Файл: Учебник Литературное чтение, 2 класс, Учебник Часть 2, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проектирование урока литературного чтения по теме Чуковский Корней Иванович «Путаница»
Филиппов Николай Денисович
Класс 2 «в»
УМК: «Школа России»
Учебник: Литературное чтение, 2 класс, Учебник Часть 2, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Основная цель темы: создать условия для восприятия, понимания и осмысления интересных фактов биографии Корнея Ивановича Чуковского и его произведением «Путаница»
Раздел «Писатели детям» - 17 часов. На изучение темы «Творчество К.И. Чуковского» программой отведено 3 часа, данный урок является первым.
Задачи | С точки зрения учителя |
Образовательные | -Познакомить учащихся с интересными фактами биографии Корнея Ивановича Чуковского и его произведением «Путаница»; -Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; -Продолжить обучение выразительному чтению; -Формировать умение анализировать стихотворный текст и определять его основную мысль. |
Развивающие | -Развивать устную речь учащихся; -Развивать образное и логическое мышление; -Развивать умение анализировать, обобщать |
Воспитательные | - Воспитывать понимания того, что нельзя допускать хаос в обществе. - Воспитывать готовность прийти на помощь в любую минуту и при любых обстоятельствах. |
Предмет усвоения: биография Чуковского К.И.; произведение «Путаница»
Средства усвоения:
Опорные знания | Опорные умения |
Знают, как выглядят звери; Знают, какие звуки издают животные; Знают, как отличить стихотворение от рассказа; Знают разные эмоции | Умеют различать животных; Умеют выразительно читать; Умеют определять ведущую интонацию (настроение); |
Тип урока – открытие нового знаний (знакомство с автором и анализ стихотворного произведения)
Ресурсы урока (средства обучения) –презентация, аудиозапись произведения, словарь учебника, иллюстрация учебника, цветные карандаши, смайлики рефлексии, модель крокодила (2D, 3D)
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы урока: | |
| Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: создать благоприятные эмоциональные условия для учащихся -Здравствуйте, ребята, меня зовут Николай Денисович и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Перед началом, давайте поздороваемся, но сделаем это слегка необычно, я буду начинать, а вы её в рифму заканчивать. Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…(Привет) С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой…(Привет) И вы запомните совет, дарить своим друзьям…(Привет) -Замечательно, садитесь. Проверьте, пожалуйста, порядок на столах. Я желаю вам успешно потрудиться, и мы начинаем. |
Подготовка к восприятию | Подготовка к чтению Цель: Настроить учащихся на восприятие стихотворного произведения «Путаница» Корнея Ивановича Чуковского. Задание №1 Название вида учебной работы: Речевая разминка Учебная задача для учителя: подготовить артикуляционный аппарат учащихся Учебная задача для учащихся: разработать артикуляционный аппарат Организация работы детей: фронтальная Форма организации контроля над работой: чтение вместе с учителем, затем самостоятельно. Содержание: Перед тем как начать работать, давайте подготовим свой речевой аппарат, т.е. рот, для того чтобы нам с вами было легче общаться.
Задание № 2. Знакомство с интересными фактами Корнея Ивановича Чуковского. Название вида учебной работы: Слово об авторе. Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с биографией автора. Учебная задача для учащихся: усвоить, проанализировать и понять, кем является Корней Иванович Чуковский. Организация работы детей: фронтальная, учащиеся слушают рассказ о Корнее Ивановиче Чуковском. Формы и организация контроля над работой: фронтальный опрос учащихся Подведение результатов работы: фронтальный опрос учащихся. -Ребята, а сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию и внимательно послушать небольшой рассказ о Корнее Ивановиче Чуковском. Корней Иванович Чуковский – (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) – знаменитый детский писатель, поэт, журналист и переводчик. Родился в марте 1882 года в Санкт-Петербурге. Его мама была простой крестьянкой Екатериной Осиповной Корнейчуковой, а отец статный дворянин. Так же у Корнея Ивановича была младшая сестра Маруся. Всё детство Корней Иванович провёл в Украине. В начале своей карьеры начинает работать журналистом и пишет статьи для «Одесских новостей». Он самостоятельно выучил английский язык и поехать на 2 года в командировку в Лондон, а затем вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он и пишет свои знаменитые произведения для ребятишек. Конечно, Корнея Ивановича вдохновила на творчество его дети, которых у него было целых 4. Его книги весёлые, умные, а самое главное добрые. Корней Иванович учит нас взаимопомощи и товариществу. А если нам встретится какой-нибудь злой или глупый человек, то ответ на это – смех. Героями его произведения чаще всего становятся озорные котята, боевые воробьи, забияки-зайцы. Ребята, как вы думаете, кого имел ввиду автор, создавая образы озорных котят, боевых воробьёв и забияк-зайцев? (Таких же ребят, как и мы с вами) А давайте поразмышляем, чему будут учит нас произведения такого замечательного автора? (доброте, любви, взаимопомощи, любви к природе и животным, любить людей и тд.) - Ребята, какое настоящее имя Корнея Ивановича Чуковского? (Николай Васильевич Корнейчуков) - Какие профессии освоил Корней Ч.? (поэт, детский писатель, журналист, переводчик) - Ребята, а кого имеет ввиду автор используя в своих произведениях озорных котят, боевых воробьёв и забияк-зайцев? (Таких же ребят, как и мы с вами) - А давайте немного поразмышляем, чему будут нас учить произведения Корнея Ивановича Чуковского? (доброте, любви, взаимопомощи, любви к природе и животным, любить людей и т.д.) Вы совершенно правы, сегодня мы уже познакомились с Корнеем Ивановичем Чуковским, а также сегодня мы узнаем о его произведении «Путаница» Задание № 3. Словарно-лексическая работа. Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с лексическим значением новых слов Учебная задача для учащихся: уяснить лексическое значение новых слов; Формы и организация контроля над работой: фронтальный опрос и работа со словарём в конце учебника стр. 214 -Ребята, произведении Корнея Ивановича Чуковского «Путаница», нам встретятся несколько словарных слов и словосочетаний, которые нам неизвестны. Их я вынес для удобство на слайд. ЗАИНЬКА БЫЛ ПАИНЬКОЙ ЛОПОТАЛ УШАТ -Кто-то может рассказать мне, что значит каждое из этих слов и словосочетание? (нет, но могут сказать) А что помогает нам, если мы не знаем значение слова? (энциклопедия, словарь) Верно, у нас в конце учебника тоже есть словарь, на странице 214. Найдите мне пожалуйста значение этих слов. На эту работу у вас буквально 1-2 минутки. -Нашли? Давайте проверим. Что значит «ЗАИНЬКА БЫЛ ПАИНЬКОЙ»? (Был послушным ребёнком) А что означает «ЛОПОТАЛ»? (говорил много, быстро и неясно) - А «УШАТ» ребята, это вот такой большой сосуд для воды, с помощью которого двое и более двух людей могло переносить большое количество воды. А сейчас давайте послушаем и познакомимся с произведением Корнея Ивановича Чуковского "Путаница" |
Восприятие. | Открытие нового знания. Первичный синтез Цель: тренировать навык чтения, слушания, понимания стихотворения/ сказки в стихах К. Чуковского «Путаница» Задание №4 Прослушивание аудиозаписи. Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с текстом стихотворения/сказки в стихах «Путаница» с помощью аудиозаписи Учебная задача для учащихся: прослушать аудиозапись Формы и организация контроля над работой: фронтальная Подведение результатов работы: похвала Первичная проверка понимания текста. - Ребята, как вы думаете, кто сейчас читал для нас «Путаницу»? (предположения) А читал для нас своё произведение сам Корней Иванович Чуковский. - А какое настроение создаётся, когда мы слышим всё то что происходит в стихотворении? (Радость, веселье и т.д.) Верно, а теперь давайте выразительно прочитаем «Путаницу», радостно и весело, она находится на стр.6 учебника. Задание №5. Выразительное чтение стих-я учащимися Учебная задача для учителя: организовать выразительное чтение стиха/ сказки в стихах «Путаница» учащимися Учебная задача для учащихся: выразительно читать стих/ сказку в стихах Организация работы детей: учащиеся по цепочки читают по четверостишию Форма и организация контроля над работой: учитель слушает чтение учащихся и корректирует Подведение результатов работы: Похвала Молодцы, ребята, вы замечательно прочитали, а самое главное с той интонацией, что задумывал Корней Иванович. - Итак, мы с вами послушали и прочитали данное произведение, а теперь давайте проанализируем его. |
Осмысление. | Анализ текста Цель: формировать умения анализировать и понимать содержание произведения и замысел автора Задание № 7. Беседа по произведению Учебная задача для учителя: с помощью выстроенных вопросов проанализировать текст Учебная задача для учащихся: ответить на вопросы учителя, осмыслить содержание Организация работы детей: фронтальный опрос Формы и организация контроля над работой: учитель выслушивает и корректирует ответы детей Подведение результатов работы: Мы уже сказали, что в это стихотворении/сказке в стихах присутствует большое количество животных, насекомых и рыб. - С чего у нас начинается стих? Зачитайте, пожалуйста. - Кто помог потушить кита? (бабочка) - Каких двух героев упустил Корней Иванович при прочтении произведения нам? (крокодил и кукушка) - А что упустил автор о этих героях? Зачитайте пожалуйста строки (Крокодил – тушил море пирогами и блинами; кукушка…) - Ребята, а какие признаки небылицы вы увидели в этом произведении? (поджог моря, тушения огня блинами и пирогами и т.д.) - А можно ли сказать, что «Путаница» является колыбелью? (предположения) - А какой персонаж самый серьёзный и как Корней Иванович его называет? (Заинька, паинька) - А как автор описывает заиньку? Зачитайте, пожалуйста. (ответы) - Какие герои присутствуют в этом произведении (котята, поросята, утята, курочки, воробушки, медведь, заинька, мыши, кошка, рыбы, жабы, лисички, кит, лошади, мухи и т.д.) - Можно ли назвать «Путаницу» небылицей? (да, из-за того, что лисички подожгли море, и бабочка потушила его лишь взмахнув крыльями) - А сейчас я предлагаю немного отвлечься и поработать нам с иллюстрацией. Задание №8. Работа с иллюстрацией Учебная задача для учителя: формировать умение учащихся высказывать свою точку зрения Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение высказывать свою точку зрения Организация работы детей: парная, учащиеся ищут в иллюстрации сказки автора Формы и организация контроля над работой: Сверка с эталоном на доске Подведение результатов работы: похвала - Ребята, а сейчас я предлагаю нам поработать немного с иллюстрацией нашего учебника, а именно стр. 5. Отройте, пожалуйста, тут художник учебника объединил все сказки Корнея Ивановича в один большой рисунок, рассмотрите и обсудите пожалуйста его с соседом. А после этого мы проверим какие сказки вы нашли тут. Итак, какие сказки вы увидели? (Муха-Цокотуха, Мойдодыр, Федорино горе, Телефон) |
Вторичный синтез | Цель: формировать умение обобщать понятое, умение формулировать идею произведения Задание № 9. Обобщающая беседа Учебная задача для учителя: обобщить изученный материал Учебная задача для учащихся: сформулировать основную мысль текста, обосновать свою точку зрения Организация работы детей: фронтальная Формы и организация контроля над работой: помогать и корректировать ответы учеников Подведение результатов работы: похвала Ребята, давайте, теперь ответим на твой интересный вопрос. Что для каждого из вас является основной мыслью текста? Для чего Корней Иванович написал это произведение? (Повеселить и через веселье рассказать о важности самоопределения в жизни) - Что этой путаницей хотел показать нам автор? (Что каждому важно выполнять свою роль, иначе будет хаос) - Как вы думаете, может ли такая путаница произойти у нас с вами? (предположения) - А как можно было избежать этой путаницы? (Каждый выполнял свою роль) - Для чего нам важно, чтобы каждый выполнял свою роль? (Чтобы не было путаницы и хаоса) Верно, чтобы не допускать путаницы, Корней Иванович придумал такое потрясающее и весёлое произведение. Он учит нас тому, что если произойдёт такая большая путаница, то кто-то пострадает, как пострадал кит. Поэтому нам важно её не допускать. |
Итог урока | Цель: подвести итог урока, оценить степень успешности учащихся на уроке Рефлексия учебной деятельности. Цель: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Учебная задача для учителя: подвести учащихся к оцениванию своих знаний и деятельность на уроке. Учебная задача для учащихся: самостоятельно оценить, насколько хорошо усвоился новый материал, деятельность на уроке. Организация работы детей: Формы и организация контроля над работой: наблюдение и выслушивание высказываний. Подведение результатов работы: высказывания детей, почему они выбрали ту или иную ступень. - Что ж, давайте подытожим, с кем на уроке мы сегодня познакомились? (Корней Иванович Чуковский) - Кем является Корней Иванович? (детский писатель, поэт, журналист переводчик) - Какое его произведение мы сегодня слушали, читали и обсуждали? (Путаница) - Ребята, у меня есть вот такой крокодил, про которого мы сегодня читали. Итак, на столах вы можете видеть 2 смайлика: Зелёный – если вы разобрались кто такой Корней Иванович Чуковский и что он хотел донести нам своим произведением «Путаница»; Жёлтый – если у вас ещё остались вопросы по сегодняшней теме. Теперь, как вы можете видеть, у крокодила в руках есть 2 корзинки. У кого нет затруднений, те кладут зелёные смайлики в левую корзинку, а те у кого есть затруднения жёлтый в правую. - Замечательно, мы хорошо с вами потрудились. Если у кого-то остались вопросы, то можете смело подойти на перемене, и мы всё обсудим. |
Домашнее задание | Обсуждение и запись домашнего задания. Цель: дать домашнее задание, для закрепления, пройденного на уроке материала. Название вида учебной работы: запись домашнего задания.
|
Оценка за урок _______________
Методист___________________ Альбрехт Т.В.
Учитель ____________________ Романчук М.В.