии художеств порвала с академией и организовала "артель передвижников".

Значительные изменения претерпевает в этот период архитектура. Никогда прежде страна не знала такого размаха строительства домов различного типа: зданий крупных форм, банков, гостиниц, вокзалов, доходных жилых домов, фабрик и заводов и т.п. Архитекторы А.Н. Померанцев, И.Н. Ропет, В.О. Шервуд, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов и другие создавали русский национальный стиль, основанный на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества.
35. Капиталистические войны конца XIX – начала XX вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии.

В последние десятилетия XIX в. завершался раздел мира между ведущими державами. В 1882 году Великобритания оккупировала Египет, затем Восточный Судан. На юге Африки по инициативе крупного предпринимателя Сесиля Родса были захвачены территории, получившие название Родезия.

В Юго-Восточной Азии к концу XIX в. англичане захватили Бирму и Малайю.

В 1910 году англичане создали Южно-Африканский союз на правах доминиона.

Франция сначала захватила Тунис (1881). В ходе жестокой войны 1883-1885 годов к французским владениям в Индокитае был присоединен Вьетнам. В 80-90-х годах XIX в. французские колонизаторы завоевали Мадагаскар, земли Экваториальной и Северо-Западной Африки. Свои колониальные владения Франция с 70-х годов XIX в. до 1914 года увеличила в 10 раз.

Германия с 80-х годов начала захваты в Африке (Камерун, Германская Восточная Африка и Германская Юго-Западная Африка). К 90-м годам колонии Германии в 5 раз превышали ее территорию, но были в 12 раз меньше английских колоний.

Ведущими колониальными державами в конце XIX в. были Англия и Франция. Территория колоний Англии была больше метрополии в 109 раз, а население в 10 раз. К началу XX в. 90% Африки находилось под контролем ведущих европейских колониальных держав.

Германия, Италия, США, Япония считали такое положение вещей несправедливым и начали борьбу за передел колоний. Агрессия, гонка вооружений, милитаризм, шовинизм, расизм на десятилетия определяли облик внешней политики ведущих государств мира. Первыми войнами за передел мира стали испано-американская (1898), англо-бурская в Южной Африке (1899-1902), русско-японская (1904-1905). В 1898 году разразилась американо-испанская война, в результате которой США захватили Филиппины, Пуэрто-Рико, Гуам, Гавайские острова и установили контроль над Кубой, получившей формальную независимость. В 1911 году Италия отобрала у Османской империи Ливию в Северной Африке.


Обстановка в мире постоянно обострялась. В 1900-1913 годах европейские державы затратили на военные нужды 90 млрд. марок. Вооруженные силы к 1914 году достигли 4,6 млн. человек, постоянно находившихся под ружьём. В большинстве стран вместо прежних рекрутских наборов была введена обязательная воинская повинность. Шло техническое переоснащение армий. В Англии, Германии, России, Франции, США, Италии, Японии в больших масштабах шло строительство военно-морского флота. Период относительно мирного развития капитализма (1871-1914) было бы правильнее называть эпохой вооруженного мира. Начало первой мировой войны было лишь вопросом времени.
36. Внешняя политика Российской империи в конце XIX – начале XX вв. Русско-японская война (1904-1905 гг.).
В конце XIX-начале ХХ в. сложилась новая система международных отношений. Великие державы поделили третьи страны на сферы политического влияния, были созданы колонии и полуколонии. Началась борьба за экономический раздел всего мира. Возросла конфликтность в отношениях между ведущими странами. Все чаще происходили локальные войны за передел сфер влияния. Россия также участвовала в этой борьбе, но, несмотря на выгодное геостратегическое положение, не обладала достаточно развитой промышленностью и финансами, отставая в этой области как от союзников, так и от конкурентов.
Во взаимоотношениях России с европейскими странами в 80-90-е годы XIX в. происходили существенные изменения.

В конце 1879 г. начались переговоры России с Германией об укреплении их взаимоотношений. При активном участии Гирса был составлен и текст договора с Германией, в основе которого лежало стремление сохранить статус-кво на Балканах и в черноморских проливах. Бисмарк потребовал участия в этих переговорах и Австро-Венгрии. В результате в 1881 г. Александром II, Вильгельмом I и Францем-Иосифом был подписан новый договор, именуемый как второй "Союз трех императоров". В нем предусматривались взаимные обязательства договаривающихся сторон сохранять нейтралитет в случае войны одной из них с какой-либо четвертой державой. В договор был включен пункт о закрытии черноморских проливов для военных кораблей этой державы (данный пункт был направлен против Англии и особенно удовлетворял Россию). Договор был заключен сроком на три года. В 1884 г. он был продлен на новое трехлетие. В 1887 г. предполагалось его новое продление. Однако по истечении второго трехлетнего срока он не был продлен. Вместо него между Россией и Германией заключен секретный, так называемый "перестраховочный договор". Договор 1887 г. не мог улучшить отношения России с Германией. 1887 год означал конец германо-австро-русского союза. Сближение Германии с Австро-Венгрией и заключение в 1882 г. Тройственного союза - Германии, Австро-Венгрии и Италии - резко изменило расстановку сил в Европе и в конечном счете способствовало русско-французскому сближению. Тройственный союз действовал параллельно "Союзу трех императоров" и был направлен против Франции. Создание Тройственного союза толкало Францию к сближению с Россией. Военный блок Тройственного союза был опасен и для России, поэтому она охотно шла на сближение с Францией, видя в ней противовес Германии.