Файл: Учебник Литературное чтение, 2 класс, Учебник Часть 2, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проектирование урока литературного чтения по теме Чуковский Корней Иванович «Путаница»
Филиппов Николай Денисович


Класс 2 «в»

УМК: «Школа России»

Учебник: Литературное чтение, 2 класс, Учебник Часть 2, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

Основная цель темы: создать условия для восприятия, понимания и осмысления интересных фактов биографии Корнея Ивановича Чуковского и его произведением «Путаница»
Раздел «Писатели детям» - 17 часов. На изучение темы «Творчество К.И. Чуковского» программой отведено 3 часа, данный урок является первым.

Задачи

С точки зрения учителя

Образовательные

-Познакомить учащихся с интересными фактами биографии Корнея Ивановича Чуковского и его произведением «Путаница»;

-Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения;

-Продолжить обучение выразительному чтению;

-Формировать умение анализировать стихотворный текст и определять его основную мысль.

Развивающие

-Развивать устную речь учащихся;

-Развивать образное и логическое мышление;

-Развивать умение анализировать, обобщать

Воспитательные

- Воспитывать понимания того, что нельзя допускать хаос в обществе.

- Воспитывать готовность прийти на помощь в любую минуту и при любых обстоятельствах.


Предмет усвоения: биография Чуковского К.И.; произведение «Путаница»

Средства усвоения:

Опорные знания

Опорные умения

Знают, как выглядят звери;

Знают, какие звуки издают животные;

Знают, как отличить стихотворение от рассказа;

Знают разные эмоции

Умеют различать животных;

Умеют выразительно читать;

Умеют определять ведущую интонацию (настроение);



Тип урока – открытие нового знаний (знакомство с автором и анализ стихотворного произведения)
Ресурсы урока (средства обучения) –презентация, аудиозапись произведения, словарь учебника, иллюстрация учебника, цветные карандаши, смайлики рефлексии, модель крокодила (2D, 3D)
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока


Этапы урока:







Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать благоприятные эмоциональные условия для учащихся

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Николай Денисович и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Перед началом, давайте поздороваемся, но сделаем это слегка необычно, я буду начинать, а вы её в рифму заканчивать.

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…(Привет)

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой…(Привет)

И вы запомните совет, дарить своим друзьям…(Привет)
-Замечательно, садитесь. Проверьте, пожалуйста, порядок на столах. Я желаю вам успешно потрудиться, и мы начинаем.


Подготовка к восприятию

Подготовка к чтению

Цель: Настроить учащихся на восприятие стихотворного произведения «Путаница» Корнея Ивановича Чуковского.

Задание №1

Название вида учебной работы: Речевая разминка

Учебная задача для учителя: подготовить артикуляционный аппарат учащихся

Учебная задача для учащихся: разработать артикуляционный аппарат

Организация работы детей: фронтальная

Форма организации контроля над работой: чтение вместе с учителем, затем самостоятельно.

Содержание:

Перед тем как начать работать, давайте подготовим свой речевой аппарат, т.е. рот, для того чтобы нам с вами было легче общаться.

  1. Дыхательная гимнастика «Пчёлка». Я предлагаю вам побыть немного пчёлками и как следует пожужжать. Итак, садимся ровно, спинка прямая. Делаем глубокий вдох носом. А теперь на выдохе жужжим как пчёлки. Молодцы, ещё разок.

  2. Скороговорка «Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит». А теперь давайте проговорим скороговорку. Молодцы, теперь давайте проговорим её быстрее. Молодцы. А теперь самостоятельно. Замечательно

Задание № 2. Знакомство с интересными фактами Корнея Ивановича Чуковского. Название вида учебной работы: Слово об авторе.

Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с биографией автора.

Учебная задача для учащихся: усвоить, проанализировать и понять, кем является Корней Иванович Чуковский.

Организация работы детей: фронтальная, учащиеся слушают рассказ о Корнее Ивановиче Чуковском.

Формы и организация контроля над работой: фронтальный опрос учащихся

Подведение результатов работы: фронтальный опрос учащихся.

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию и внимательно послушать небольшой рассказ о Корнее Ивановиче Чуковском.
Корней Иванович Чуковский – (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) – знаменитый детский писатель, поэт, журналист и переводчик. Родился в марте 1882 года в Санкт-Петербурге. Его мама была простой крестьянкой Екатериной Осиповной Корнейчуковой, а отец статный дворянин. Так же у Корнея Ивановича была младшая сестра Маруся.

Всё детство Корней Иванович провёл в Украине. В начале своей карьеры начинает работать журналистом и пишет статьи для «Одесских новостей». Он самостоятельно выучил английский язык и поехать на 2 года в командировку в Лондон, а затем вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он и пишет свои знаменитые произведения для ребятишек. Конечно, Корнея Ивановича вдохновила на творчество его дети, которых у него было целых 4.

Его книги весёлые, умные, а самое главное добрые. Корней Иванович учит нас взаимопомощи и товариществу. А если нам встретится какой-нибудь злой или глупый человек, то ответ на это – смех. Героями его произведения чаще всего становятся озорные котята, боевые воробьи, забияки-зайцы.
Ребята, как вы думаете, кого имел ввиду автор, создавая образы озорных котят, боевых воробьёв и забияк-зайцев? (Таких же ребят, как и мы с вами)

А давайте поразмышляем, чему будут учит нас произведения такого замечательного автора? (доброте, любви, взаимопомощи, любви к природе и животным, любить людей и тд.)
- Ребята, какое настоящее имя Корнея Ивановича Чуковского? (Николай Васильевич Корнейчуков)

- Какие профессии освоил Корней Ч.? (поэт, детский писатель, журналист, переводчик)

- Ребята, а кого имеет ввиду автор используя в своих произведениях озорных котят, боевых воробьёв и забияк-зайцев? (Таких же ребят, как и мы с вами)

- А давайте немного поразмышляем, чему будут нас учить произведения Корнея Ивановича Чуковского? (доброте, любви, взаимопомощи, любви к природе и животным, любить людей и т.д.)

Вы совершенно правы, сегодня мы уже познакомились с Корнеем Ивановичем Чуковским, а также сегодня мы узнаем о его произведении «Путаница»
Задание № 3. Словарно-лексическая работа.

Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с лексическим значением новых слов Учебная задача для учащихся: уяснить лексическое значение новых слов; Формы и организация контроля над работой: фронтальный опрос и работа со словарём в конце учебника стр. 214

-Ребята, произведении Корнея Ивановича Чуковского «Путаница», нам встретятся несколько словарных слов и словосочетаний, которые нам неизвестны. Их я вынес для удобство на слайд.
ЗАИНЬКА БЫЛ ПАИНЬКОЙ

ЛОПОТАЛ

УШАТ
-Кто-то может рассказать мне, что значит каждое из этих слов и словосочетание? (нет, но могут сказать) А что помогает нам, если мы не знаем значение слова? (энциклопедия, словарь) Верно, у нас в конце учебника тоже есть словарь, на странице 214. Найдите мне пожалуйста значение этих слов. На эту работу у вас буквально 1-2 минутки.

-Нашли? Давайте проверим. Что значит «ЗАИНЬКА БЫЛ ПАИНЬКОЙ»? (Был послушным ребёнком) А что означает «ЛОПОТАЛ»? (говорил много, быстро и неясно)

- А «УШАТ» ребята, это вот такой большой сосуд для воды, с помощью которого двое и более двух людей могло переносить большое количество воды.

А сейчас давайте послушаем и познакомимся с произведением Корнея Ивановича Чуковского "Путаница"

Восприятие.


Открытие нового знания. Первичный синтез

Цель: тренировать навык чтения, слушания, понимания стихотворения/ сказки в стихах К. Чуковского «Путаница»

Задание №4 Прослушивание аудиозаписи.

Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с текстом стихотворения/сказки в стихах «Путаница» с помощью аудиозаписи

Учебная задача для учащихся: прослушать аудиозапись Формы и организация контроля над работой: фронтальная

Подведение результатов работы: похвала

Первичная проверка понимания текста.

- Ребята, как вы думаете, кто сейчас читал для нас «Путаницу»? (предположения) А читал для нас своё произведение сам Корней Иванович Чуковский.

- А какое настроение создаётся, когда мы слышим всё то что происходит в стихотворении? (Радость, веселье и т.д.)

Верно, а теперь давайте выразительно прочитаем «Путаницу», радостно и весело, она находится на стр.6 учебника.

Задание №5. Выразительное чтение стих-я учащимися

Учебная задача для учителя: организовать выразительное чтение стиха/ сказки в стихах «Путаница» учащимися

Учебная задача для учащихся: выразительно читать стих/ сказку в стихах

Организация работы детей: учащиеся по цепочки читают по четверостишию

Форма и организация контроля над работой: учитель слушает чтение учащихся и корректирует

Подведение результатов работы: Похвала Молодцы, ребята, вы замечательно прочитали, а самое главное с той интонацией, что задумывал Корней Иванович.
- Итак, мы с вами послушали и прочитали данное произведение, а теперь давайте проанализируем его.

Осмысление.

Анализ текста

Цель: формировать умения анализировать и понимать содержание произведения и замысел автора

Задание № 7. Беседа по произведению

Учебная задача для учителя: с помощью выстроенных вопросов проанализировать текст

Учебная задача для учащихся: ответить на вопросы учителя, осмыслить содержание

Организация работы детей: фронтальный опрос

Формы и организация контроля над работой: учитель выслушивает и корректирует ответы детей

Подведение результатов работы:

Мы уже сказали, что в это стихотворении/сказке в стихах присутствует большое количество животных, насекомых и рыб.

- С чего у нас начинается стих? Зачитайте, пожалуйста.

- Кто помог потушить кита? (бабочка)
- Каких двух героев упустил Корней Иванович при прочтении произведения нам? (крокодил и кукушка)

- А что упустил автор о этих героях? Зачитайте пожалуйста строки (Крокодил – тушил море пирогами и блинами; кукушка…)

- Ребята, а какие признаки небылицы вы увидели в этом произведении? (поджог моря, тушения огня блинами и пирогами и т.д.)

- А можно ли сказать, что «Путаница» является колыбелью? (предположения)

- А какой персонаж самый серьёзный и как Корней Иванович его называет? (Заинька, паинька)

- А как автор описывает заиньку? Зачитайте, пожалуйста. (ответы)

- Какие герои присутствуют в этом произведении (котята, поросята, утята, курочки, воробушки, медведь, заинька, мыши, кошка, рыбы, жабы, лисички, кит, лошади, мухи и т.д.)

- Можно ли назвать «Путаницу» небылицей? (да, из-за того, что лисички подожгли море, и бабочка потушила его лишь взмахнув крыльями)

- А сейчас я предлагаю немного отвлечься и поработать нам с иллюстрацией.

Задание №8. Работа с иллюстрацией
Учебная задача для учителя:
формировать умение учащихся высказывать свою точку зрения

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение высказывать свою точку зрения

Организация работы детей: парная, учащиеся ищут в иллюстрации сказки автора

Формы и организация контроля над работой: Сверка с эталоном на доске

Подведение результатов работы: похвала

- Ребята, а сейчас я предлагаю нам поработать немного с иллюстрацией нашего учебника, а именно стр. 5. Отройте, пожалуйста, тут художник учебника объединил все сказки Корнея Ивановича в один большой рисунок, рассмотрите и обсудите пожалуйста его с соседом. А после этого мы проверим какие сказки вы нашли тут.

Итак, какие сказки вы увидели? (Муха-Цокотуха, Мойдодыр, Федорино горе, Телефон)


Вторичный синтез

Цель: формировать умение обобщать понятое, умение формулировать идею произведения

Задание № 9. Обобщающая беседа

Учебная задача для учителя: обобщить изученный материал

Учебная задача для учащихся: сформулировать основную мысль текста, обосновать свою точку зрения

Организация работы детей: фронтальная

Формы и организация контроля над работой: помогать и корректировать ответы учеников

Подведение результатов работы: похвала

Ребята, давайте, теперь ответим на твой интересный вопрос. Что для каждого из вас является основной мыслью текста?

Для чего Корней Иванович написал это произведение? (Повеселить и через веселье рассказать о важности самоопределения в жизни)

- Что этой путаницей хотел показать нам автор? (Что каждому важно выполнять свою роль, иначе будет хаос)

- Как вы думаете, может ли такая путаница произойти у нас с вами? (предположения)

- А как можно было избежать этой путаницы? (Каждый выполнял свою роль)

- Для чего нам важно, чтобы каждый выполнял свою роль? (Чтобы не было путаницы и хаоса)
Верно, чтобы не допускать путаницы, Корней Иванович придумал такое потрясающее и весёлое произведение. Он учит нас тому, что если произойдёт такая большая путаница, то кто-то пострадает, как пострадал кит. Поэтому нам важно её не допускать.


Итог урока

Цель: подвести итог урока, оценить степень успешности учащихся на уроке

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Учебная задача для учителя: подвести учащихся к оцениванию своих знаний и деятельность на уроке.

Учебная задача для учащихся: самостоятельно оценить, насколько хорошо усвоился новый материал, деятельность на уроке.

Организация работы детей:

Формы и организация контроля над работой: наблюдение и выслушивание высказываний.

Подведение результатов работы: высказывания детей, почему они выбрали ту или иную ступень.

- Что ж, давайте подытожим, с кем на уроке мы сегодня познакомились? (Корней Иванович Чуковский)

- Кем является Корней Иванович? (детский писатель, поэт, журналист переводчик)

- Какое его произведение мы сегодня слушали, читали и обсуждали? (Путаница)

- Ребята, у меня есть вот такой крокодил, про которого мы сегодня читали. Итак, на столах вы можете видеть 2 смайлика: Зелёный – если вы разобрались кто такой Корней Иванович Чуковский и что он хотел донести нам своим произведением «Путаница»; Жёлтый – если у вас ещё остались вопросы по сегодняшней теме. Теперь, как вы можете видеть, у крокодила в руках есть 2 корзинки. У кого нет затруднений, те кладут зелёные смайлики в левую корзинку, а те у кого есть затруднения жёлтый в правую.

- Замечательно, мы хорошо с вами потрудились. Если у кого-то остались вопросы, то можете смело подойти на перемене, и мы всё обсудим.

Домашнее задание

Обсуждение и запись домашнего задания.

Цель: дать домашнее задание, для закрепления, пройденного на уроке материала.

Название вида учебной работы: запись домашнего задания.

  • Учебная задача для учителя: дать домашнее задание на закрепление изученного материала, если у учеников возникли вопросы или трудности, то помочь им.

  • Учебная задача для учащихся: понять домашнее задание на закрепление изученного материала, если есть трудности, то задать вопросы учителю.

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля над работой: проверка домашнего задания на следующем уроке.

  • Подведение результатов работы: выяснить, поняли ли учащихся домашнее задание Содержание:- Выразительно читать стихотворение/сказку в стихах Путаница



Оценка за урок _______________

Методист___________________ Альбрехт Т.В.

Учитель ____________________ Романчук М.В.