Файл: Влияние военнопатриотических клубов на становление подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

Кафедра социологии


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине

«Методология и методы социологического исследования»

на тему:

Влияние военно-патриотических клубов на становление подростков

Выполнил:

Неженская Дарья Максимовна

студентка 2 курса группы Соц-б-о-20-1

направления 39.03.01 Социология

очной формы обучения

________________________

(подпись)
Руководитель работы:

Шульга Марина Михайловна

профессор кафедры социологии

(ФИО, должность, кафедра)
Работа допущена к защите _______________________ ______________

(подпись руководителя) (дата)
Работа выполнена и

защищена с оценкой _________________________ Дата защиты______________
Члены комиссии:

Доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Т.И.Барсукова

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социологии О.В.Минкина

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии А.Э.Гапич


Ставрополь, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические основы изучения влияния военно-патриотических клубов на становление подростков………………………………………………………6-17

    1. Cоциализация как процесс становления личности……………………...6-13

    2. Военно-патриотический клуб как фактор социализации подростков..14-17

Выводы по первой главе………………………………………………………...18

2 Особенности влияния военно-патриотических клубов на становление современного подростка…………………………………..............................19-34

    1. Методика исследования влияния военно-патриотических клубов на становление подростка……………………….....………......……………19-25

    2. Результаты эмпирического исследования……………………………...26-34

Выводы по 2 главе…………………………………………………………........35

Заключение…………………………………………………………………...36-37

Список использованной литературы………………………………………38-40


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной темы заключается в необходимости изучения влияния военно-патриотических организаций на развитие подростка.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Патриотизм, в формировании личности и морали общества, занимает и будет занимать особое место. Чувство патриотизма играет важную роль в становлении личности, и в формировании у молодого человека активной жизненной позиции.

Необходимость военно-патриотического воспитания молодежи особенно остро стала в последнее время. При отсутствии духовных идеалов, при снижении авторитета и роли военно-патриотического воспитания в нашем обществе, налицо нежелание молодых людей идти служить в армию.

Заинтересовавшись данной проблемой, я столкнулась со следующими фактами:

  • ­­ ­­низкая заинтересованность школьников в изучении предмета ОБЖ – основы военной службы;

  • низкий уровень знаний военной истории нашей Родины;

  • отсутствие военно-технических знаний;

  • негативное отношение к службе в армии, особенно среди подростков, требующих повышенного психолого-педагогического внимания;

Формулировка исследовательской проблемы состоит в основном исследовательском вопросе: какую роль играют военно-патриотические клубы в развитии и становлении подростка?

Объект исследования: процесс социализации современного подростка.

Предмет исследования: социализационные ресурсы военно-патриотических клубов.

Цель курсовой работы: осуществить социологический анализ влияния военно-патриотических клубов на становление подростка.


Задачи курсовой работы:

1) изучить социализацию как процесс становления личности.

2) изучить военно-патриотические клубы как факторы социализации подростков.

3) методика исследования влияния военно-патриотического клуба на становление подростка.

4) провести социологический опрос по теме: «Военно-патриотический клуб в становлении подростка», выявить главное особенности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что военно-патриотический клуб является составной частью правильного становления подростка, оказывая влияние на его дальнейшие ценности.

Методы исследования:

– анализ интернет источников и статей о военно-патриотическом воспитании молодежи.

– анализ научной литературы, посвященной проблемам военно-патриотического воспитания молодежи, участия в мероприятиях, проводимых клубами.

­– социологический опрос среди подростков 14-18 лет, а так же молодых людей, которые уже закончили обучение в военно-патриотических клубах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа представляет собой сжатый анализ множества трудов, посвященных проблеме отношения подростков во взаимодействии с военно-патриотическими клубами, участии в мероприятиях, анализу свободного времени и его применении в данной тематике.

Практическая значимость работы заключается в том, что по результатам опроса можно будет выявить основные особенности влияния и роль военно-патриотических клубов в становлении подростка, а так же убедиться в том, что патриотические клубы имеют большую значимость, нежели организации.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (25 источников). Общий объем работы составляет 45 страниц.

1 Теоретические основы изучения влияния военно-патриотических клубов на становление подростков

    1. социализация как процесс становления личности


Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом 10-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.


Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.1

«Социализация личности» - одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие, как: социализация – это сложный многогранный процесс по:

- усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

- усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта;

- становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

- включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.2

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:

- нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов
, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;

- личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

- ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека;

- коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;

- прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;

- творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;

- компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Социализация рассматривается в трех направлениях: как процесс, как явление и как итог формирования личности. Социализация как процесс – есть формирование и развитие человека в коллективе, в определенной среде развития.

Социализация как явление – это развитие социальной сущности личности.

Социализация как результат - это социально-педагогическая характеристика человека в разные возрастные периоды как члена общества.

То есть социализация - это усвоение личностью того социального опыта, который создает конкретную личность патриота и защитника России. Социальный опыт призван помочь человеку в его социальном изменении, становлении его как личности, получении знаний социальных норм и передаче имеющегося опыта следующему поколению.

Виды социализации: первичная, вторичная, досрочная, ресоциализация, организационная, групповая, гендерная.

Социализация – емкий процесс, учитывающий разнообразные факторы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности,